Презентация на тему "Опричнина"

Презентация: Опричнина
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по истории на тему: "Опричнина", благодаря которой учащиеся узнают, что обозначает этот термин, для чего была введена опричнина и какие цели преследовала. Автор дает итоговый вывод, ссылаясь на объективные источники.

Краткое содержание

  • Периодизация опричного террора
  • Опричнина и земщина
  • Учреждение опричнины
  • Опричное войско
  • Сущность опричнины в оценках историков
  • Цели опричнины
  • Жертвы
  • Новгородский погром
  • Московское дело

Содержание

  • Презентация: Опричнина
    Слайд 1

    Опричнина (1565 – 1572 гг)

    Слово «опричь» означает: «кроме»

    • «опричнина» - вдовий удел
    • «опричники» – категория зависимых крестьян, живших на землях, принадлежавших церкви.
  • Слайд 2

    Периодизация опричного террора

  • Слайд 3

    Опричнина и земщина

    В опричнину были включены уезды, близкие к Великому княжеству Литовскому, - Вяземский, Козельский, медынский, Можайский, Малоярославский… В них было развито поместное землевладение. Подмосковные волости – Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне и некоторые другие были включены в «государев опричный двор». К опричнине относились богатые северные земли: Поморье, Двинская земля, Вологодский уезд.

    В Москве границей между опричниной и земской частями стала Никитская улица. Слева от Кремля – опричнина, справа – земщина.

  • Слайд 4

    Учреждение опричнины

  • Слайд 5

    Опричное войско

    Грозный создал в опричнине монашеское братство. Их свидетельство в деталях совпадает с рассказом Шлихтинга. Объясняя эту затею, исследователи обращают внимание на то, что в общежитийном монастыре монарх усматривал «нечто вроде идеальной модели организации общества». Иван претендовал на роль учителя и наставника своих подданных в мирских делах и делах веры.

  • Слайд 6

    Троицкий собор в Александровой слободе (1513-? гг.)

    Слобода – «столица» опричнины

  • Слайд 7

    Сущность опричнины в оценках историков

  • Слайд 8

    Цели опричнины

    Опричнина как борьба дворянства с боярством, постоянная оппозиция бояр политике централизации – не реальность, а миф. Напротив, во время опричнины была установлена историческая сплочённость монарха и боярства.

    Цель опричнины – смена персоналий внутри правящей элиты

  • Слайд 9

    Кто больше пострадал от опричнины?

    На одного погибшего во время опричнины боярина приходилось трое-четверо служилых людей, а на одного служилого человека – десяток простолюдинов

  • Слайд 10

    Жертвы

    • 1565 г. – репрессии против родов Горбатых, Куракиных, Головиных, Шевырёвых.
    • 1568 г.- «Дело» боярина И.П. Фёдорова
    • 1569 г. убийство двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого, его жены и матери Ефросинии Старицкой
    • 1569 г. убийство бывшего митрополита Филиппа (Колычева)
    • 8 января-13 февраля 1570 г. - Новгородский погром
    • 25 июля 1570 г. – Казнь в Москве видных деятелей Земщины во главе с И.М. Висковатым
    • 1570 г. - Казни видных опричников: отца и сына Басмановых, А. Вяземского, М. Черкасского с женой и шестимесячным сыном
  • Слайд 11

    Новгородский погром

    8 января 1570 г. Иван Грозный торжественно въехал в Новгород. Но отказался целовать крест, с которым его встретил архиепископ Пимен. Царь обвинил новгородского пастыря в измене, что не помешало ему отобедать в архиепископском дворце. После обеда царь крикнул: «Гойда!», и начался новгородский погром, окончившийся только 13 февраля.

  • Слайд 12

    Московское дело

    Стража вывела на площадь примерно 300 опальных людей, разделенных на две группы.

    Осужденные представляли собой жалкое зрелище. После перенесенных пыток многие из них с трудом передвигались. Около 180 человек были отведены в сторону и выданы на поруки земцам. Царь «великодушно» объявил народу об их помиловании. Подле кольев остались более 100 человек.

  • Слайд 13

    «Священство» и «царство»

    • Малюта Скуратов
    • Малюта Скуратов и митрополит Филипп
  • Слайд 14

    Отмена опричнины

    Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название «опричнина». Нарушителям указа грозило строгое наказание: «Виновного (болтавшего об опричнине) обнажали по пояс и били кнутом на торгу». Эта мера, казалось бы, свидетельствовала о полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного и его «нового руководства». Но более верным представляется другое объяснение.

    Власти боялись нежелательных толков и старались предотвратить критику ненавистных опричных порядков, принуждая всех к молчанию.

  • Слайд 15

    Итоги опричнины

  • Слайд 16

    Суждение об опричнине современников

    «Всю державу свою, как топором рассёк, и этим всех смутил, так божиими людьми играя, став заговорщиком против самого себя. Царь захотел в земщине быть государем, а в опричнине остаться вотчинником, удельным князем».

    «Воздвигнул царь крамолу междоусобную, в одном и том же городе одних людей своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть людей насиловать, смерти предовать и домы грабить. И была туга и ненависть на царя в миру, и кровопролитие и казни учинились многие»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке