Содержание
-
Опричнина (1565 – 1572 гг)
Слово «опричь» означает: «кроме»
- «опричнина» - вдовий удел
- «опричники» – категория зависимых крестьян, живших на землях, принадлежавших церкви.
-
Периодизация опричного террора
-
Опричнина и земщина
В опричнину были включены уезды, близкие к Великому княжеству Литовскому, - Вяземский, Козельский, медынский, Можайский, Малоярославский… В них было развито поместное землевладение. Подмосковные волости – Гжель, Олешня, Хотунь на Лопасне и некоторые другие были включены в «государев опричный двор». К опричнине относились богатые северные земли: Поморье, Двинская земля, Вологодский уезд.
В Москве границей между опричниной и земской частями стала Никитская улица. Слева от Кремля – опричнина, справа – земщина.
-
Учреждение опричнины
-
Опричное войско
Грозный создал в опричнине монашеское братство. Их свидетельство в деталях совпадает с рассказом Шлихтинга. Объясняя эту затею, исследователи обращают внимание на то, что в общежитийном монастыре монарх усматривал «нечто вроде идеальной модели организации общества». Иван претендовал на роль учителя и наставника своих подданных в мирских делах и делах веры.
-
Троицкий собор в Александровой слободе (1513-? гг.)
Слобода – «столица» опричнины
-
Сущность опричнины в оценках историков
-
Цели опричнины
Опричнина как борьба дворянства с боярством, постоянная оппозиция бояр политике централизации – не реальность, а миф. Напротив, во время опричнины была установлена историческая сплочённость монарха и боярства.
Цель опричнины – смена персоналий внутри правящей элиты
-
Кто больше пострадал от опричнины?
На одного погибшего во время опричнины боярина приходилось трое-четверо служилых людей, а на одного служилого человека – десяток простолюдинов
-
Жертвы
- 1565 г. – репрессии против родов Горбатых, Куракиных, Головиных, Шевырёвых.
- 1568 г.- «Дело» боярина И.П. Фёдорова
- 1569 г. убийство двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого, его жены и матери Ефросинии Старицкой
- 1569 г. убийство бывшего митрополита Филиппа (Колычева)
- 8 января-13 февраля 1570 г. - Новгородский погром
- 25 июля 1570 г. – Казнь в Москве видных деятелей Земщины во главе с И.М. Висковатым
- 1570 г. - Казни видных опричников: отца и сына Басмановых, А. Вяземского, М. Черкасского с женой и шестимесячным сыном
-
Новгородский погром
8 января 1570 г. Иван Грозный торжественно въехал в Новгород. Но отказался целовать крест, с которым его встретил архиепископ Пимен. Царь обвинил новгородского пастыря в измене, что не помешало ему отобедать в архиепископском дворце. После обеда царь крикнул: «Гойда!», и начался новгородский погром, окончившийся только 13 февраля.
-
Московское дело
Стража вывела на площадь примерно 300 опальных людей, разделенных на две группы.
Осужденные представляли собой жалкое зрелище. После перенесенных пыток многие из них с трудом передвигались. Около 180 человек были отведены в сторону и выданы на поруки земцам. Царь «великодушно» объявил народу об их помиловании. Подле кольев остались более 100 человек.
-
«Священство» и «царство»
- Малюта Скуратов
- Малюта Скуратов и митрополит Филипп
-
Отмена опричнины
Последним достойным завершением опричных деяний явился царский указ 1572 г. о запрещении употреблять самое название «опричнина». Нарушителям указа грозило строгое наказание: «Виновного (болтавшего об опричнине) обнажали по пояс и били кнутом на торгу». Эта мера, казалось бы, свидетельствовала о полном искоренении опричных порядков и служила своеобразной оценкой опричнины со стороны Грозного и его «нового руководства». Но более верным представляется другое объяснение.
Власти боялись нежелательных толков и старались предотвратить критику ненавистных опричных порядков, принуждая всех к молчанию.
-
Итоги опричнины
-
Суждение об опричнине современников
«Всю державу свою, как топором рассёк, и этим всех смутил, так божиими людьми играя, став заговорщиком против самого себя. Царь захотел в земщине быть государем, а в опричнине остаться вотчинником, удельным князем».
«Воздвигнул царь крамолу междоусобную, в одном и том же городе одних людей своими собственными учинил, а прочих земщиною наименовал и заповедал своей части другую часть людей насиловать, смерти предовать и домы грабить. И была туга и ненависть на царя в миру, и кровопролитие и казни учинились многие»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.