Презентация на тему "Право восточных славян в IX-XI вв" 10 класс

Презентация: Право восточных славян в IX-XI вв
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.5
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Право восточных славян в IX-XI вв" по истории, включающую в себя 19 слайдов. Скачать файл презентации 8.43 Мб. Средняя оценка: 2.5 балла из 5. Для учеников 10 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по истории

Содержание

  • Презентация: Право восточных славян в IX-XI вв
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Социальная структура и основ-ные категории населения. Правовое положение феодалов Киевской Руси. Правовое положение групп зави-симого населения Киевской Руси. Источники древнерусского права. Русская правда. Суд и процесс в Киевской Руси. Правонарушение и ответствен-ность в Киевской Руси. Русская правда

  • Слайд 3

    Князь и его окружение

  • Слайд 4

    Заморские гости

  • Слайд 5

    В особом правовом положении ("над законом") находились князья. В приви-легированном правовом положении находились более мелкие феодалы - бояре, например, их жизнь защищалась двойной вирой; в отличие от смердов, боярам могли наследовать дочери, а не только сыновья. Боярство выделилось из боевых соратников князя, его старших дружинни-ков. В XI-XII вв. происходит оформление боярства как особого сословия и зак-репление его правового статуса. Вассалитет формируется как система отноше-ний с князем-сюзереном; его характерными признаками становятся специали-зация вассальной службы, договорный характер отношений и экономическая самостоятельность вассала. Призвание князя. Встреча князя с дружиной, старшинами и народом. Худ. А.Д.Кившенко

  • Слайд 6

    В княжеском хозяйстве важной рабочей силой была несвободная челядь (т.е. холопы). В боярских хозяйствах работали закупы, попавшие в кабалу. Боярство, как особая социальная группа, была призвана выполнять две основные функции: во-первых, участвовать в боевых походах князя, во-вто-рых, участвовать в управлении и судопроизводстве. Постепенно формируется боярская вотчина - крупное иммунитетное нас-ледственное землевладение. Поход Олега на Царьград. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XIII век

  • Слайд 7

    Среди зависимых категорий населения можно выделить смердов (крестья-не) - лично свободные (данное положение оспаривается некоторыми исследо-вателями, которые считают, что смерды находились в определенной степени личной зависимости, отдельные даже считают, что смерды были практически рабами, холопами) сельские труженики. Имели право принимать участие в военных походах как ополченцы. Свободный смерд-общинник обладал опреде-ленным имуществом, которое он мог завещать только сыновьям. При отсутст-вии наследников его имущество переходило общине. Закон защищал личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником. Смерд

  • Слайд 8

    Закупы (рядовичи) - лица, отрабатывающие свой долг в хозяйстве креди-тора. Устав о закупах помещался в Пространной редакции Русской правды (данные правоотношения были урегулированы кн. Владимиром Мономахом после восстания закупов в 1113г.). Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его и отнимать имущество. Если сам за-куп совершал правонарушение, то ответственность его была двоякой: госпо-дин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть "выдан головой", т.е. обращен в холопство. Такой же исход ждал закупа в случае его попытки уйти от господина, не расплатившись. В качестве свидетеля в су-дебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. Правовое по-ложение закупа было как бы промежуточным между свободным человеком (смердом?) и холопом.

  • Слайд 9

    Рядовичи - по договору (ряду) работали у землевладельца, нередко ока-зывались как бы временными рабами. Изгои - лица, находящиеся как бы вне социальных групп (например, от-пущенные на волю холопы, фактически зависимые от своего бывшего хозяи-на). Фактически в положении рабов находились холопы (челядины) - лица, попавшие в рабство в результате самопродажи, рождения от рабыни, купли-продажи (например, из-за границы), женитьбы на рабе (рабыни).

  • Слайд 10

    До IX в. не представляется возможным судить о конкретных структурированных нормах права. Источники древнерусского права: Правовой обычай - обычное право, складываю-щееся веками и очень медленно подвергающееся трансформации. Обычное право в договорах Руси с Византией называется Законом Русским. Договоры: договоры Руси с Византией (X в), дру-гие международные договоры, договоры между кня-жествами, сохранилось даже несколько частных до-говоров времен Киевской Руси. Судебные прецеденты - решения княжеского суда, растолковывающие или уточняющие обычные пра-вовые нормы. Некоторые судебные прецеденты вош-ли впоследствии в текст Русской правды. Греки подносят Олегу вино и пищу (вверху). Переговоры Олега с греками и заключе-ние договора (внизу). Миниатюра из летописи XV в.

  • Слайд 11

    Ещё одним источником древнерусского права является законодательст-во - писаные законы стали издаваться на Руси с X в. Тогда был издан Устав князя Владимира, устанавливавший церковную десятину и определявший юрисдикцию церковных властей (в частности, семейные правоотношения). Более подробный устав на эту же тему издал чуть позже князь Ярослав Муд-рый. Помимо светского, в конце X в. появилось церковное законодательство, не зависящее от воли киевского князя, ведь церковное законодательство было заимствовано из Византии. Все законы, заимствованные Русью из Ви-зантии, были в X в. объединены в Кормчую книгу. С XI в. основным законода-тельным источником древнерусского права становится Русская правда. Владимир Великий Ярослав Мудрый

  • Слайд 12

    Существует несколько десятков отличающихся друг от друга списков (изводов) Русской правды. Все эти списки группируются по трем редакциям Русской правды: Краткой, Пространной (больше всего списков) и Сокращен-ной. Но даже внутри редакций тексты некоторых списков совпадают не пол-ностью. В оригинале текст Русской правды не был разделен на статьи. Чтение народу Русской Правды в присутствие великого князя Ярослава

  • Слайд 13

    Краткая редакция Русской правды состоит из Правды Ярослава (Древ-нейшей правды) и Правды Ярославичей. Особняком стоят статьи "Покон вирный" и "Устав мостникам". Правда Ярослава была создана в правление князя Ярослава Мудрого, т.е. примерно во второй четверти XI в. Текст Прав-ды Ярославичей сформировался к концу XI в. Появление Краткой правды как единого сборника исследователи относят ко времени не позднее конца XI в. или начала XII в. Текст Краткой правды чаще всего встречается в древ-нерусских летописях. Прежде всего, Краткая редакция ограничила кровную месть (ст. 1). Помимо этого, в Древнейшей правде (ст.ст. 1-17) содержатся нормы об убийстве, побоях, о нарушении права собственности и способах его восстановления, о порче чужих вещей. В Правде Ярославичей, в частнос-ти, содержатся нормы о судебных пошлинах и расходах. Русская правда возникла на местной почве и была результатом развития юридической мысли в Киевской Руси. Считать древнерусское право собрани-ем норм других государств было бы ошибочным. В то же время Русь находи-лась в окружении других государств и народов, которые так или иначе влия-ли на нее и на которые влияла она.

  • Слайд 14

    Пространная редакция Русской правды состоит из Суда (устава) Ярослава (ст.ст. 1-52) и Устава Владимира Мономаха (ст.ст. 53-131). Видимо, основной текст Пространной редакции Русской правды был принят на совещании князей и бояр в Берестово в 1113 г. Эта редакция Русской правды действова-ла в русских землях до XIV-XV вв. Пространная редакция Русской правды развивает положения Краткой редакции Русской правды, выстраивая их в более стройную систему, и до-бавляет к ним нормы, установленные законодательством князя Владимира Мономаха. Разделение Пространной редакции Русской правды на Суд Ярослава и Устав Владимира довольно условное: с именами этих князей связаны только первые статьи разделов, остальные статьи кодекса заимствованы из разных эпох и источников, ведь в задачу Пространной редакции Русской правды входило собрать и включить в свой состав разные нормы, которые необхо-димо было закрепить.

  • Слайд 15

    Для древнерусского права характерен классический состязательный процесс с процессуальным равенством сторон при пассивной роли суда. Суд был гласным и открытым взору народа. Судопроизводство носило устный характер. Суды не были отделены от княжеской администрации. Каких-то особых форм судебного процесса не было, он не разделялся на уголовный и граж-данский. Вместе с тем, только по уголовным делам было возможно гонение следа, т.е. расследование преступления по горячим следам. Особой формой предварительного расследования дела был свод. Свод начинался закличем - публичным объявлением о краже. Если законный собственник находил че-ловека со своей вещью, тот (новый владелец вещи) должен был объяснить, где и у кого он ее приобрел и так дальше; человек, который не мог объяс-нить происхождение похищенной вещи, объявлялся вором и подлежал соот-ветствующей ответственности. Крайним (т.е. вором) объявлялся также тот, в чьих руках находилась вещь до того, как ее следы уходили в другую землю. Также собственник забирал свою вещь, если свод доходил до третьего, а тре-тий сам продолжал свод.

  • Слайд 16

    Свидетели делились на послухов (рассказывали про образ жизни подо-зреваемого и пр.) и видоков (очевидцев происшествия). Были и веществен-ные доказательства (например, поличное - украденная вещь). Особым видом доказательства были испытания железом, испытания во-дой. Суд во времена Русской Правды Худ. И.Я.Билибин

  • Слайд 17

    Уголовная ответственность в Киевской Руси наступала после нанесения "обиды" и за "разбой». В Русской правде упоминаются преступления против личности, против частного имущества, однако нет указаний на государственные и некоторые другие преступления (видимо, ответственность за их совершение устанав-ливалась другими законодательными актами или по княжескому произво-лу). Правда Ярослава еще допускала кровную месть за убийство, Ярославичи заменили кровную месть вирой (штрафом за убийство). Остальные штрафы именовались продажей. Вира платилась только за убийство свободных лю-дей. Обычная вира у Ярослава составляла 40 гривен. За убийство привилеги-рованных лиц (бояре, огнищане, княжеские конюхи и др.) назначалась двой-ная вира в размере 80 гривен. Русская Правда

  • Слайд 18

    За отсечение руки и, видимо, за убийство женщин назначалось полу-вирье в размере 20 гривен. За убийство княжеского холопа назначалась про-дажа в 12 гривен, за убийство холопа (а также, судя по всему, и смерда) наз-началась продажа в 5 гривен. Таким образом, налицо дифференциация нака-зания в зависимости от социального статуса жертвы преступления. Устанавливалась продажа за нанесение телесных повреждений (отсече-ние различных частей тела), за "муку" (не совсем понятно, что это такое). Виры и продажи, по-видимому, шли князю (через специальных вирни-ков). Помимо виры, выплачивалось головничество семье потерпевшего. Так-же виновный платил лекарю мзду за лечение потерпевшего. Дикая вира платилась вервью (общиной) по принципу круговой поруки, если след преступника оканчивался в деревне, а также если виру не мог зап-латить общинник. Судя по всему лиц, которые не могли заплатить виру, жда-ло разграбление.

  • Слайд 19

    В Русской правде не упоминаются различные формы вины, однако учи-тываются обстоятельства совершения преступления. Так, при убийстве в обиде назначалась предусмотренная вира, а при убийстве в разбое - высшая мера наказания «поток и разграбление». Поток - телесные наказания или продажа виновного в рабство (вместе с семьей). Разграбление - конфискация имущества виновного (правда, непонятно в чью пользу, государства или родственников жертвы). Русская правда не предусматривала смертную казнь, хотя она практиковалась. Вместе с тем, по Русской правде преступни-ка можно было убить на месте преступления в случаях убийства огнищани-на (княжеского слуги) у клети, при воровстве в ночное время. Кражи дифференцировались не по размеру, а по виду украденного иму-щества. На грани преступления и гражданского правонарушения находились та-кие действия как перепахивание межи и уничтожение межевых знаков.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке