Презентация на тему "Падение Рима и рождение средневековой европейской цивилизации" 6 класс

Презентация: Падение Рима и рождение средневековой европейской цивилизации
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Падение Рима и рождение средневековой европейской цивилизации" начинается с периода краха Римской империи в III веке н.э., образования на ее месте новых государств. Рассмотрено влияние античности и варварских народов на зарождение средневекового мира и воцарения христианства.

Краткое содержание

  • Поздняя Римская империя;
  • Великое переселение народов и падение Западной Римской империи;
  • Влияние античности и варварских народов на Средневековье;
  • Христианство.

Содержание

  • Презентация: Падение Рима и рождение средневековой европейской цивилизации
    Слайд 1

    Рождение средневековой европейской цивилизации

  • Слайд 2

    План

    • Поздняя Римская империя
    • Великое переселение народов и падение Западной Римской империи
    • Влияние античности и варварских народов на Средневековье
    • Христианство
  • Слайд 3

    Проверка домашнего задания

    • Где и когда зародились самые древние цивилизации мира? Почему их называют «речными»?
    • Перечислить признаки государства, каковы причины возникновения первых государств?
    • Что такое деспотия? Каковы ее основные черты?
    • В чем заключались особенности аристократической и демократической форм правления в греческих полисах?
    • Каковы особенности образования эллинистических государств?
    • Что являлось основой экономики Римского государства?
  • Слайд 4

    Задание №1.Закончить предложение:

    1. Первыми занятиями человека, выделившегося из животного мира,были… (охота и собирательство)
    2. Переход от присваивающего хозяйства к производящему называется… (неолитическая революция)
    3. Изменения в жизни людей, связанные с переходом к производящему хозяйству, привели к возникновению … (цивилизаций)
    4. На Востоке сложилась особая форма государства-… (деспотия)
    5. Государства, возникшие на территории Греции в 8-7в.в. до н.э., назывались… (полисы)

  • Слайд 5

    6. В Афинах сложился государственный строй, для которого были характерны такие черты как …

    • власть граждан, осуществляемая через народное собрание,
    • выборность должностных лиц,
    • равенство прав и обязанностей,
    • уважение к частной собственности
    Задание № 2. Выполнить тест.
  • Слайд 6

    Падение Западной Римской империи

    III в. н.э.- Римская империя переживает кризис. Землевладельцы пытались найти выход из экономического кризиса:

    • сдавали в аренду небольшие участки земли разорившимся земледельцам и городским беднякам – т.н. колоны
    • наделяли рабов участками земли с домами – т.н. «рабы с хижинами»
  • Слайд 7

    Основные причины кризиса Римской империи

    • Рабство - тормоз для развития экономики.
    • Разорение страны, свертывание торговли в результате гражданских войн.
    • Натиск варварских племен.
    • Ослабление центральной власти.
    • Отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.
  • Слайд 8

    IV в. н.э. – Великое переселение народов

    Германские племена :

    • франки,
    • англы,
    • саксы,
    • остготы,
    • вестготы
    • вандалы
  • Слайд 9

    Основные даты и события

    • 395 г.н.э. – раздел Римской империи на Западную и Восточную.
    • 410 г.н.э. – взятие Рима готами
    • 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами
    • 476 г.н.э. – падение Западной Римской империи
  • Слайд 10

    На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства

  • Слайд 11

    Влияние античности и варварских народов на Средневековье

  • Слайд 12

    Причины превращения христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья

    • Единственная организованная сила в масштабах всей Европы
    • Хранительница культуры, защитница ценностей порядка и милосердия
    • Единственный центр грамотности и помощница варварских королей в управлении государством
    • Объединительная сила для враждующих варварских государств
  • Слайд 13

    Вывод

    Экономический и политический кризис, поразивший Римскую империю, подорвал жизнеспособность античной цивилизации. Вторжения варваров в эпоху Великого переселения народов покончили с Западной Римской империей. На развалинах римского мира начала формироваться средневековая западноевропейская цивилизации.

  • Слайд 14

    Ответить на вопросы

    • Выделить главную причину Великого переселения народов. Почему римлянам не удалось удержать варваров на границах своей империи?
    • В какой сфере жизни средневекового общества наследие античности сказалось в наибольшей степени?
    • Какие народы участвовали в создании средневековой западноевропейской цивилизации?
  • Слайд 15

    Домашнее задание

    Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом.

  • Слайд 16

    Варварские королевства – V в.н.э.

Посмотреть все слайды

Конспект

Рождение средневековой европейской цивилизации

Цели урока:

  • Обучающая: изучить особенности зарождения средневековой цивилизации под влиянием античной и варварской культур.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения работать в парах, осуществлять самоконтроль.
  • Воспитательная: воспитание активности и самостоятельности при выполнении определенных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, лекция, иллюстрация, видеометод, работа учащихся с учебником.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, карты: “Цивилизации Древнего Востока", “Китай и Индия в древности", “Завоевания Александра Македонского", “Римская империя – I до н.э. – I в. н.э.", “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи", учебник “Россия и мир" – 10-й класс, авторы О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др.; учебный диск MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира", презентация PowerPoint (Приложение 1).

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно); проверочный тест (письменно).
III. Изучение нового материала:

  1. Поздняя Римская империя.
  2. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.
  3. Влияние античности и варварских народов на Средневековье.
  4. Роль христианской церкви в формировании средневекового общества.

IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока. Слайд № 1, 2 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: запись темы и плана урока.

II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос: слайд № 3 (Приложение 1).
Работа с картами: “Цивилизации Древнего Востока", “Китай и Индия в древности", “Завоевания Александра Македонского".
Задания на слайдах № 4, 5 (Приложение1).
Проверочный тест (Приложение 2).

Оценочная шкала:

семь/шесть правильных ответов – оценка 5;
пять правильных ответов – оценка 4;
четыре правильных ответа – оценка 3;
менее четырех правильных ответов – оценка 2.
Тест проверяется в парах.
Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Прежде чем приступить к изучению первого пункта нашей темы, вспомним основные периоды в развитии римского государства.
Предполагаемый ответ учащегося. Основание Рима – 753 г. до н.э.; царский период – VII–VI вв. до н.э.; республиканский период – III–II вв.до н.э.; императорский период – I в до н.э. – V в. н.э.; падение Западной Римской империи – 476 г.н.э.
Учитель. Пик римского могущества в Средиземноморье пришелся на период I в. до н.э. – II в. н.э., который получил в истории название ранняя империя. Действительно могущество Рима в этот период распространилось на все побережье Средиземного моря. Риму подчинились народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие разные религии, стоящие на различных ступенях цивилизационного развития. Жители покоренных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вспомните, что означает этот термин?
Предполагаемый ответ учащегося. Романизация – процесс, в ходе которого завоеванные Римом народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.
Учитель. Да, действительно, римское влияние на завоеванные народы можно проследить буквально во всем – одежда, язык, религия, способы ведения хозяйства. Но примерно с III в. н.э. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Рим перестал вести завоевательные войны, поток пленников – потенциальных рабов иссяк, крупные земельные владения начинают испытывать недостаток бесплатной рабочей силы. Попытка использовать усовершенствованные орудия труда для увеличения производительности не могла увенчаться успехом, так как рабу, не заинтересованному в результатах своего труда, нельзя было доверять эти орудия. Следовательно рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию. Какую же причину кризиса Римской империи мы назовем первой?
Предполагаемый ответ учащегося. Рабство – тормоз для развития римской экономики.
Работа в тетрадях: запись заголовка “Основные причины кризиса Римской империи" и его первой причины. Слайд № 7 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: заполнение схемы с помощью текста учебника (рисунок 1).
Проверка заполнения схемы осуществляется при помощи слайда № 6 (Приложение 1).
Учитель. Разрушительная полоса гражданский войн, поразивших Римскую империю в III в. н.э., усугубила экономический кризис. Результатом военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали поступать в казну государства. Спасаясь от разорения и императорских чиновников, римское городское население бежало в деревни, где пополняло ряды мелких арендаторов – колонов. Города, некогда бывшие центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Как сформулировать вторую причину кризиса Римской империи?
Предполагаемый ответ учащегося. Разорение хозяйства страны, свертывание торговли, упадок городов в результате гражданской войны.
Работа в тетрадях: запись второй причины кризиса Римской империи.
Учитель. Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон “солдатских императоров", ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как наделять земельными участками за военную службу стало сложно из-за упадка земледелия в стране. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступившие на римскую службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к постепенному отчуждению армии от интересов гражданского римского населения. Из всего выше изложенного какие еще причины кризиса Римского государства можно выделить?
Предполагаемый ответ учащегося. Натиск варварских племен, ослабление центральной власти в связи с частой сменой императоров, отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.
Работа в тетрадях: запись остальных причин кризиса Римской империи. Слайд № 7 (Приложение 1).
Учитель. Для изучения второго вопроса нашей темы найдите в учебнике карту “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи". На данном этапе урока наша задача заключается в том, чтобы выявить причины Великого переселения народов в IV в.н.э. и его роль в гибели Западной Римской империи. Среди народов, соседствующих с Римской империей и активно поддерживающих с ней связь, были германские и славянские племена. Римляне называли их варварами. В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли от их набегов свои границы. Но ослабление Римской империи из-за пережитых кризисов и гражданских войн не позволило остановить римлянам массовое переселение германских племен вглубь империи. Массовое передвижение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великое переселение народов.
Работа в тетрадях: запись “IV в. н.э. – Великое переселение народов".
Учитель. Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Начав движение у северных границ Китая, они дошли до Урала, Волги и Черного моря.
Учащиеся прослеживают по карте направление передвижения племен гуннов.
Учитель. Спасаясь от степных кочевников германские племена начали массовое переселение в пределы Римской империи. Часть германских племен стали союзниками Рима. Другая часть, расселившись на ее северных границах, стала совершать разорительные набеги на римские поселения. Среди германских племен, сыгравших главную роль в падении Западной Римской империи необходимо отметить племена англов, франков, саксов, остготов, вестготов, вандалов.
Работа в тетрадях: запись названий германских племен. Слайд № 8 (Приложение 1).
Работа с картой “Великое переселение народов". Слайд № 8 (Приложение 1).
Учитель. В 395 г. н.э. после смерти императора Феодосия Великого, империя разделилась на Восточную и Западную. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь. Силы Западной Римской империи были подорваны. Рим, некогда процветающий город, подвергался нападению и разорению варварами: 410 г.н.э. – взятие Рима готами; 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами. За 21 год после разгрома вандалами “вечного города", в Западной Римской империи сменилось 9 императоров – ставленников римской знати и германских военных вождей. В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой “лоскутное одеяло", где хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. В 476 г. н.э. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и объявил себя правителем. Этот год вошел в историю как год падения Западной Римской империи.
Работа в тетрадях: запись основных дат и событий. Слайд № 9 (Приложение 1).
Для более эмоционального восприятия учащимися событий, связанных с падением Западной Римской империи, для большей наглядности и лучшего усвоения информации демонстрируется отрывок с учебного диска MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира". Тема: “Цивилизация Древнего Рима". Подтема “Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи" (6 минут).
Учитель. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.
Работа с картой “Варварские королевства в V в. н.э.".
Работа с таблицей (рисунок 2).
Проверка заполнения таблицы осуществляется при помощи слайда № 10 (Приложение 1).
Учитель. Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов.
Работа в тетрадях: при помощи текста учебника заполняется таблица “Влияние античности и варварских народов на Средневековье" (рисунок 3).
Преподаватель может отслеживать оформление таблицы либо в процессе ее заполнения, либо после окончания всей работы при помощи слайда № 11 (Приложение 1).
Учитель. Последняя задача, которую необходимо решить на сегодняшнем уроке, заключается в том, чтобы выяснить роль христианской церкви в политической и экономической жизни средневекового общества.
Работа в тетрадях: с помощью текста учебника найти и записать причины, которые позволили превратиться христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья.
Контроль и самоконтроль выполненного задания. Слайд №12 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: оформление вывода по изученной теме. Слайд № 13 (Приложение 1).

IV. Закрепление изученного материала. Слайд № 14 (Приложение 1).
V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.
VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом.

Литература

  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.Н. и др. История Средних веков. Европа. Минск. 2000.
  • Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.
  • Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Смоленск. 1995.

Рождение средневековой европейской цивилизации

Цели урока:

  • Обучающая: изучить особенности зарождения средневековой цивилизации под влиянием античной и варварской культур.
  • Развивающая: формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умения работать в парах, осуществлять самоконтроль.
  • Воспитательная: воспитание активности и самостоятельности при выполнении определенных заданий.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: эвристическая беседа, лекция, иллюстрация, видеометод, работа учащихся с учебником.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, экран, проектор, карты: “Цивилизации Древнего Востока", “Китай и Индия в древности", “Завоевания Александра Македонского", “Римская империя – I до н.э. – I в. н.э.", “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи", учебник “Россия и мир" – 10-й класс, авторы О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др.; учебный диск MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира", презентация PowerPoint (Приложение 1).

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания: фронтальный опрос (устно); проверочный тест (письменно).
III. Изучение нового материала:

  1. Поздняя Римская империя.
  2. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи.
  3. Влияние античности и варварских народов на Средневековье.
  4. Роль христианской церкви в формировании средневекового общества.

IV. Закрепление изученного материала.
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.
Учитель объявляет тему урока, цели и задачи урока. Слайд № 1, 2 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: запись темы и плана урока.

II. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос: слайд № 3 (Приложение 1).
Работа с картами: “Цивилизации Древнего Востока", “Китай и Индия в древности", “Завоевания Александра Македонского".
Задания на слайдах № 4, 5 (Приложение1).
Проверочный тест (Приложение 2).

Оценочная шкала:

семь/шесть правильных ответов – оценка 5;
пять правильных ответов – оценка 4;
четыре правильных ответа – оценка 3;
менее четырех правильных ответов – оценка 2.
Тест проверяется в парах.
Итоги и оценки.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Прежде чем приступить к изучению первого пункта нашей темы, вспомним основные периоды в развитии римского государства.
Предполагаемый ответ учащегося. Основание Рима – 753 г. до н.э.; царский период – VII–VI вв. до н.э.; республиканский период – III–II вв.до н.э.; императорский период – I в до н.э. – V в. н.э.; падение Западной Римской империи – 476 г.н.э.
Учитель. Пик римского могущества в Средиземноморье пришелся на период I в. до н.э. – II в. н.э., который получил в истории название ранняя империя. Действительно могущество Рима в этот период распространилось на все побережье Средиземного моря. Риму подчинились народы, говорившие на разных языках, исповедовавшие разные религии, стоящие на различных ступенях цивилизационного развития. Жители покоренных Римом стран, прежде всего горожане, были романизированы. Вспомните, что означает этот термин?
Предполагаемый ответ учащегося. Романизация – процесс, в ходе которого завоеванные Римом народы перенимали у своих завоевателей навыки хозяйства и культуру.
Учитель. Да, действительно, римское влияние на завоеванные народы можно проследить буквально во всем – одежда, язык, религия, способы ведения хозяйства. Но примерно с III в. н.э. хозяйство Римской империи вступило в полосу кризиса. Рим перестал вести завоевательные войны, поток пленников – потенциальных рабов иссяк, крупные земельные владения начинают испытывать недостаток бесплатной рабочей силы. Попытка использовать усовершенствованные орудия труда для увеличения производительности не могла увенчаться успехом, так как рабу, не заинтересованному в результатах своего труда, нельзя было доверять эти орудия. Следовательно рабство из основы римской экономики превращается в тормоз, мешающий ее развитию. Какую же причину кризиса Римской империи мы назовем первой?
Предполагаемый ответ учащегося. Рабство – тормоз для развития римской экономики.
Работа в тетрадях: запись заголовка “Основные причины кризиса Римской империи" и его первой причины. Слайд № 7 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: заполнение схемы с помощью текста учебника (рисунок 1).
Проверка заполнения схемы осуществляется при помощи слайда № 6 (Приложение 1).
Учитель. Разрушительная полоса гражданский войн, поразивших Римскую империю в III в. н.э., усугубила экономический кризис. Результатом военных действий стало разорение хозяйства, свертывание внутренней торговли. Это привело к тому, что налоги перестали поступать в казну государства. Спасаясь от разорения и императорских чиновников, римское городское население бежало в деревни, где пополняло ряды мелких арендаторов – колонов. Города, некогда бывшие центрами ремесла и торговли, приходили в упадок. Как сформулировать вторую причину кризиса Римской империи?
Предполагаемый ответ учащегося. Разорение хозяйства страны, свертывание торговли, упадок городов в результате гражданской войны.
Работа в тетрадях: запись второй причины кризиса Римской империи.
Учитель. Междоусобицы, в ходе которых легионы то и дело возводили на трон “солдатских императоров", ослабляли Римское государство. Этим поспешили воспользоваться варварские племена, усилившие натиск на империю. Императоры испытывали большие затруднения при пополнении легионов, так как наделять земельными участками за военную службу стало сложно из-за упадка земледелия в стране. В этих условиях ускорился процесс набора в армию отрядов из тех варварских племен, которые становились союзниками Рима. Поступившие на римскую службу варвары приобретали римское гражданство и доступ к высшим военным должностям. Это приводило к постепенному отчуждению армии от интересов гражданского римского населения. Из всего выше изложенного какие еще причины кризиса Римского государства можно выделить?
Предполагаемый ответ учащегося. Натиск варварских племен, ослабление центральной власти в связи с частой сменой императоров, отчуждение римской армии от интересов гражданского римского населения.
Работа в тетрадях: запись остальных причин кризиса Римской империи. Слайд № 7 (Приложение 1).
Учитель. Для изучения второго вопроса нашей темы найдите в учебнике карту “Великое переселение народов и гибель Западной Римской империи". На данном этапе урока наша задача заключается в том, чтобы выявить причины Великого переселения народов в IV в.н.э. и его роль в гибели Западной Римской империи. Среди народов, соседствующих с Римской империей и активно поддерживающих с ней связь, были германские и славянские племена. Римляне называли их варварами. В течение почти трех столетий римляне успешно обороняли от их набегов свои границы. Но ослабление Римской империи из-за пережитых кризисов и гражданских войн не позволило остановить римлянам массовое переселение германских племен вглубь империи. Массовое передвижение, охватившее огромные пространства Европы и Азии, получило название Великое переселение народов.
Работа в тетрадях: запись “IV в. н.э. – Великое переселение народов".
Учитель. Начало Великому переселению народов положили племена гуннов. Начав движение у северных границ Китая, они дошли до Урала, Волги и Черного моря.
Учащиеся прослеживают по карте направление передвижения племен гуннов.
Учитель. Спасаясь от степных кочевников германские племена начали массовое переселение в пределы Римской империи. Часть германских племен стали союзниками Рима. Другая часть, расселившись на ее северных границах, стала совершать разорительные набеги на римские поселения. Среди германских племен, сыгравших главную роль в падении Западной Римской империи необходимо отметить племена англов, франков, саксов, остготов, вестготов, вандалов.
Работа в тетрадях: запись названий германских племен. Слайд № 8 (Приложение 1).
Работа с картой “Великое переселение народов". Слайд № 8 (Приложение 1).
Учитель. В 395 г. н.э. после смерти императора Феодосия Великого, империя разделилась на Восточную и Западную. Столицей Восточной Римской империи стал город Константинополь. Силы Западной Римской империи были подорваны. Рим, некогда процветающий город, подвергался нападению и разорению варварами: 410 г.н.э. – взятие Рима готами; 455 г.н.э. – разрушение Рима вандалами. За 21 год после разгрома вандалами “вечного города", в Западной Римской империи сменилось 9 императоров – ставленников римской знати и германских военных вождей. В последние годы существования Западной Римской империи ее территория представляла собой “лоскутное одеяло", где хозяйничали германцы, отнимавшие земли у местных землевладельцев. В 476 г. н.э. вождь наемных германских отрядов Одоакр сместил последнего римского императора Ромула Августула и объявил себя правителем. Этот год вошел в историю как год падения Западной Римской империи.
Работа в тетрадях: запись основных дат и событий. Слайд № 9 (Приложение 1).
Для более эмоционального восприятия учащимися событий, связанных с падением Западной Римской империи, для большей наглядности и лучшего усвоения информации демонстрируется отрывок с учебного диска MEDIA CORDIS “Всеобщая история. История Древнего мира". Тема: “Цивилизация Древнего Рима". Подтема “Взятие Рима готами и вандалами. Распад и гибель Западной Римской империи" (6 минут).
Учитель. На развалинах Западной Римской империи возникли варварские королевства.
Работа с картой “Варварские королевства в V в. н.э.".
Работа с таблицей (рисунок 2).
Проверка заполнения таблицы осуществляется при помощи слайда № 10 (Приложение 1).
Учитель. Гибель античной цивилизации под натиском варварских племен не означала полной утраты того исторического наследия, которое древние греки и римляне оставили своим преемникам. Современное европейское общество сформировалось и выросло из средневекового общества, которое в свою очередь, является примером синтеза двух культур – античной и культуры варварских народов.
Работа в тетрадях: при помощи текста учебника заполняется таблица “Влияние античности и варварских народов на Средневековье" (рисунок 3).
Преподаватель может отслеживать оформление таблицы либо в процессе ее заполнения, либо после окончания всей работы при помощи слайда № 11 (Приложение 1).
Учитель. Последняя задача, которую необходимо решить на сегодняшнем уроке, заключается в том, чтобы выяснить роль христианской церкви в политической и экономической жизни средневекового общества.
Работа в тетрадях: с помощью текста учебника найти и записать причины, которые позволили превратиться христианской церкви во влиятельную политическую и экономическую силу Средневековья.
Контроль и самоконтроль выполненного задания. Слайд №12 (Приложение 1).
Работа в тетрадях: оформление вывода по изученной теме. Слайд № 13 (Приложение 1).

IV. Закрепление изученного материала. Слайд № 14 (Приложение 1).
V. Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным учащимся.
VI. Домашнее задание. Подготовить устное сообщение о правителях варварских королевств Хлодвиге, Карле Мартелле, Карле Великом.

Литература

  • Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.Н. и др. История Средних веков. Европа. Минск. 2000.
  • Игнатов А.В.. Методическое пособие. М. 2005.
  • Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. Смоленск. 1995.
Скачать конспект

Сообщить об ошибке