Презентация на тему "Серебрянный век русской культуры" 9 класс

Презентация: Серебрянный век русской культуры
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Серебрянный век русской культуры" для 9 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 27 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по истории в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    история
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Серебрянный век русской культуры
    Слайд 1

    Серебряный век русской культуры

  • Слайд 2

    Городской быт

    На центральных улицах выросли банки, правления пароходных и железнодорожных товариществ, акционерных компаний, дорогие магазины. В 1904 г. в Москве появился первый восьмиэтажный «небоскреб». Во многих доходных домах имелись не только водопровод и канализация, но и ванные комнаты с душем. В квартирах загорелись электрические люстры и бра, в многоэтажных домах появились электрические лифты Широко распространилась телефонная связь. В начале ХХ в. на улицах появились первые автомобили. К услугам дворян, купцов, чиновников высших рангов были многочисленные дорогие рестораны с изысканной кухней и вышколенными официантами. Публика попроще посещала трактиры, в меню которых преобладали плотные русские блюда: похлебки, блины, пироги, кулебяки. Благоустройство города во многом зависело от благотворительности. Особенно щедро тратили средства на городские нужды богатые московские купцы: Алексеевы, Бахрушины, Морозовы, Солодовниковы, Шелапутиныи многие другие.

  • Слайд 3

    Большая Покровская улица в Нижнем Новгороде, 1900-е гг. Доходный дом М. Бабанина в Москве. Архитектор Э.К. Нирнзее, 1912–1913 гг. Телефонный аппарат начала ХХ в.

  • Слайд 4

    Образование

    Согласно переписи 1897 г. лишь 22,3% российских подданных старше 8 лет были грамотными. 94% российских начальных школ были одноклассными, а срок обучения составлял 1–3 года. Лишь в 1900 г. Министерство просвещения установило единый срок обучения в начальной школе — 3 года, а в 1910 г. увеличило его до 4-х лет. В начале ХХ в. в России появился всего один новый университет — Саратовский, открытый в 1909 г. В 1915 г. на основе эвакуированных Варшавского и Дерптского были образованы Ростовский и Воронежский университеты. Продолжало развиваться женское высшее образование. Женские Педагогический и Медицинский институты – в Петербурге. В ряде провинциальных городов были открыты Высшие женские курсы. С 1911 г. их дипломы приравнивались к университетским. В 1915 г. женщины были допущены в Казанский и Саратовский университеты. С 1906 г. стали создаваться народные университеты. Самым известным среди них был Московский городской народный университет.

  • Слайд 5

    Казанский университет

  • Слайд 6

    Наука

    П.Н. Лебедев экспериментально доказал возможность измерения давления света. В.И. Вернадский заложил основы биохимии, биогеохимии и радиогеологии. В начале ХХ в. два русских ученых были удостоены Нобелевской премии: И.П. Павлов — за изучение высшей нервной деятельности и И.И. Мечников — за исследования в области иммунологии. И.И. Сикорский в 1911 г. разработал и сконструировал первый в мире вертолет, а в 1913 г. — первый многомоторный самолет «Русский витязь». Работы К.Э. Циолковского о движении ракет заложили теоретические основы космических полетов. В 1899 г. вышел в плавание первый российский ледокол «Ермак». Благодаря использованию ледоколов в 1913 г. удалось исследовать и нанести на карту архипелаг Новая Земля. В 1912 г. Г.Я. Седов предпринял экспедицию к Северному полюсу, но погиб при попытке достичь цели на собачьих упряжках.

  • Слайд 7

    Владимир Иванович Вернадский Иван Петрович Павлов Илья Ильич Мечников Константин Эдуардович Циолковский Ледокол «Ермак»

  • Слайд 8

    Литература

    В русской литературе на рубеже XIX–ХХ вв. взаимодействовали несколько различных тенденций. Творчество писателей-реалистов, как и прежде, было направлено на бичевание общественных пороков. Продолжали работать Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В 1890-х гг. начался творческий путь А.И. Куприна и И.А. Бунина. Иван Алексеевич Бунин Александр Иванович Куприн

  • Слайд 9

    Начиная с 1890-х гг. Л.Н. Толстой все больше задавался философскими вопросами. Отрицая официальную церковь, писатель призывал вернуться к первоначальному учению Христа, понимая его как любовь к человеку, всепрощение и непротивление злу насилием. Призыв Толстого к опрощению и нравственному очищению физическим трудом получил широкое распространение в среде интеллигенции. Возникло движение его последователей — толстовцев. Они создавали обособленные земледельческие коммуны, отказывались от несения военной службы, уплаты налогов. Лев Николаевич Толстой и Максим Горький в Ясной Поляне

  • Слайд 10

    Основными темами реалистической прозы того времени стали утрата идеалов и бессмысленность обывательского существования («Ионыч» и «Крыжовник» Чехова, «Поединок» Куприна), гибель прежней дворянской культуры («Вишневый сад» Чехова, «Антоновские яблоки» Бунина), грубость и жестокость крестьянского мира («Мужики» и «В овраге» Чехова, «Деревня» и «Суходол» Бунина), устрашающее наступление фабричной цивилизации («Молох» Куприна). В повести Чехова «Палата № 6», рассказывающей о страшной повседневности психиатрической лечебницы, были, по словам Н.С. Лескова, «в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры».

  • Слайд 11

    Особое место в литературе занял М. Горький. В ранних рассказах Горький поэтизировал обитателей городского «дна» — босяков, которые казались ему истинно свободными людьми. В ряде произведений писатель выступал как революционный романтик («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»). В 1905 г. Горький вступил в РСДРП, активно поддерживал революцию. Романтизм в его творчестве уступает место «героическому реализму». Первым произведением «героического реализма» стал вышедший в 1906 г. роман «Мать», в центре которого — фигура «сознательного пролетария» Павла Власова. В этом романе Горький пожертвовал сложностью образов ради плакатного революционного пафоса. Пьесу Горького «Враги» цензура запретила к постановке как «сплошную проповедь против имущих классов».

  • Слайд 12

    На рубеже XIX и ХХ вв. безоговорочное прежде господство реализма в русской литературе и искусстве сменилось сочетанием множества новых стилей. Эту эпоху Н.А. Бердяев назвал Серебряным веком русской культуры. Одним из ведущих художественных направлений стал символизм. Крупнейшими представителями символизма в русской литературе являлись К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский Ф.К. Сологуб,а несколько позднее — А. Белый, В.И. Иванов, А.А. Блок. Идеи символизма и мистицизма проповедовали в 1900-х гг. журналы «Новый путь», «Вопросы жизни», «Весы».

  • Слайд 13

    Символисты противопоставляли живой реальности мир видений и грез, выражающих потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Мережковский видел причину упадка литературы в преобладании реализма, а будущее ее связывал с «божественным идеализмом». Для символистов было характерно увлечение «чистым искусством», воспевание индивидуализма, культ «сверхчеловека». Константин Дмитриевич Бальмонт Рисунок В. Серова Валерий Яковлевич Брюсов

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Литература

    В 1912 г. было создано литературное объединение «Цех поэтов», провозгласившее намерение реформировать символизм. Новое литературное направление стало называться акмеизмом. Его лидерами были Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова. Николай Степанович Гумилев

  • Слайд 16

    Примерно в это же время заявило о себе другое поэтическое направление — футуризм. Его приверженцы — Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников — выступали за создание абсолютно нового «искусства будущего», отвергали культурное наследие прошлого, требовали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Поэт И. Северянин провозгласил себя создателем эгофутуризма, что переводится как «я — будущее». Владимир Владимирович Маяковский Велимир Хлебников

  • Слайд 17

    В начале ХХ в. заявили о себе «крестьянские поэты»: С.А. Клычков и Н.А. Клюев. В 1916 г. был опубликован первый сборник стихотворений С.А. Есенина.

  • Слайд 18

    Театр и кино

    Новая эпоха в истории русского драматического театра началась с создания К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-ДанченкоМосковского художественного театра. Он открылся в 1898 г. спектаклем по исторической драме А.Н. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Но подлинным рождением театра стала премьера «Чайки» А.П. Чехова. Пьесы Чехова и М. Горького составили основу репертуара МХТ. В труппе театра выступали выдающиеся актеры: М.А. Чехов, О.Л. Книппер-Чехова, И.М. Москвин, В.И. Качалов.

  • Слайд 19

    Ольга Леонардовна Книппер-Чехова Владимир Иванович Немирович-Данченко Константин Сергеевич Станиславский

  • Слайд 20

    Иную театральную эстетику развивал В.Э. Мейерхольд, ставший в 1906 г. главным режиссером театра В.Ф. Комиссаржевской. Он начинал как ученик Станиславского и Немировича-Данченко, но вскоре предпочел реализму символистскую условность и практически полный отказ от декораций. Вера Фёдоровна Комиссаржевская

  • Слайд 21

    В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин» положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» режиссера А.А. Ханжонковавышел на экраны в 1911г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов, поставивший почти 80 фильмов. Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В. Холодная и И.И. Мозжухин.

  • Слайд 22

    Вера Холодная Иван Мозжухин

  • Слайд 23

    Театр и кино

    В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин» положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» режиссера А.А. Ханжонковавышел на экраны в 1911г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов, поставивший почти 80 фильмов. Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В. Холодная и И.И. Мозжухин.

  • Слайд 24

    В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин» положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» режиссера А.А. Ханжонковавышел на экраны в 1911г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов, поставивший почти 80 фильмов. Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В. Холодная и И.И. Мозжухин.

  • Слайд 25

    В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин» положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» режиссера А.А. Ханжонковавышел на экраны в 1911г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов, поставивший почти 80 фильмов. Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В. Холодная и И.И. Мозжухин.

  • Слайд 26

    В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин» положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» режиссера А.А. Ханжонковавышел на экраны в 1911г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов, поставивший почти 80 фильмов. Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В. Холодная и И.И. Мозжухин.

  • Слайд 27

    В 1896 г. жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в 1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин» положил начало отечественному кинематографу. Первый в России полнометражный художественный фильм «Оборона Севастополя» режиссера А.А. Ханжонковавышел на экраны в 1911г. Крупнейшим режиссером дореволюционного кино стал Я.А. Протазанов, поставивший почти 80 фильмов. Самыми знаменитыми актерами эпохи немого кино, требовавшего от исполнителей особенно выразительной внешности, мимики, пластики, были В.В. Холодная и И.И. Мозжухин.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке