Содержание
-
Сверхъестественные существа в славянской мифологии
-
Цели нашего проекта: 1.Углубить знания о славянской мифологии; 2. Ознакомиться с некоторыми мало известными персонажами славянской мифологии; 3. Познакомиться с быличками – особым жанром современной мифологической прозы; 4.Показать, что мифология – одно из проявлений генетической общности художественной культуры восточных славян, а также важный элемент в формировании толерантного сознания общества; 5. Создать электронное презентационное пособие для уроков литературы, русского языка, истории и культурологии;
-
Актуальность сборника, включающего в себя материал о персонажах славянской мифологии, привела к созданию нашего проекта. Настоящее электронное пособие может быть использовано учителями и учащимися в процессе подготовки к занятиям.
-
Сборник состоит из трех частей. Первая часть рассказывает об особенностях славянской мифологии. Во второй части можно познакомиться с некоторыми мало известными персонажами славянской мифологии. Третья часть посвящена быличкам – особому жанру современной мифологической прозы.
-
План
Часть I Славянская мифология Влияние мифологии на культуру Часть II Анчутка Шиликуны Тюха Лохматая Удельница Суседко Игоша Волкодлак Жердяй Боровик Самовилы Боли –Бошка Часть III Былички Происхождение термина Специфика жанра
-
-
Часть I
-
Mифология– неотъемлемая часть культуры любого народа. История практически всех известных сейчас народов, как существующих в настоящее время, так и давно сошедших с исторической сцены, как правило, начинается именно с мифов.
-
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
-
До принятия христианства практически вся восточнославянская мифология находилась в рамках явления, называемого древнерусским язычеством, поэтому почерпнуть сведения о ней мы можем из древнерусских письменных источников. Следует, однако, отметить, что, во-первых, религия правящей верхушки и простого народа всегда значительно различаются, и, во-вторых, в источниках рассматриваются, как правило, персонажи верхнего уровня, языческие божества, а персонажи низшей мифологии обычно остаются в стороне.
-
Влияние на культуру
Художественная литература Анджей Сапковский Цикл романов про Ведьмака Геральта Мария Семёнова Цикл романов Волкодав Там, где лес не растёт Юрий Никитин Елизавета Дворецкая Олег Дивов
-
Музыка Инна Желанная Пелагея группа «Аркона» группа «Ветер Воды» группа «Калевала» группа «Волга» группа «Дорога Водана» группа «Калинов Мост» группа «Мельница» группа «Невидь» группа «Иван Царевич» группа «Реанимация» группа «Сварга» группа «Северные Врата» группа «Темнозорь» группа «ТіньСонця» группа «Элессар» группа «Alkonost» группа «ButterflyTemple» группа «Kamaedzitca» Живопись Виктор Васнецов Николай Рерих Константин Васильев Иван Билибин Всеволод Иванов Компьютерные игры Серия ролевых игр «Князь»: Князь: Легенды Лесной страны, Князь 2: «Кровь титанов», Князь 2: «Продолжение легенды», Князь 3: «Новая династия»
-
Часть II
-
Анчутка – в русской мифологии- маленький, но весьма проказливый бесенок, помесь черта и утки. Его отличительная черта – невысокий рост, умение летать и повышенная чумазость. Он связан с водой, и вместе с тем летает. Иногда его называют водяным, болотным. Его имя часто употребляют с эпитетами «беспятый», «роговой», «беспалый». В 1980-е годы на сцене Томского ТЮЗа с успехом шел спектакль «Анчутка» Aнчутка
-
-
Шиликуны(шуликуны, шулюкуны, шликуны)
Шиликуны( возможно, от др.-слав. Щуй – «левый»,плохой, нечистый») – у северных русских – сезонные демоны. Связаны со стихией воды и огня, появляются в Сочельник из трубы и уходят назад под воду на Крещение. Бегают по улица, часто с горячими углями на железной сковородке или железным каленым крюком в руках, которым могут захватить людей. Ростом часто с кулачек или побольше могут иметь конские ноги и заостренную голову; азо рта у них пылает огонь. Носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки. На святки толкутся на перекрестках дорог или около прорубей, встречаются в лесу ( отсюда формула пугания детей: «не ходи в лес – Шуликун пылает») дразнят пьяных, толкают их в грязь, не причиняя при этом большого вреда. Но могут заманить в прорубь, утопить. По Вологодским поверьям, Шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Родственны другим славянским демонам – караконджалам, кикиморам.
-
-
TюхаЛохматая
Тюха Лохматая – славянский род Нежити, встречается редко, живет только в избах, с Домовым рядом. Размером не велика, с рукавицу. Лохматая вся и виду потешного. За хозяйством смотрит; детей да живность домашнюю любит, особенно кошек. Если хозяева неаккуратны, хозяйство плохо ведут, она выходит из себя, лютует.
-
-
Yдельница
Удельница – Русский дух – похититель доли, счастья, судьбы и дающей другой удел в жизни: болезнь, уродство, смерть. Гений злого рока, черный, волосатый, растрепанный. Преждевременно вынимают младенца из материнской утробы и уродуют его, мучают родильницу.
-
-
Cуседко
Суседко– реский дух Нежити, одна из разновидностей Домовых. Живет едва ли не печи(на шестке). Прозван так за охотное сожительство с людьми. Очень маленький, его почти не видно. Муж Кикиморы. Одет в огромную, не по размеру, лохматую шапку. Очень доброжелателен, старается своевременно предупредить людей о надвигающейся беде.
-
-
Игоша
Игоша – русский дух родившегося, но умершего некрещеным ребенка. Не имеет рук и ног. Обитает то тут, то там и проказит, особенно если кто-то не хочет признавать его – невидимку – за Домового, не кладет ему за столом ложку и ломтя хлеба, не выкинет ему из окошка шапки и рукавиц.
-
-
Bолкодлак
Волкодлак – в славянской мифологии человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка. Читалось, что колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда. В христианских поверьях – слуга дьявола, предводитель стаи волков, оборачивается ночью в волка, нападает на скот и людей.
-
-
Жердяй
Жердяй – русский нечистый, имеющий очень длинный рост очень тоненький ( от слова «жердь»). Шатается иногда по улицам, греет руки в трубе, заглядывает в окна и пугает людей. Жалкий шатун, осужденный век слоняться по свету без толку и смысла.
-
-
Боровик
Боровик – славянский дух бора, рощи. Имеет вид огромного медведя, но без хвоста, чем и отличается от зверя. Питается животными, но иногда заедает и людей. Когда люди хотят его увидеть, чтобы договориться о благополучном выпасе скота, чтобы вернул пропавших без вести людей, скот, излечил от привязавшейся в бору болезни, берут кошку и начинают её душить. Заслышав кошачье мяуканье, Боровик выходит из леса к человеку и вступает с ним в переговоры.
-
-
Cамовилы
Самовилы(вилы) – согласно поверьям южных славян, это подобие добрых русалок. Они молоды, красивы, на голове у некоторых короны. Любят танцевать под луною, летать по воздуху, качаться на березах, купаться, расчесывать длинные волосы. К людям добры, охотно выходят замуж за статных молодцев, рожают одаренных детей. Покровительницы растений, врачевательницы. До сих пор крестьяне приносят к «вилину» дереву – боярышнику – чашу вина с просьбой исцелить больного. Но среди вил есть и не добрые, завидующие людям, насылающие болезни. У злых вил – ноги с копытами, крылья, чудовищные груди, переброшенные за спину. Вредят скоту, топчут посевы, иссушают водоемы - , правда, в наказание за людские грехи. По поверью, и добрые, и злые вилы улетели в дальни края после появления огнестрельного оружия.
-
-
Боли-бошка
Боли-бошка - русский дух леса, живущий в ягодных местах, пуще всего на клюкве, да бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежда - рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза - не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикидывается жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку или еще что-нибудь. Нельзя поддаваться на уговоры, как бы не умолял. Уступишь - начнешь о потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать - вскочит Боли-Бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься - и вовсе пропадешь.
-
-
Часть III
-
B последнее время в науке и искусстве возрос интерес к фольклору вообще и к быличке, как к одному из интереснейших жанров, в частности. Былички – народные рассказы о встречах человека со сверхъестественными существами, главным образом, из пантеона славянской мифологии. Обращение просветителей к быличкам, к мифологии связано со стремлением воспитать у людей высокое уважение к национальной культуре. Они и те же образы, стилистические и художественные формы их воплощения подтверждают генетическую общность культуры славян. Тесное взаимодействие славянских народов, в том числе и в области духовной культуры, предполагает утверждение межнационального доверия, дружбы, взаимопонимания, а значит, ведет к формированию толерантного сознания каждой отдельной личности.
-
Происхождение термина
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра. Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале ХIХ века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э. В. Померанцева, «само слово „быличка“ было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их легкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам „предание“, „легенда“, „бывальщина“».
-
Специфика жанра
В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности. Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.
-
В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, — о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвященных) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин — полноправных членов племени. Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н. В. Гоголь, «Вий») или включаются в текст (например, И. С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»)
-
Список использованной литературы:
Сборник «Народный дневник. Народные праздники и обычаи» Из «Сказаний русского народа», собранных И.П.Сахаровым. Москва, «дружба народов», 1991г., с.213 «IX Международный съезд славистов. История, культура, этнография и фольклор славянских народов». М., «Наука», 1983г., С.295 «Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири». Отв. Ред. Р.П.Матвеева. Новосибирск, издательство «Наука», Сибирское отделение, 1987 г., С400 «Славянская мифология. Словарь Грушко» ( по материалам Интернет-издания)
-
The end
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.