Презентация на тему "Сталинская модернизация народного хозяйства"

Включить эффекты
1 из 34
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
5 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Сталинская модернизация народного хозяйства" содержит информацию о реформах И.В. Сталина в 30-х годах XX века относительно сельского и народного хозяйства. Рассмотрены цели, пути реализации нововведений и их положительные и отрицательные последствия для советского народа и экономики.

Краткое содержание

  • Индустриализация, ее цели, особенности, пути реализации;
  • XIV съесд ВКП(б);
  • Экономические и социальные последствия индустриализации;
  • Пути модернизации сельского хозяйства (коллективизация);
  • Задания для учеников.

Содержание

  • Сталинская модернизация народного хозяйства
    Слайд 1

    Сталинская модернизация народного хозяйства


  • Слайд 2

    Цели урока

    • Обобщить изученный материал по предметам гуманитарного цикла, дать характеристику периода "сталинской модернизации», выявить истоки и последствия этого явления;
    • научить излагать оценки, приведённые в учебной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий, личностей, исторических процессов;
    • воспитывать уважение к истории Отечества;
    • выработать навыки использования ИКТ на уроках.

  • Слайд 3

    План урока

    • вступительное слово учителя;
    • работа в группах – обсуждение предложенных тем;
    • подведение итогов.

  • Слайд 4

    Индустриализация

    Модернизация промышленности страны на основе социалистической индустриализации СССР.

  • Слайд 5

    Вопросы для подведения итогов

    • Была ли объективная необходимость индустриализации?
    • Какие существовали альтернативные варианты ее осуществления?
    • Когда и почему в СССР произошел поворот к форсированному развитию экономики?
    • В чем состояли специфические особенности проведения индустриализации в СССР?
    • Каковы были основные источники ее финансирования?
    • Дайте Ваше объяснение феномена энтузиазма масс в годы первых пятилеток.

  • Слайд 6

    Сталинская модернизация

    Индустриализация, коллективизация, создание новой армии - все это были части большой программы модернизации СССР. Главным в ней было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятием времени, стилем труда и поведения - в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей.

  • Слайд 7

    Индустриализация

    Социалистическая индустриализация СССР (сталинская индустриализация) - процесс форсированного наращивания промышленного потенциала СССР для сокращения отставания экономики от развитых капиталистических стран, осуществлявшийся в 1930-е годы.

  • Слайд 8

    XIV съезд ВКП (б)

    В декабре 1925 г. состоялся XIV съезд правящей партии, который сформулировал главную задачу индустриализации: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование, чтобы в обстановке капиталистического окружения СССР представлял собой экономически самостоятельное государство, строящее социализм.
    В этой связи возник термин «социалистическая индустриализация».

  • Слайд 9

    После съезда развернулись дискуссии по вопросу о темпах и методах осуществления индустриализации. Особая острота этих дискуссий была обусловлена недостатком материальных и финансовых средств для одновременного развития всех отраслей народного хозяйства.

  • Слайд 10

    Цели индустриализации

    • Преодоление технико-экономической отсталости;
    • Достижение экономической независимости;
    • Создание мощной тяжелой и оборонной промышленности;
    • Формирование машинно-технической базы в сельском хозяйстве для проведения коллективизации.

  • Слайд 11

    Особенности советской индустриализации

    1. Главный источник накопления средств для индустриализации осуществлялся за счет «перекачивания» средств из деревни, а также эксплуатации трудового энтузиазма людей;
    2. Развитие производства средств производства в ущерб производству предметов потребления;
    3. Милитаризация экономики;
    4. Сверхвысокие темпы индустриализации, «штурмовщина».

  • Слайд 12

    Пути индустриализации

    • «сверхиндустриализация»;
    • «мягкая» индустриализация;
    • С элементами рынка «форсированная» индустриализация развитие тяжелой промышленности.

  • Слайд 13

    Три главных концепции промышленного развития Советского Союза:
    Первая предполагала проведение так называемой "сверхиндустриализации" с использованием трудовых армий, формируемых путем мобилизации рабочих, установлением на производстве жесткой военной дисциплины, финансированием промышленных программ в ущерб населению, и прежде всего крестьянству, и так находившемуся в бедственном положении. Главный идеолог казарменной индустриализации Л.Д. Троцкий.

  • Слайд 14

    Сторонники принципиально иного подхода – Н.И. Бухарин и др. – ратовали за минимизацию государственного принуждения, ослабление нажима на частника и вовлечение его капиталов в социалистическое строительство через рыночные механизмы, соответствие целей индустриализации и возможностей их достижения, выравнивание темпов развития тяжелой и легкой промышленности, активизацию экспорта товаров и сырья и закупки на вырученные средства техники.

  • Слайд 15

    Троцкий и Бухарин

    • Троцкий Лев Давидович
    • Бухарин Николай Иванович

  • Слайд 16

    Пути индустриализации

    Третий подход, был принят на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 г. и после этого стал официальной государственной программой индустриализации страны. Концепция ее развития была сформулирована И.В. Сталиным следующим образом:

  • Слайд 17

    "Существо индустриализации состоит не в простом росте промышленности, а в развитии тяжелой индустрии и прежде всего ее сердцевины – машиностроения, ибо только создание тяжелой индустрии и собственно машиностроения обеспечивает материальную базу социализма и ставит страну социализма в независимое от капиталистического мира положение"

  • Слайд 18

    Экономические и социальные последствия индустриализации

    Положительные:

    • достижение экономической независимости;
    • превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу;
    • укрепление обороноспособности страны, создание мощного военно-промышленного комплекса;
    • создание технической базы сельского хозяйства;
    • развитие новых отраслей промышленности, строительство новых фабрик и заводов.

  • Слайд 19

    Отрицательные

    • формирование командно-административной экономики;
    • создание возможностей для военно-политической экспансии СССР, милитаризация экономики;
    • замедление развития производства предметов потребления;
    • сплошная коллективизация сельского хозяйства;
    • стимулирование экстенсивного развития экономики, движение к экологической катастрофе.

  • Слайд 20

    Обсуждение в классе

    • Проанализируйте, каковы важнейшие результаты первых пятилеток?
    • Какой ценой были достигнуты успехи сталинской модернизации?
    • Как они сказались на благосостоянии народа?

  • Слайд 21

    Вывод

    В конце 20-х - 30-е годы в Советском Союзе проводилась социально-экономическая модернизация. Это было время первых пятилеток, годы сложных и противоречивых процессов с неоднозначными последствиями. С одной стороны, многие хозяйственные проекты 30-х годов отвечали долгосрочным интересам страны (развитие тяжелой индустрии, создание новых отраслей промышленности, хозяйственное освоение восточных регионов, укрепление обороноспособности). С другой стороны, радикальная перестройка производительных сил и производственных отношений привела к созданию в СССР нерыночной модели экономики.

  • Слайд 22

    • Результаты индустриальных преобразований оказались неоднозначными, они проводились в основном за счет народа, что отразилось на жизненном уровне трудящихся и последующем развитии советского общества.
    • В 30-е годы в СССР утверждается тоталитарный режим в форме административно-командной системы.

  • Слайд 23

    Сталинская модернизация

    Коллективизация.

  • Слайд 24

    Пути модернизации сельского хозяйства

    Первый путь - новый вариант "столыпинской реформы", поддержка набирающего силу кулака, перераспределение в его пользу ресурсов основной массы хозяйств середняков, расслоение села на крупных фермеров и пролетариат.

  • Слайд 25

    • Второй путь - ликвидация очагов капиталистического хозяйства (кулаков) и образование крупных механизированных коллективных хозяйств.
    • Третий путь - постепенное развитие трудовых единоличных крестьянских хозяйств с их кооперацией в "естественном" темпе - по всем расчетам оказывался слишком медленным.

  • Слайд 26

    Политика коллективизации предполагала

    • отмену аренды земли,
    • запрет наемного труда и раскулачивание, т. е. конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) земли и имущества. Сами кулаки, если не были расстреляны, направлялись в Сибирь или на Соловки. Так, только на Украине в 1929 г . под суд было отдано более 33 тыс. кулаков, их имущество полностью конфисковано и распродано.

  • Слайд 27

    Последствия коллективизации

  • Слайд 28

    • В 1930-1931 гг. в ходе раскулачивания в отдельные районы страны было выселено примерно 381 тыс. «кулацких» семей. Всего в ходе раскулачивания выселено более 3,5 м и человек.
    • Конфискованный у кулаков скот также направляли в колхозы, но отсутствие контроля и средств на содержание животных привело к падежу скота. С 1928 по 1934 г . поголовье крупного рогатого скота уменьшилось почти в два раза.
    • Отсутствие общественных хлебохранилищ, специалистов и техники для обработки больших, площадей привели к снижению хлебозаготовок, что вызвало голод на Кавказе, в Поволжье, Казахстане, на Украине (погибло 3-5 млн. человек).

  • Слайд 29

    • Меры проведения коллективизации встретили массовое сопротивление крестьян.
    • Пассивное сопротивление крестьян и переселение в город были сломлены введением в 1932 г . паспортной системы, прикрепившей крестьян к земле.

  • Слайд 30

    • Отказы вступить в колхоз расценивались как саботаж и подрыв советских устоев, тех, кто сопротивлялся насильственному включению в колхозное хозяйство, приравнивали к кулакам.
    • С целью заинтересовать крестьян было разрешено создание подсобного хозяйства на небольшом приусадебном участке земли, отводившемся под огород, жилье и хозяйственные постройки. Была разрешена реализация продукции, полученной с личного подсобного хозяйства.

  • Слайд 31

    Итоги коллективизации сельского хозяйства

    • В результате политики коллективизации к 1932 г . было создано 221 тыс. колхозов, что составило примерно 61 % крестьянских хозяйств.
    • К 1937-1938 гг. коллективизация была завершена. За эти годы построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечивали деревню техникой, необходимой для посадки, уборки и обработки хлеба.
    • Расширились посевные площади в сторону увеличения технических культур (картофель, сахарная свекла, подсолнечник, хлопок, гречиха, др.).

  • Слайд 32

    По многим показателям результаты коллективизации не соответствовали запланированным:

    • рост валового продукта в 1928-1934 гг. составил 8 %, вместо планируемых 50 %;
    • колхозы играли ведущую роль лишь в заготовках хлеба и некоторых технических культур, в то время как основная часть продовольствия, потребляемого страной, производилась частными приусадебными хозяйствами.

  • Слайд 33

    • Тяжелым было воздействие коллективизации на аграрный сектор:
    • Поголовье крупного рогатого скота, лошадей, свиней, коз и овец в 1929-1932 гг. сократилось почти на треть.
    • Эффективность сельскохозяйственного труда оставалась довольно низкой из-за применения командно-административных методов управления и отсутствия материальной заинтересованности крестьян в колхозном труде.
    • В результате сплошной коллективизации была налажена перекачка финансовых, материальных, трудовых ресурсов из сельского хозяйства в индустрию.
    • Аграрное развитие было обусловлено нуждами промышленности и обеспечения ее техническим сырьем, поэтому главным результатом коллективизации стал индустриальный скачок.

  • Слайд 34

    ​Подведение итогов

    Заполнение таблицы «Влияние сталинской модернизации на сферы общественной жизни».

Посмотреть все слайды

Конспект

Последствия сталинской модернизации

Повторительно-обобщающий интегрированный урок (история, обществознание, право).

Цели и задачи:

  • обобщить изученный материал по предметам гуманитарного цикла, дать характеристику периода "сталинской модернизации», выявить истоки и последствия этого явления;
  • учить излагать оценки, приведённые в учебной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий, личностей, исторических процессов;
  • воспитывать уважение к истории Отечества.
  • использовать ИКТ на уроках.

Основные понятия:

Модернизация, коллективизация, индустриализация, конституция, репрессии, тоталитаризм, идеология.

Оборудование:

Интерактивная доска SmartBoard, компьютер, видеоматериалы, дополнительная литература.

Ход урока:

  • Урок начинается с видеофрагмента «Решения XIV съезда партии»
  • Музыка – из к/ф «Время, вперед» (2 м)
  • Организация работы:
  • Класс делится на 3 группы:
    • историки: рассказывают о целях и итогах сталинской модернизации
    • обществоведы: раскрывают влияние сталинской модернизации на сферы общественной жизни
    • правоведы: о развитии правовой сферы в 20 – х - 30 –х гг

Вступительное слово учителя:

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача -догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности.

В начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста были самые высокие в мире - до 8% в год. Но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала 1 мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и мы в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации.

В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их".

На уроке мы рассмотрим итоги сталинской модернизации с точки зрения историков, обществоведов, правоведов. (3 мин)

1 –я группа – историки

  • Представляют материалы (в виде презентации) о целях и последствиях сталинской модернизации (5 мин)
  • Рассматриваются материалы (принимают участие все учащиеся) о последствиях сталинской модернизации (документ 1) . Проходит обсуждение по вопросу : положительные и отрицательные черты сталинской модернизации (5 мин)

2 я группа – обществоведы

Представляют материалы о влиянии сталинской модернизации на сферы общественной жизни (с использованием ИКТ):

  • социальную (изменения социального состава населения, уровень жизни народа, изменение социального статуса) 3 мин
  • политическую (политические права граждан, установление тоталитарного режима) 3 мин
  • духовную 2 мин

(использование видеофрагмента из д/ф «Сталин и искусство») 3 мин

3 –я группа – правоведы:

  • Рассматривается вопрос об изменениях в правовой системе в 20-е – 30-е годы,
  • (Конституция 1936 – новые черты, Гражданское право, Семейное право, Крестьянское и Земельное право, Уголовное право) 10 мин
  • Использование мультимедийного пособия «Отечественная история XX века» (КиМ)

Подведение итогов:

Отвечаем на вопросы

  • Была ли объективная необходимость индустриализации?
  • Какие существовали альтернативные варианты ее осуществления?
  • Когда и почему в СССР произошел поворот к форсированному развитию экономики?
  • В чем состояли специфические особенности проведения индустриализации в СССР?
  • Каковы были основные источники ее финансирования?
  • Дайте Ваше объяснение феномена энтузиазма масс в годы первых пятилеток.

Последствия сталинской модернизации

Повторительно-обобщающий интегрированный урок (история, обществознание, право).

Цели и задачи:

  • обобщить изученный материал по предметам гуманитарного цикла, дать характеристику периода "сталинской модернизации», выявить истоки и последствия этого явления;
  • учить излагать оценки, приведённые в учебной литературе; высказывать и аргументировать свою оценку событий, личностей, исторических процессов;
  • воспитывать уважение к истории Отечества.
  • использовать ИКТ на уроках.

Основные понятия:

Модернизация, коллективизация, индустриализация, конституция, репрессии, тоталитаризм, идеология.

Оборудование:

Интерактивная доска SmartBoard, компьютер, видеоматериалы, дополнительная литература.

Ход урока:

  • Урок начинается с видеофрагмента «Решения XIV съезда партии»
  • Музыка – из к/ф «Время, вперед» (2 м)
  • Организация работы:
  • Класс делится на 3 группы:
    • историки: рассказывают о целях и итогах сталинской модернизации
    • обществоведы: раскрывают влияние сталинской модернизации на сферы общественной жизни
    • правоведы: о развитии правовой сферы в 20 – х - 30 –х гг

Вступительное слово учителя:

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача -догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности.

В начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста были самые высокие в мире - до 8% в год. Но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала 1 мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и мы в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации.

В 1925 г. состоялся 14 съезд партии, который вошел в историю как съезд индустриализации, хотя слово индустриализация на съезде даже не прозвучало. Была провозглашена как важнейшая задача “Превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование в страну, производящую их".

На уроке мы рассмотрим итоги сталинской модернизации с точки зрения историков, обществоведов, правоведов. (3 мин)

1 –я группа – историки

  • Представляют материалы (в виде презентации) о целях и последствиях сталинской модернизации (5 мин)
  • Рассматриваются материалы (принимают участие все учащиеся) о последствиях сталинской модернизации (документ 1) . Проходит обсуждение по вопросу : положительные и отрицательные черты сталинской модернизации (5 мин)

2 я группа – обществоведы

Представляют материалы о влиянии сталинской модернизации на сферы общественной жизни (с использованием ИКТ):

  • социальную (изменения социального состава населения, уровень жизни народа, изменение социального статуса) 3 мин
  • политическую (политические права граждан, установление тоталитарного режима) 3 мин
  • духовную 2 мин

(использование видеофрагмента из д/ф «Сталин и искусство») 3 мин

3 –я группа – правоведы:

  • Рассматривается вопрос об изменениях в правовой системе в 20-е – 30-е годы,
  • (Конституция 1936 – новые черты, Гражданское право, Семейное право, Крестьянское и Земельное право, Уголовное право) 10 мин
  • Использование мультимедийного пособия «Отечественная история XX века» (КиМ)

Подведение итогов:

Отвечаем на вопросы

  • Была ли объективная необходимость индустриализации?
  • Какие существовали альтернативные варианты ее осуществления?
  • Когда и почему в СССР произошел поворот к форсированному развитию экономики?
  • В чем состояли специфические особенности проведения индустриализации в СССР?
  • Каковы были основные источники ее финансирования?
  • Дайте Ваше объяснение феномена энтузиазма масс в годы первых пятилеток.
Скачать конспект

Предложить улучшение Сообщить об ошибке