Содержание
-
ВерещагинВасилий Васильевич(14.10.1842 - 31.03.1904)
НТИЦ МГУ им. адм. Г.И.Невельского 2010 г.
-
Кисть, которой водит художник, должна окунаться в разум. В. Винкельман
-
Василий Васильевич Верещагин - один из крупнейших русских художников-реалистов.Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет.В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Однако художественный критик В.В.Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи.
-
Василий Васильевич Верещагин родился 14 (26)октября 1842 года в городе Череповце Новгородской губернии,в семье помещика среднего достатка,в деревянном двухэтажном доме, построенном в 30-х годах XIX века, который принадлежал семье Верещагиных около50 лет…
-
В доме, где жила семья Верещагиных, сохранены мемориальные вещи и воссоздана атмосфера семьи, три брата которой прославили город: Николай Васильевич – основатель молочной промышленности России, Василий Васильевич – художник, воин и путешественник, и Александр Васильевич – писатель, писатель, рассказы которого ценил Л.Н.Толстой.
-
Детские годы до восьми лет, а затем каникулы он провел в отцовском имении около деревни Пертовка Череповецкого уезда. Многодетная семья Верещагиных жила за счет оброка и барщины крепостных крестьян.Дом обслуживаламногочисленная дворня.Хотя родителибудущего художника и слылив помещичьей среде сравнительно гуманными людьми, сам он с раннего детства наблюдал нередкие сцены барского произвола и угнетения крепостных, попрания их человеческого достоинства.
-
С восьми лет родителиотдали мальчика в закрытое военное учебное заведение - Александровский малолетний кадетский корпус, а затемв петербургский Морской корпус. Корпусные порядки в эпоху Николая I отличались палочной дисциплиной, грубой солдафонской муштрой, бездушием и деспотизмом,что отнюдь не способствовалоу многих кадетов стремлениюк военно-морской службе. В возрасте 16 лет Верещагин начал посещать рисовальную школу Санкт-Петербургского Общества поощрения художеств.
-
Блестяще окончив курс Морского кадетского корпуса (к концу обучения он был фельдфебелем гардемаринской роты), Верещагин 3 апреля 1860 года производится в гардемарины.Но страсть к рисованию и плохое перенесение им морских плаваний подтолкнули его сразу же подать прошение об отставке.11 апреля 1860 года Верещагин производится в прапорщики по ластовым экипажам сувольнением от службы.В 1861 году Верещагин поступаетв Императорскую Академию художеств, где упорно занимается живописью.Но академическая система обучения с ее нормами и традициями тяготили начинающего художника.
-
В 1867 году по приглашению Туркестанского генерал-губернатора Кауфмана, Верещагин едет в Туркестан, где постоянно происходят военные столкновения с туземцами."Поехал потому, чтохотел узнать, что такое истинная война, окоторой много читали слышал...",- писал художник.
-
Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам "священную войну", Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю."Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню".
-
Пушка 1882 г.
-
За проявленную при обороне храбрость Верещагинудостоен ВоенногоорденаСв. Великомученика и Победоносца Георгия4-го класса. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.Почти все его туркестанские картины написаны в Мюнхене.
-
Мавзолей Тадж-Махал в Агре 1874-76гг.
-
Туркестанскую серию картин и этюдов Верещагина мало кто видел тогда в его мюнхенской мастерской. И все же известный коллекционер, основатель Третьяковской галереи П. М. Третьяков посетил Мюнхен и побывал в мастерской Верещагина. Работы художника произвели на Третьякова сильное впечатление, ему захотелось их приобрести. А художник задумал, прежде чем продать свои картины, доставшиеся ему невероятно дорогой ценой, устроить их показ широкой публике, на ней проверить свои общественные и художественные убеждения. В 1873 году он открыл выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце в Лондоне. То была его первая персональная выставка.
-
Героями своих картин он сделал простых солдат, внеся в батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре не знало русское искусство. В каталоге Верещагин предупредил, что его картины не продаются. Это вызвало удивление публики, ибо обычно художники устраивали выставки радипродажи своих работ. Еще больше удивили зрителей сами произведения - новизной и необычностью своего содержания, мощной, свежей, выразительной художественной реалистической формой, порвавшей с условностями господствовавшего тогда салонно-академического искусства. Выставка имела у английской публики большой, а для художника из России вообще небывалый успех. Газеты и журналы опубликовали похвальные отзывы.
-
У крепостной стены 1871 г.
-
Однако, контраст этих картинс привычной парадной официальностью в батальной живописи был так резок, что толки об "оклеветании русской армии", "не патриотичности" вызвали недружелюбное отношение к Верещагину не одних завистников, но и таких расположенных к художнику лиц, как генерал Кауфман. Шокировало многих то, что в его картинах оказывались в армии "забытые", замерзшие, раненые и убитые. Верещагин снял с выставки и уничтожил три картины изэтой замечательной коллекции: "Окружили - преследуют", "Забытый" и "Вошли".Вся коллекция состоит из121 номера.
-
Забытый. 1871 г.
-
"Я никогда не видал, - писал художник, - правдивых картин битв, и твердо решил представить все так, как оно есть в действительности".Не стесненный заказами и официальными требованиями, он старался видеть все не из дали штабов, а в передовой линии, не думая о личной безопасности, и не как пассивный зритель, а как активный участник.
-
Нападают врасплох.1871 г.
-
Суровым осуждением войн, несущих гибель и несчастье стала картина "Апофеоз войны". "Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим" - гласит надпись автора на раме. В 1874 г. совет Академии возвел Верещагина в звание профессора, о чем он и был уведомлен официально;но художник, считая все чиныи отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет Академии определил исключить Верещагина из списка ее членов.
-
В 1874-1876 годах Верещагин совершил первую поездку в Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Результатом наблюдений явилось более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие индийской архитектуры, синевуюжного неба, яркие национальные одежды индусов. У Верещагина возник замысел создать большую "Индийскую поэму", рассказывающую об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной страны в колонию Британской империи.
-
Начавшаяся Турецкая война 1877-1878 годов не позволила Верещагину закончить замысел создать большую "Индийскую поэму". Верещагин спешит к действующей армии. Он совершает с войсками поход к Дунаю, а затем вместе с товарищем по курсу Морского кадетского корпуса лейтенантомН.Л.Скрыдловым, участвует на лодке "Шутка" в атаке на турецкий монитор. Оправившись наскоро от раны, полученной в этом деле, Верещагин поспешил к Плевне, оттуда со Скобелевым - к Шипке и с отрядом генерала Струкова - в набег к Андрианополю. Для художественных наблюдений он лез в обстреливаемые картечью барки на Дунае, набрасывая этюды под пулями, разбивавшими его палитру, исполнял обязанности ординарца.
-
Побежденные. Панихида
-
Верещагин объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением военных картин целых два года. За участие в боевых действиях Верещагин был представлен к награждению Золотым оружием, но отказался от награды. "Выполнить цель, которой я задался, - писал Верещагин, - дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то".
-
В 1880 и 1883 годах Балканская серия была выставлена в Петербурге. За сорок дней выставку посетили более двухсот тысяч человек - успех превзошел все ожидания. Император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: "Все это верно, все это так было", и даже Мольтке, запретив германским офицерам бывать на выставке, все же признал: "Точь-в-точь то же было и у нас". В 1879 и 1880 гг. В. В. Верещагин выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских - 13.
-
В долгий период мира 1880-90-х годов Верещагин не сидит на месте. Он вторично посещает Индию (1882-1883), едет в Сирию и Палестину (1883-1884), создает "Палестинскую серию", состоящую в основном из этюдов и картин документально-этнографического характера. Самому большому труду своей жизни – серии картин 1812 года посвятил Верещагин 17 лет своей жизни. С 1887 по 1901 год Верещагин работал над серией картин, посвященных Отечественной войне 1812 года. Более двадцати полотен созданоим на эту тему: "Наполеон на Бородинских высотах" (1897), «Конец Бородинского боя»(1899-1900) и др.
-
Пребывание наполеоновской армии в Москве отражено в четырнадцати картинах.Среди них: "В Успенском соборе" (1887-1895), "Пожар" (1896-1897), "Сквозь пожар" (1899-1900), "Расстрел в Кремле" (1897-1898) и др. Большая патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов, яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний капитальный труд художника достойным вкладом в историческую живопись конца XIX века.
-
Скобелев под Шипкой
-
В конце жизни Верещагин совершил несколько новых дальних путешествий. В 1901 году он посетил Филиппинские острова, в1902-м - США и Кубу, а в1903-м - Японию. Последняя серия картин была посвящена испано-американской войне 1898-1899 гг. на Филиппинских островах и на Кубе ("Взятие С.-Жуанских высот войсками Рузвельта"). Верещагин пишет свои воспоминания "На войне в Азиии Европе". Патриотическая идея, положенная в основу серии, глубина и острота сюжетов,яркие народные образы, интересные композиционные решения делают этот последний труд художника достойным вкладом в историческуюживопись конца XIX века.
-
Восстание
-
Начало Японской войнызаставило Верещагина бросить начатые работы и "полететь" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях. По прибытии в Порт-Артур он был назначен состоять при штабе начальника эскадры Тихого океана вице-адмирала С.О.Макарова, которого хорошо знал. Находясь на флагманском корабле "Петропавловск", он вместе с адмиралом С.О.Макаровым,художник погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. Очевидец катастрофы "Петропавловска" капитан Н.М.Яковлев, чудом спасшийсяво время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся еговзору морскую панораму.
-
Шинтоистский храм в Никко. 1903 г.
-
Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина. В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина. Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: "Верещагин - величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве". "Верещагин - личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек".
-
Всю жизнь любил он рисовать войну. Беззвездной ночью наскочив на мину, Он вместе с кораблем пошел ко дну,Не дописав последнюю картину.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.