Содержание
-
Внутренняя политика в 1894-1904 гг.
План: Николай II: исторический портрет. Политические преобразования: за и против. Политика Николая II в национальных окраинах. Хроника событий..
-
Цели: Познакомить учащихся с политической системой Российской империи начала XX века. Подвести учащихся к пониманию главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, излагать «сквозные» вопросы темы, анализировать, обобщать.
-
Император Николай II.
20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил его сын Николай II. Николай II никогда не излагал своих взглядов в виде каких-либо концепций. Его считали слабым правителем, находившимся под влиянием сначала матери, а потом жены Александры Федоровны. Говорили также, что последнее слово всегда оставалось за последним советником, с которым он разговаривал. На самом деле последнее слово оставалось за тем, кто разделял взгляды императора. При этом, определяя свои собственные позиции,
-
Николай руководствовался только одним критерием: как поступил бы в подобной ситуации его отец? Люди, близко знавшие императора, считали, что если бы он родился в обыкновенной среде, то прожил бы жизнь, полную гармонии. Все в один голос отмечали, что Николай был идеальным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным в проявлении эмоций. В то же время ему было присуще "византийское лукавство", неискренность и упрямство. Современники обвиняли его в том, что он являлся "человеком среднего масштаба", тяготившимся государственными делами и теми событиями, которыми было наполнено его царствование.
-
Борьба консервативных и либеральных сил
В ближайшем окружении императора существовали различные точки зрения на перспективы развития России. С. Ю. Витте первоочередными считал экономические преобразования, а среди них - реформы в области промышленного производства и финансов. Он полагал, что индустриализация страны - задача не только экономическая, но и политическая, так как ее осуществление позволит, с одной стороны, накопить средства для проведения назревших социальных реформ, заняться сельским хозяйством, а с другой - постепенно вытеснить с политической сцены дворянство, заменив его представителями крупного капитала, которые и скорректируют политическое устройство страны.
-
Поощрение индустриального прогресса 1893-1903 г. – министр финансов. 1895 г. – монополия на продажу винно-водочных изделий. «Пьяные деньги». Повышение косвенных налогов, пошлин на импорт промышленных товаров. «Великие задачи требуют великих жертв». 1897 г. – реформа финансов. Золотое денежное обращение ускоренный приток капиталов. Сергей Юльевич Витте 1891-1905 гг. – Транссибирская магистраль. 1903 г. – Витте предлагает аграрное переустройство: ликвидация общины, ликвидация круговой поруки, уравнение прав крестьян с другими сословиями. Витте: Россия повторит путь Западной Европы. Но много противников Община – основа старого режима: сбор податей, контроль. В.К.Плеве, МВД: у России особенный путь. Общественные конфликты – репрессии. 1903 г. – Витте подал в отставку
-
Вячеслав Константинович Плеве
В.К.Плеве.Он полагал, что у России своя история и свой социальный строй. Плеве сог лашался с необходимостью проведения реформ в местном самоуправлении, но предлагал осуществлять их постепенно и под контролем царского правительства. Плеве в своей деятельности основное внимание уделял системе ох раны общественного порядка. «Охранка» в начале века расширила свою сеть и охватила всю страну.
-
Сын преподавателя училища из немецких дворян. Православный. Имел 300 десятин приобретенного от жены имения в Калужской губернии. С 1851 с семьей жил в Варшаве, учился в Варшавской гимназии. 1863 — участвовал в охране порядка на улице во время польского восстания 1863—1864. Затем учился в Калужской Николаевской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Продолжил образование в Императорском Московском университете на юридическом факультете. В 1867 закончил университет со степенью кандидата прав. (По другим данным, Санкт-Петербурский университет). Вячеслав Константинович Плеве 1867 — определен на службу кандидатом на судебные должности при прокуроре Московского окружного суда в чине коллежского секретаря и в течение последующих 14 лет служил по Министерству юстиции. Поочередно занимал должности товарища (заместителя) прокурора при владимирском и тульском окружных судах, прокурора в Вологде, товарища прокурора судебной палаты в Варшаве. 1879 — назначен прокурором Петербургской судебной палаты. Александр II заметил Плеве и указал на него М. Т. Лорис-Меликову. 1881 назначен исполняющим обязанности прокурора в Особом присутствии Сената для ведения дел о государственных преступлениях и о злодеянии 1 марта (убийство Александра II).
-
1881—1884 — занимал пост директора Департамента государственной полиции МВД; проводил энергичные и успешные действия по разгрому организации «Народная воля», им разработана система провокационных действий, не знавшая подобных масштабов в России, впервые внедрена в жизнь идея двойной агентуры и т. д. В мае 1881 принял участие в работе Комиссии по составлению Положения о государственной охране. 1884 — назначен сенатором; присутствовал в 1-м департаменте Сената. 1885 — занял пост товарища (заместителя) Министра внутренних дел. В 1894 — назначен Государственным секретарем и Главноуправляющим кодификационной частью при Государственном совете. 17 августа 1899 — назначен исправляющим должность Министра — статс-секретаря Великого княжества Финляндского с оставлением в должности Государственного секретаря; состоял председателем Комиссии для обсуждения вопросов об изменении учреждения Финляндского Сената. Проводил политику русификации Финляндии. При его деятельном участии был составлен новый Устав о воинской повинности в Финляндии, издан манифест о введении русского языка в делопроизводство Сената и административных учреждений края, усилено влияние генерал-губернатора на решение производящихся в местном Сенате дел. 1902 — в апреле 4 числа, после убийства Д. С. Сипягина, назначен министром внутренних дел и шеф Корпуса жандармов. На этом посту последовательно проводил жесткую политику в отношении оппозиционных движений.
-
«Зубатовщина».
Следуя политике, проводимой П.К. Плеве, начальник Московского охранного отделения С.В.Зубатов попытался вырвать рабочих из нараставшего революционного движения. При поддержке московского генерал-губернатора в.к.Сергея Александровича в Москве были созданы легальные профсоюзы. Их членам предоставлялись льготы, для них устраивались воскресные школы, лечебные учреждения. Руководители «полицейского социализма» не запрещали рабочим участвовать в экономических стачках. После волны стачек 1902-4 гг.в правительство пошли жалобы от фабрикантов и профсоюзы были распущены. А в1904 г. Плеве был убит эсерами.
-
П.Д. Святолполк-Мирский
Ситуация в стране продолжала обостряться под влиянием экономического кризиса и поражений в Русско-японской войне. Резкой критике власти подверглись со стороны земских либералов, начался рост студенческих выступлений. Новым министром внутренних дел стал П.Святополк-Мирский, известный своими либеральными взглядами. В к. 1904 г.в записке царю он предложил план государственного переустройства: включить в Госсовет выборных от земств и дум, расширить круг избирателей распространить земства на всю территорию России постепенно уравнять крестьян в правах с другими сословиями улучшить положение старообрядцев и инородцев. Николай издал указ о скорых преобразованиях, но до реальных мер дело не дошло.
-
Национальная политика.
В области национальной политике Николай начал наступление на национальные области. В 1899-1901 гг. были ограничены права финского сейма, финны начинали служить в русской армии на общих условиях, делопроизводство(как и в Польше) должно было вестись на русском языке. Продолжались гонения на евреев и еврейская молодежь не видя для себя перспектив пополняла ряды революционных организаций. Одновременно в стране усилилось влияние еврейского капитала. В н.20 века по стране прокатилась волна еврейских погромов.
-
В 1903 г. Прошли волнения в Армении, после того, как власти отобрали имущество у армянской церкви. Царизм часто провоцировал столкновения в Закавказье на национальной почве. Более гибкой была политика в отношении мусульман. У них существовали шариатские суды и выборность низшей администрации. В Белоруссии и на Украине власти проводили насильственную русификацию вызывавшую сопротивление со стороны местных либералов.
-
1890-1894 гг. – 180 стачек. 1894-1899 гг. – 850 стачек. 1901-1904 гг. – 905 стачек. 1896-1897 гг. – “петербургская промышленная война” закон о сокращении рабочего дня до 11,5 часов, Но уменьшение числа праздников. Конец XIX в. – экономические требования: сокращение рабочего дня, улучшение условий труда, повышение заработной платы, страхование. Усиление стачечного движения. Назревание политического кризиса. Маевки – празднования международного дня рабочей солидарности. 1901 г. – «обуховская оборона». 3,5 тыс. рабочих Обуховского завода – в схватку с солдатами. 1902 г. – стачка в Ростове –на-Дону 1903 г. – расстрел рабочей депутации в Златоусте. Лето 1903 г. – всеобщая политическая стачка на юге страны. Тифлис, Батум, Одесса, Киев, Харьков и др. 200.000 чел. 1904 г., Баку – повторение стачки.
-
«Фабричные» не теряют связи с деревней: родители, родственники, земля. Они превносятпротесты и в крестьянскую среду. 1895-1899 гг. – 82 крестьянских выступления. 1900-1904 гг. – 670 крестьянских выступлений. 1902 г. – открытое восстание на Левобережной Украине (Полтава, Харьков). Рост крестьянских выступлений
-
Разгон демонстрации петербургских студентов 1899 г. – всеобщая студенческая забастовка. С 1900 г. – открыто политический характер студенческого движения. В легальных интеллигентских организациях – оппозиционный дух. Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, Максим Горький (А.М.Пешков). Студенческие волнения 1900 г. – студент П.Карпович смертельно ранит министра народного просвещения Н.П.Боголепова. Финляндия – массовые демонстрации против ограничений автономии. Закавказье – волнения из-за указа о передаче властям имущества армянской церкви.
-
Прочитать § 3 учебника 1 или § 3 учебника 2. Подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Какую внутреннюю политику проводил Николай II в начале XX века? Выполнить задания израбочей тетради. Домашнее задание:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.