Содержание
-
Воспитание Царских детей.
Пономаренко Антонина
-
-
Жизнь детей в царской семье протекала отдельно от жизни родителей, детский и взрослый миры практически не соприкасались. Комнаты детей находились далеко от родительских комнат, в Зимнем дворце — даже в другом здании.
-
-
Дети гораздо больше времени проводили с нянями, воспитателями и учителями, чем с собственными родителями. Маленькие дети — и мальчики, и девочки — жили в одной комнате, их воспитанием занимались женщины. По достижению ими 6-7 лет мальчики и девочки селились отдельно, но все равно в каждой комнате — по нескольку детей. С этого времени воспитанием мальчиков занимались мужчины.
-
-
Детей утром приводили к родителям здороваться, а вечером — прощаться перед сном. Для маленьких детей это было настоящим путешествием, занимавшим немало времени. У них для этого путешествия имелись даже специальные комнатные кареты. Детей одевали в подходящую случаю одежду, и в сопровождении свиты они отправлялись с визитом к родителям по длинным коридорам, многочисленным лестницам, по которым гуляли страшные сквозняки. Русские аристократы строго держали дистанцию в отношениях со своими детьми, которые должны были почтительно обращаться к родителям на «вы», целовать им руки.
-
Все члены императорской семьи прекрасно сознавали свое высокое назначение и служили ему всей своей жизнью. Даже в мелочах они должны были быть образцом для всех подданных. Поэтому русские императоры придавали такое большое значение воспитанию своих детей, подготовке их к будущему служению отечеству и народу. Важным аспектом воспитания царских детей считалось формирование патриотических чувств, любви к родине и народу. Это не было простой формальностью. Чтобы дворянин мог с честью выполнить это предназначение, его с детства воспитывали в традициях высокого патриотизма и всесторонне готовили к воинской службе, которая никогда — ни в мирное время, ни, тем более, в военное, — не была легким делом.
-
-
Осознавая высокое предназначение своих детей, русские цари заботились о том, чтобы их воспитателями были достойные люди. Приучение к дисциплине считалось необходимым для наследника.Особенно большое внимание стали уделять этому вопросу в XIX веке. День царских детей планировался заранее, и этот план необходимо было соблюдать. Великих князей приучали ежедневно вести личный дневник, куда они записывали все свои впечатления и события, произошедшие за день. Нельзя было лечь спать, не сделав очередную запись. Это укрепляло в царских детях сознание важности своей жизни для государства и приучало их к вдумчивому и ответственному отношению ко всему происходящему.
-
Большое значение придавалось физическому воспитанию дворянских детей, их закаливанию. Хотя, в силу своего социального положения они с детства были окружены роскошью, красотой и комфортом, но воспитание делало их независимыми от этой роскоши, и они были готовы без особого труда приспособиться к лишениям и трудностям, которые иногда случались в их жизни. Дети много времени проводили на свежем воздухе, причем в любую погоду, совершали продолжительные пешеходные и верховые прогулки. Это способствовало закаливанию детей, укреплению их здоровья и развитию такого важного для дворянина качества, как дисциплинированность. Прочные привычки, приобретенные в детстве, сохранялись потом на протяжении всей жизни.
-
Интересно отметить еще и тот факт, что царских детей не только не баловали, но, напротив, держали в весьма суровых, спартанских бытовых условиях. В повседневной жизни они питались более чем скромно. Девочкам из дворянских семей и императорским дочерям практически не давали сладостей, чтобы они сохраняли стройную фигуру. Бывшая воспитанница Павловского института благородных девиц Л. Чарская в своих воспоминаниях рассказывала, что девочки тайком от начальства передавали свои личные деньги сторожу, чтобы тот купил для них в соседней лавке конфет и печенья. Если это обнаруживалось, виновниц сурово наказывали.
-
-
Важным средством физического развития дворянских детей были танцы. Обучение танцам было весьма нелегким делом, занимавшим по 5-6 часов в день. Целью этих уроков было не просто выучить последовательность движений в танце, но и вообще научить ребенка, равно мальчика и девочку, идеально владеть своим телом с тем, чтобы они могли держаться уверенно, свободно и непринужденно. Танцы заменяли гимнастику. Обязательным для дворян обоего пола было владение искусством верховой езды, а для мальчиков — еще и фехтования
-
За ошибки и различные прегрешения царских детей, равно, как и детей дворян, наказывали: ставили в угол или на колени на длительное время, сажали посередине комнаты на стул на целый час, отсылали на весь день в его комнату, где ребенок должен был в одиночестве пить чай и ужинать. Суровость последнего наказания, вероятно, не понятна современному человеку, а для людей прошлого века это было очень серьезно — провести весь день в одиночестве, тогда как обычно ребенок и даже взрослый человек постоянно находились в обществе — в обществе членов своей семьи, придворных, гувернеров, слуг. Человек практически никогда не оставался совершенно один, поэтому у него не было привычки к одиночеству, и, оказавшись в одиночестве, он чувствовал себя некомфортно.
-
Царственные родители, как и все родители в то время, не руководствовались никакими педагогическими теориями, поскольку последние не были известны, а, тем более, популярны в России, и воспитывали детей, опираясь на опыт дедов и на собственную интуицию.
-
-
Не следует идеализировать отношение русских императоров к организации процесса воспитания своих детей. Не все императоры относились достаточно серьезно к воспитанию детей. Например, дети Александра III росли практически без надзора и имели дурные манеры: даже в присутствии родителей они перебрасывались за столом хлебными шариками, если были уверены, что их шалость не будет замечена.
-
Серьезная проблема состояла в том, что в России в XVIII веке не существовало системы образования, поэтому оно осуществлялось на уровне более или менее удачной импровизации. Не было даже учебников на русском языке. В 1760 г. специально для цесаревича Павла по приказу Елизаветы Петровны напечатали учебник по естествознанию с характерным названием «Краткое понятие по физике, для употребления Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Павла Петровича». В учебнике содержались различные по уровню, не систематизированные статьи по физике, о свете, о небе и небесных телах, о земном шаре, о натуральной истории и о самом Создателе. К учебнику было сделано приложение — по нравоучительной науке (этике).
-
Постепенно, благодаря целенаправленным усилиям русских императоров и императриц начинает формироваться система образования и воспитания. Особенно много сделано в этом направлении Петром I и Екатериной II. Жуковский, воспитатель будущего Александра II, ввел для своего подопечного регулярную проверку знаний. Устраивались ежемесячные и полугодовые экзамены: первые — в присутствии императрицы, вторые — в присутствии самого императора. Обучение царских детей заканчивалось с наступлением совершеннолетия, примерно в это же время они вступали в брак.
-
-
«Скажи мне, во что ты играешь, и я скажу тебе, кем ты станешь».
Игрушка – непременная участница жизни маленького человека, а иногда и взрослого тоже. «Игрушка – зеркало жизни». Игрушки – это средство воспитания и простых детей, и царских наследников.
-
-
Для девочек
Игрушки тонко и ненавязчиво обучали детей тому, с чем им придется столкнуться дальше в жизни. Девочки непременно получали в подарок кукол с фарфоровыми или мастичными головками английской, французской, немецкой, а иногда и русской работы – кукольное производство в России в это время еще только зарождалось. Эти замечательные куклы, подобные «Украинке», «Осетинке», «Татарке» и «Боярыне», происходящим из Екатерининского дворца, а также кукле в старинном русском костюме и «Царице» из Александровского дворца. Такие куклы были достаточно дороги и не всегда использовались в повседневной жизни. Для кукол делались целые гардеробы с чудесной одеждой и бельем, мебель, фарфоровые сервизы.
-
-
Для мальчиков.
Мальчиков воспитывали совсем в ином духе: строже и требовательнее. Их готовили к военной карьере и к управлению государством, потому и игрушки у мальчиков были совсем иные. Лошадки-качалки, луки и стрелы, каски и доспехи, винтовки, сабельки, солдатики, маленькие пушки, предметы для спортивных игр являлись наиболее распространенными. Самый яркий экспонат уникальный конь-качалка, сделанный русскими мастерами по заказу Екатерины II для будущего царя Павла I. Его убранство выполнено с большой тщательностью – удобное, с глубоким выгибом кожаное седло, настоящие подковы, стремена, удила. Изысканный потник из красного сукна украшен вензелем императрицы. В Александровском дворце были найдены игрушечные немецкие детские каски офицеров кавалерийских, пехотных и русских кирасирских полков, изготовленный в Германии детский комплект рыцарских доспехов, сабельки, шинельки, пушечки, миниатюрная модель винтовки. У всех царских отпрысков были целые армии солдатиков из самых разных материалов.
-
-
Прочие игрушки
Но не только военная игрушка была предметом забав царских отпрысков – рядом с ней находили свое место в дворцовых детских комнатах спортивные наборы, развивающие силу и ловкость. Английский комплекс для игры в индейцев с вигвамом, пирогой, луками и томагавками, французские наборы спортивных игр – серсо, пинг-понг, «дьяболо», «трибулет», кегли «Богатыри» русской работы и т.д. Немаловажное значение придавалось и игровому обучению. Всевозможные лото, кубики, настольно-печатные игры – сохранившиеся до наших дней свидетельства многих счастливых часов, проведенных детьми последнего российского императора. Теперь все эти и многие другие реликвии хранятся в Сергиевом Посаде – древнейшем духовном и культурном центре Руси. Видимо, в этом есть какая-то высшая правда: преподобный Сергий Радонежский, великий заступник Земли Русской, любивший детей и даже, согласно преданию, вырезавший для них игрушки, взял под свой покров собрание памятных предметов, рассказывающих о детских годах царственных мучеников.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.