Содержание
-
Возникновение искусства и религиозных верований
- Как была найдена пещерная живопись.
- Загадки древнейших рисунков.
- Человек «заколдовывает» зверя.
- Зарождение веры в душу.
Чупров Л.А. Высшая категория МОУ СШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайский район Приморский Край
-
Всего 120 лет назад ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Первым открыл такие рисунки археолог Саутуола. Он производил раскопки в подземной пещере Алътамира в северной Испании.
.1. Как была найдена пещерная живопись Марселино Саутуола
-
Схема музея-пещеры Альтаира во Франции
-
Однажды археолог взял с собой свою маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах..
Пещера Альтаира, открыл Морселино Саутуола
-
Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски, добился удивительной живости и объемности рисунков. Никто из ученых долгое время не верил, что рисунки Альтамиры
созданы десятки тысяч лет назад. Да и какповерить, что люди, не знавшие металлов, не умевшие не только писать, но даже вылепить простой горшок из глины, владели мастерством художника!
-
Но поверить пришлось: вслед за Альтамирой начались исследования других пещер, во многихбыли найдены произведения первобытного искусства.
Древнейшим художникам удавалось передать облик и характер тех зверей, на которых они охотились
-
Оленей показывали чуткими и настороженными, коней — быстрыми и стремительными, мамонтов — массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком, Часто изображали зверей, пораженных копьями, истекающих кровью: например, израненного камнями медведя, из пасти которого потоками хлещет кровь, носорога с торчащими из брюха стрелами, мамонта, павшего в ловушку.
-
В них многое непонятно. На стене одной из пещер изображена такая сцена. Падает навзничь охотник с птичьей головой. Выставив рога, уставился на него бизон, пронзенный острым копьем. Рядом с человеком длинный предмет с фигуркой птицы. Прочь уходит могучий носорог. Что все это значит? Ответа мы не знаем.
2. Загадки древнейших рисунков.
-
Существуют и другие загадки. Зачем художники помещали свои рисунки в малодоступных для обозрения местах? Почему создавали их в глубине темных пещер, куда не проникают лучи солнца? Для чего изображали раненых или попавших в ловушки зверей?
-
3. Человек «заколдовывает» зверя.
Первобытные люди боялись грозы, лесных пожаров, наводнений, хищных зверей. В отличие от древнейших людей «человек разумный» хотел понять, почему сверкает молния и загорается лес, от чего зависит урожай дикорастущих плодов и ягод, рост поголовья промысловых зверей.
Естественных причин явлений природы люди не знали.
-
У них возникла вера в то, что между животным и его изображением, созданным художником, существует сверхъестественная связь.
Если в глубине пещеры нарисовать бизонов, оленей или лошадей, думали люди, то живые звери окажутся заколдованными и не уйдут из окружающей местности.
-
Если нарисовать раненое животное или поразить его изображение копьем, то это поможет добиться успеха на охоте.
-
Разгадать назначение пещерной живописи ученым помогли наблюдения за племенами, главными занятиями которых еще недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное
-
В первобытные времена зародилась вера в то, что животные и люди могут чудесным образом превращаться друг в друга, в деревья и камни и другие предметы. Такие существа, порожденные фантазией первобытного человека, называются оборотнями. Они будто бы помогают или вредят людям. Возможно, именно оборотень изображен на стене одной из пещер. У него человеческие ноги, но вместо рук лапы. У него лисий хвост, ветвистые рога, звериные уши и дикие, с точкой внутри, глаза ночной птицы.
-
Первобытные люди пытались понять причины тех явлений, которые происходили в них самих. Почему спящие видят сны? У людей возникла вера, что в каждом человеке обитает сверхъестественное существо — душа. Когда человек спит, он ничего не замечает и не слышит. Значит, душа покинула его тело. Она встречается с душами других людей, ест и пьет, а спящему об этом снятся сны. Будить его резко и неожиданно нельзя: душа не успеет вернуться — и тогда человек умрет.
4. Зарождение веры в душу.
-
Люди верили, что души предков переселились в далекую «страну мертвых». Там они, так же как прежде, живут родовыми общинами, охотятся, ловят рыбу и собирают съедобные плоды.
В могилу умершего клали все необходимое для жизни в «стране мертвых»: крепкую обувь и пищу,
копье, одежду, ожерелье из раковин или звериных зубов.
-
- Язык
- Деятельность
- Традиции
- Религия
- Искусство
-
Первобытные формы религии
- Язычество (политеизм, многобожие)
- Фетишизм – вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов
- Тотемизм – вера в кровнородственную связь между представителями рода и священного животного или растения
- Анимизм – вера в бессмертие души
- Тотемы
- Фетиши
-
Появившиеся у первобытных людей верования — в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти — называются религиозными.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.