Презентация на тему "Юные герои Первой мировой войны"

Презентация: Юные герои Первой мировой войны
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по теме "Юные герои Первой мировой войны" знакомит аудиторию с юными героями, которые совершили подвиги на фронте во имя Родины. Также, в презентации кратко рассмотрены основные причины и предпосылки Первой мировой войны в историческом ракурсе. Презентация иллюстрирована фотографиями для наглядности и предназначена для проведения урока истории.

Краткое содержание

  • Первая мировая война
  • Участие в Первой мировой подростков
  • Станислав Игнатьевич Викторович
  • Знак отличия Военного ордена

Содержание

  • Презентация: Юные герои Первой мировой войны
    Слайд 1

    Юные герои Первой мировой войны

    Посвящается100-летию началаПервой мировой войныУчитель: Миронюк Зинаида Николаевна

    ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа-интернат станицы Медведовской

  • Слайд 2

    Первая мировая война — один из крупнейших вооружённых конфликтов в истории человечества. В России ее называли Великой или Второй Отечественной войной. Память о забытой войне начинает возрождаться в нашей стране.

  • Слайд 3

    Цель беседы:

    Изучение исторического и культурного наследия России.

  • Слайд 4

    Первая мировая война началась и велась противоборствующими сторонами, если кратко сказать, с целью передела мира, а в итоге стала войной на истребление народов.

  • Слайд 5
    • Участие в Первой мировой подростков, юношей, девушек зафиксировано документально.
    • Этот факт подтверждает то, что патриотизм, особенно детский, захватил все слои общества.
  • Слайд 6
    • В ходе знакомства с историческими публикациями той поры удалось познакомиться с некоторыми героями, которые сражались и на передовой, и в тылу.
    • В то время, к примеру, иллюстрированный еженедельник «Искры» постоянно публиковал материалы о юных защитниках Родины.
  • Слайд 7

    Первыми в этом списке юных воинов можно назвать братьев милосердия, как называли их раненые, — учеников Одесской гимназии близнецов Женю и Колю, трудившихся в интересах фронта на приемном пункте временно выбывших из строя солдат.

  • Слайд 8

    Об этом в печати извещалось так: «Привозя в своем санитарном поезде раненых, сестра милосердия Е.В. Богатырева поручает братикам особо несчастных и одиноких. Они следят за ними, навещают и стараются удовлетворить их маленькие нужды, пишут письма, звонят по телефону, вызывая родных и близких». А ведь Женя и Коля были всего лишь учениками 2-го класса.

  • Слайд 9

    Война продолжалась, но все больше и больше становилось в рядах русской армии юных героев. Они понимали, что, участвуя непосредственно в боевых действиях, защищают и свою малую родину.

    Один из них - доброволец Станислав Игнатьевич Викторович. Он награжден Георгием 4-й степени». Станислав отличился в разведке. Даже получив ранение, он выполнил задание и сумел вернуться к своим, да еще с трофеями.

  • Слайд 10

    Это интересно!

    • Знак отличия Военного ордена (Георгиевский крест)
    • Учрежден 13 февраля 1807 года "для поощрения храбрости и мужества" солдат и унтер-офицеров.
    • Впервые вручен 2 июня 1807 г. Егроу Митрохину за отличие в бою при Фридланде.
    • С 1856 года существует 4 степени, от младшей 4-й к старшей 1-й
    • 1 и 2 степень изготовление из золота, 3 и 4 ст. -из серебра.
    • С августа 1917 г. награждались также офицеры за "солдатский" подвиг. Крест имел накладную пальмовую ветку.
    • Георгиевский крест, "знак отличия военного ордена Святого Георгия", представлявший собой серебряный крест - с 1913 года его стали официально называть Георгиевский крест.
  • Слайд 11

    Некоторые из добровольцев, погибали. Например, Харитон Владимирович Жук, ученик частной гимназии Воронина (г. Смоленск) был убит 24 ноября 1914 года во время разведки боем у деревни Богдановой. Посмертно его наградили Георгиевской медалью «За храбрость».

  • Слайд 12

    В воюющих частях оказывались не только те юные защитники Отечества, которые жили в прифронтовой полосе. Многие из них убегали на фронт из глубинных губерний и областей Российской Империи. Двенадцатилетний Вася Наумов добирался «в бойцы» из сибирского села Каретниково. Преодолев долгий, полный всевозможных испытаний путь, он стал разведчиком, удостоился двух солдатских Георгиевских крестов и Георгиевской медали, был произведен в унтер-офицеры

  • Слайд 13

    А пятнадцатилетний казачок из станицы Усть-Медведицкой Иван Казаков превзошёл своих сверстников. Несколько раз отличился в боях с немцами: отбил пулемет, спас прапорщика Юницкого, ходил в разведку. В одной из вылазок обнаружил батарею противника, которая затем была захвачена нашим отрядом. Грудь юного героя украсили три Георгиевских креста и три Георгиевские медали, а плечи — погоны унтер-офицера.

  • Слайд 14

    Старшие товарищи оберегали от всевозможных опасностей своих подопечных. Однако младшее поколение героев не щадило себя, стараясь быть в любой обстановке наравне со взрослыми.

  • Слайд 15

    Дети великого певца Ф.И. Шаляпина — Таня, Боря, Федя тоже принимали посильное участие в войне, проявляя заботу о раненых. Так что полный список юных защитников Родины во времена Первой мировой, пока еще не составлен, а описание их подвигов не исчерпано.

  • Слайд 16

    Пусть чисто будет небо над землей, Пусть жизни мирной радуются люди! А Вас, кто рядом был с войной, Мы помним, бережем и любим!

  • Слайд 17

    Источники:

Посмотреть все слайды

Конспект

Эсманская Алла Георгиевна, Центр образования №1828 «Сабурово»

Урок истории 9 класс «Идеология и культура1945-1953гг.». (слайд 1)

Цель урока:

Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление “железного занавеса" в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. Развивать аналитико-синтезирующее мышление; умение анализировать содержание текстов, работа с документами, высказать свою аргументированную точку зрения по тематическому вопросу. Воспитание у учащихся культуры общения, чувства уважения к отечественной культуре.

(слайд 1) «Идеология и культура»

Хочется всей необъятной страной

Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"

Весел напев городов и полей –

Жить стало лучше, жить стало веселей!

(слайд 2) Работа с документом.

«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ». К. Симонов

Какие надежды связывала интеллигенция с послевоенным развитием культуры?

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие.

(слайд 3) Вспомните, каковы были основные задачи в области культуры в 30-е гг.?

Работа с документом.

«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии». В. Молотов

На ком лежит ответственность за политическое воспитание народа, по мнению В.Молотова?

С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией.

(слайд 4) Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

Работа с документом.

«Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства». А. Жданов

За что подверглись критике представители советской интеллигенции?

(слайд 5) Что такое космополитизм?

Термин космополит в системе советской идеологии и пропаганды стал обозначать врага. В советской печати постоянно утверждалась мысль, что космополиты – пособники США, антипатриоты, противники советской власти.

«Направления в работе диктуются сверху… Патриотическая линия принесет нашей науке вред. Мы еще более отгораживаемся от передовых ученых и техников… Я интернационалист, но меня называют космополитом. Я не разделяю науки на советскую и зарубежную. Мне совершенно безразлично, кто сделал то или иное открытие». Л.Д. Ландау

(слайд 6) «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Словарь. Железный занавес- система мер, направленных на внешнюю изоляцию

СССР от других стран.

(слайд 7) Работа с документом.

«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия». А. Жданов

В чем , по мнению А. Жданова, состоит главная задача советской литературы?

(слайд 8) Работа с документом

Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

В чем обвинены М.Зощенко и А. Ахматова?

(слайд 9) Объектами критики в первом постановлении были «салонная дворянская поэтесса Ахматова». А. Ахматову упрекали в эстетстве и декадентстве.

«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». А.Жданов

(слайд 10) «Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин

«Мелкобуржуазный пошляк и хулиган Зощенко». Поводы указывались самые нелепые: М. Зощенко обвиняли в очернительстве советской действительности на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны».

«Прекратить доступ в журналы произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных».

Из постановления ЦК

(слайд 11) Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

(слайд 12) Были и партийные поэты, партийные стихи.

(слайд 13,14) Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно-показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату...».

(слайд 15) Евгений Шварц в пьесе «Дракон» в 1943 г. вывел советскую действительность на сцену. «Сказка ложь, да в ней намек...»

Как считаешь, надо ли спасать тех, кто этого не хочет, у кого (по словам Дракона) души стали продажными, прожженными, мелкими?

(слайд 16) Работа с документом

В театральной критике сложилась антипартийная группа последышей буржуазного эстетства. Надо решительно, раз и навсегда покончить с либеральным попустительством всем этим эстетствующим ничтожествам. Надо очистить атмосферу искусства от антипатриотических обывателей.

Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны».

За что подверглось критике партии театральное искусство?

Какие задачи выдвигало советское руководство перед драматургами и театрами страны?

(слайд 17) В постановлении ЦК ВКП(б) осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

«Ставить ежегодно не менее двух-трех высококачественных в идейном и художественном отношении спектаклей на современные советские темы».

Из постановления ЦК

( слайд 18) В январе 1941 г. А.А.Жданов дал задание С. Эйзенштейну снять фильм об Иване Грозном. Естественно, заказ исходил от Сталина. Режиссер, чей фильм «Александр Невский» получил высочайшее одобрение, согласился.

( слайд 19) «Эйзенштейн справился с задачей. Иван Грозный, как прогрессивная сила своего времени, и опричнина, как его целесообразный инструмент, вышли неплохо ».

И. Сталин

(слайд 20) Вторую серию уже смонтировали, а в марте 1946 г. ... запретили.

Из постановления ЦК ВКП(б)

« Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

(слайд 21) «Царь у вас получился нерешительный. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения, ограждая страну от иностранного влияния». И. Сталин

Ты можешь объяснить, какое дело ЦК до Ивана Грозного и Гамлета?

( слайд 22) Работа с документом.

Из постановления ЦК ВКП(б)

«Кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении …В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело, таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства»

Какие обвинения были предъявлены создателям фильма «Большая жизнь»?

(слайд 23) Критике были подвергнуты кинофильмы «Большая жизнь» (2-я серия) режиссера Л. Лукова; «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.(триггер image1.png)

(слайд 24) В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский.

(слайд 25) «Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким». А. Жданов

Объясни смысл этого высказывания?

(слайд 26) «Живописцы в СССР вдохновляются великими идеями В.И.Ленина и И.В.Сталина, животворящей силой советского патриотизма. На основе метода социалистического реализма они стремятся глубоко и правдиво отобразить действительность в ее революционном развитии».

Большая Советская энциклопедия.

(слайд 27, 28) Какое чувство охватывало людей, рассматривавших эти картины в 40-50-е гг. ?

Какие чувства испытываешь ты, глядя на эти картины сегодня?

А.А. Пластов «Ужин тракториста»

Какие чувства испытываешь ты, глядя на эту картину?

(слайд 29, 30) Ф. Шурпина «Утро нашей Родины»

Предположи, какая из картин получила сталинскую премию?

«Светлая по живописи и ясная по глубокой идее, картина звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина. Он идет уверенным шагом навстречу завтрашнему дню... Шурпин своей картиной обогатил советское искусство...»

Журнал «Искусство» №1, 1950 г.

(слайд 31) Доминирующий жанр того периода — парадный портрет. Ведущий художник «направления» — А. М. Герасимов.

(слайд 32) Но были и другие картины…

(слайд 33) Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?

Подведение итогов урока

Литература:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт Истрия России 20- н.21 вв.

Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России.

С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории Росс 20- н. 21 вв.

История России . Поурочные планы 9 класс.

А.В. Игнатов История России 20-н. 21 вв.

Эсманская Алла Георгиевна, Центр образования №1828 «Сабурово»

Урок истории 9 класс «Идеология и культура1945-1953гг.». (слайд 1)

Цель урока:

Расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление “железного занавеса" в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. Развивать аналитико-синтезирующее мышление; умение анализировать содержание текстов, работа с документами, высказать свою аргументированную точку зрения по тематическому вопросу. Воспитание у учащихся культуры общения, чувства уважения к отечественной культуре.

(слайд 1) «Идеология и культура»

Хочется всей необъятной страной

Сталину крикнуть "Спасибо, Родной!"

Весел напев городов и полей –

Жить стало лучше, жить стало веселей!

(слайд 2) Работа с документом.

«И в конце войны, и сразу после нее, и в сорок шестом году довольно широким кругам интеллигенции казалось, что должно произойти нечто, двигающее нас в сторону либерализации… ». К. Симонов

Какие надежды связывала интеллигенция с послевоенным развитием культуры?

Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса. Деятели культуры рассчитывали, что наметившаяся в годы войны тенденция к относительному смягчению контроля за духовной жизнью общества получит развитие.

(слайд 3) Вспомните, каковы были основные задачи в области культуры в 30-е гг.?

Работа с документом.

«Не каждому государству под силу взять на себя задачу политического воспитания народа. Особая ответственность за дело политического воспитания народа в нашей стране лежит на партии». В. Молотов

На ком лежит ответственность за политическое воспитание народа, по мнению В.Молотова?

С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру. По существу, речь шла о возвращении безраздельного партийно-политического контроля над интеллигенцией.

(слайд 4) Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А. А. Жданов.

Работа с документом.

«Надо учитывать, что чуждые буржуазные влияния из-за границы будут перекликаться с пережитками капитализма в сознании некоторых представителей советской интеллигенции, выражающимся в несерьезных и диких стремлениях поменять сокровищницу советской музыкальной культуры на жалкие лохмотья современного буржуазного искусства». А. Жданов

За что подверглись критике представители советской интеллигенции?

(слайд 5) Что такое космополитизм?

Термин космополит в системе советской идеологии и пропаганды стал обозначать врага. В советской печати постоянно утверждалась мысль, что космополиты – пособники США, антипатриоты, противники советской власти.

«Направления в работе диктуются сверху… Патриотическая линия принесет нашей науке вред. Мы еще более отгораживаемся от передовых ученых и техников… Я интернационалист, но меня называют космополитом. Я не разделяю науки на советскую и зарубежную. Мне совершенно безразлично, кто сделал то или иное открытие». Л.Д. Ландау

(слайд 6) «Железный занавес» был окончательно восстановлен в ходе развернувшейся в конце 1948 г. кампании по борьбе с «космополитизмом». Страна вновь оказалась не только в идеологической, но и в культурной изоляции от остального мира.

Словарь. Железный занавес- система мер, направленных на внешнюю изоляцию

СССР от других стран.

(слайд 7) Работа с документом.

«Сила советской литературы, самой передовой литературы в мире, состоит в том, что она является литературой, у которой нет и не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства. Задача советской литературы состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всякие препятствия». А. Жданов

В чем , по мнению А. Жданова, состоит главная задача советской литературы?

(слайд 8) Работа с документом

Из доклада А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград»

«Из постановления ЦК ясно, что наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой... Зощенко... изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной».

В чем обвинены М.Зощенко и А. Ахматова?

(слайд 9) Объектами критики в первом постановлении были «салонная дворянская поэтесса Ахматова». А. Ахматову упрекали в эстетстве и декадентстве.

«Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой». А.Жданов

(слайд 10) «Хулиган ваш Зощенко! Балаганный писака... Мы хотим отдохнуть, смеясь. Он это улавливает, но его смех - рвотный порошок». И. Сталин

«Мелкобуржуазный пошляк и хулиган Зощенко». Поводы указывались самые нелепые: М. Зощенко обвиняли в очернительстве советской действительности на страницах детского рассказа «Приключения обезьяны».

«Прекратить доступ в журналы произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных».

Из постановления ЦК

(слайд 11) Журнал «Ленинград» был закрыт, а в журнале «Звезда» заменено руководство.

(слайд 12) Были и партийные поэты, партийные стихи.

(слайд 13,14) Резкой критике были подвергнуты даже те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Так, руководитель Союза писателей А. А. Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа «Молодая гвардия», в котором было недостаточно-показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М. А. Исаковский — за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату...».

(слайд 15) Евгений Шварц в пьесе «Дракон» в 1943 г. вывел советскую действительность на сцену. «Сказка ложь, да в ней намек...»

Как считаешь, надо ли спасать тех, кто этого не хочет, у кого (по словам Дракона) души стали продажными, прожженными, мелкими?

(слайд 16) Работа с документом

В театральной критике сложилась антипартийная группа последышей буржуазного эстетства. Надо решительно, раз и навсегда покончить с либеральным попустительством всем этим эстетствующим ничтожествам. Надо очистить атмосферу искусства от антипатриотических обывателей.

Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны».

За что подверглось критике партии театральное искусство?

Какие задачи выдвигало советское руководство перед драматургами и театрами страны?

(слайд 17) В постановлении ЦК ВКП(б) осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным «пафосу борьбы за коммунизм».

«Ставить ежегодно не менее двух-трех высококачественных в идейном и художественном отношении спектаклей на современные советские темы».

Из постановления ЦК

( слайд 18) В январе 1941 г. А.А.Жданов дал задание С. Эйзенштейну снять фильм об Иване Грозном. Естественно, заказ исходил от Сталина. Режиссер, чей фильм «Александр Невский» получил высочайшее одобрение, согласился.

( слайд 19) «Эйзенштейн справился с задачей. Иван Грозный, как прогрессивная сила своего времени, и опричнина, как его целесообразный инструмент, вышли неплохо ».

И. Сталин

(слайд 20) Вторую серию уже смонтировали, а в марте 1946 г. ... запретили.

Из постановления ЦК ВКП(б)

« Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов... а Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером — слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета».

(слайд 21) «Царь у вас получился нерешительный. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения, ограждая страну от иностранного влияния». И. Сталин

Ты можешь объяснить, какое дело ЦК до Ивана Грозного и Гамлета?

( слайд 22) Работа с документом.

Из постановления ЦК ВКП(б)

«Кинофильм «Большая жизнь» порочен в идейно-политическом и крайне слаб в художественном отношении …В фильме фальшиво изображены партийные работники. Секретарь парторганизации на восстанавливаемой шахте показан в нарочито нелепом положении, поскольку его поддержка инициативы рабочих по восстановлению шахты может якобы поставить его вне рядов партии. Постановщики фильма изображают дело, таким образом, будто бы партия может исключить из своих рядов людей, проявляющих заботу о восстановлении хозяйства»

Какие обвинения были предъявлены создателям фильма «Большая жизнь»?

(слайд 23) Критике были подвергнуты кинофильмы «Большая жизнь» (2-я серия) режиссера Л. Лукова; «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина; кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др.(триггер image1.png)

(слайд 24) В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился и на советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С. С. Прокофьева, «Поэмы» А. И. Хачатуряна и оперы «Великая дружба» В. И. Мурадели. Критиковались и другие композиторы, «придерживающиеся формалистического, антинародного направления», — Д. Д. Шостакович и Н. Я. Мясковский.

(слайд 25) «Не только музыкальное, но и политическое ухо советских композиторов должно быть очень чутким». А. Жданов

Объясни смысл этого высказывания?

(слайд 26) «Живописцы в СССР вдохновляются великими идеями В.И.Ленина и И.В.Сталина, животворящей силой советского патриотизма. На основе метода социалистического реализма они стремятся глубоко и правдиво отобразить действительность в ее революционном развитии».

Большая Советская энциклопедия.

(слайд 27, 28) Какое чувство охватывало людей, рассматривавших эти картины в 40-50-е гг. ?

Какие чувства испытываешь ты, глядя на эти картины сегодня?

А.А. Пластов «Ужин тракториста»

Какие чувства испытываешь ты, глядя на эту картину?

(слайд 29, 30) Ф. Шурпина «Утро нашей Родины»

Предположи, какая из картин получила сталинскую премию?

«Светлая по живописи и ясная по глубокой идее, картина звучит вдохновенной песней во славу товарища Сталина. Он идет уверенным шагом навстречу завтрашнему дню... Шурпин своей картиной обогатил советское искусство...»

Журнал «Искусство» №1, 1950 г.

(слайд 31) Доминирующий жанр того периода — парадный портрет. Ведущий художник «направления» — А. М. Герасимов.

(слайд 32) Но были и другие картины…

(слайд 33) Какие выводы можно сделать на основании приведенных данных?

Подведение итогов урока

Литература:

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт Истрия России 20- н.21 вв.

Е.В. Симонова Поурочные разработки по истории России.

С.В. Агафонов Тематическое и поурочное планирование по истории Росс 20- н. 21 вв.

История России . Поурочные планы 9 класс.

А.В. Игнатов История России 20-н. 21 вв.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке