Содержание
-
СРС №1 на тему: Преобразование отношений собственности в Республике Казахстана Группа: ОМ 1курс 41-01 студент: Омар Гульназ Казахский национальный медицинский университет имени С.А.Асфендиярова Модуль «Экономика в здравоохранении и фармации» Алмата 2014год
-
Цели разработки закона:
установить общие правила, применимые к государственному имуществу в различных секторах экономикии состав государственного имущества; объединить в одном законодательном акте нормы законов, регулирующих управление государственными активами, за исключением норм о бюджете и Национальном фонде, природных ресурсах, банковских активах; связать проект Закона о государственном имуществе с Гражданским кодексом Республики Казахстан, из которого вытекают положения проекта Закона; определить компетенцию Правительства Республики Казахстан и государственных органов по управлению государственным имуществом; определить основания приобретения, прекращения и предоставления в пользование госимущества (национализация, реквизиция, изъятие имущества для государственных нужд, приватизация); установить правовую основу корпоративного управления государственным имуществом через национальные холдинги, национальные управляющие компании и национальные компании, определить их четкое взаимодействие с государственными органами; установить правовое регулирование на уровне законодательного акта стратегических объектов и приоритетного права государства на приобретение стратегического объекта при его отчуждении собственником Считаем, что цели разработки закона в результате были достигнуты. 1
-
Основные положения и новеллы законопроекта:
2
-
Субъекты управления государственным имуществом(кто является собственником государственного имущества от лица государства)
Государственное имущество Республиканское имущество Коммунальное имущество субъектом управления республиканским имуществом является Республика Казахстан субъектом управления коммунальным имуществом является административно- территориальная единица Управление государственным имуществом - это осуществление государством (РК или АТЕ) права государственной собственности и иных имущественных прав. Право государственной собственности (право собственности статья 188 ГК) - есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом: право владения представляет собой юридически обеспеченную возможность осуществлять фактическое обладание имуществом; право пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность извлекать из имущества его полезные естественные свойства, а также получать от него выгоду. Выгода может выступать в виде дохода, приращения, плодов, приплода и в иных формах. право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать это имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Таким образом, государство – как любой собственник, имея имущество, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. 3 Коммунальное имущество области (города республиканского значения, столицы) Коммунальное имущество района
-
Система управления государственным имуществом I УРОВЕНЬ II УРОВЕНЬ ПравительствоРеспублики Казахстан Министерство экономического развития и торговли – государственный орган, вырабатывающий политику управления государственными активами в целом по стране Министерство финансов (Комитет государственного имущества и приватизации) - государственный орган, управляющий республиканской собственностью, отраслевые государственные органы – уполномоченные органы соответствующей отрасли - осуществляющие функции органа управления маслихаты (города республиканского значения, столицы), района местные исполнительные органы (города республиканского значения, столицы), района (местные уполномоченные органы по исполнению бюджета и управлению государственным имуществом, местные уполномоченные органы соответствующих отраслей. Компетенция Парламента РК предусмотрена в статье 61 Конституции РК - Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся режима собственности и иных вещных прав. Компетенция Правительства предусмотрена в статье 66 Конституции РК - Правительство организует управление государственной собственностью (пункт 4), также руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов. Согласно постановления Конституционного Совета РК от 17 марта 1999 года №4/2 юридическое содержание нормы «организует управление государственной собственностью» означает наделение Правительства РК полномочиями владеть, пользоваться и распоряжаться государственной собственностью в пределах, установленных законодательными актами. Также компетенция Правительства отражена в законах «О государственных товариществах», «Не коммерческих организациях», «Об акционерных обществах», о каждом виде государственного имущества. Компетенции Министерства экономического развития и торговли и Министерства финансов определены в положениях о министерствах, в законах «О государственных товариществах», «Не коммерческих организациях», «Об акционерных обществах», о каждом виде государственного имущества. При этом компетенция МЭРТ на уровне закона предусматривается впервые. Компетенция маслихатов не предусматривает регулирование вопросов управления коммунальной собственностью, что является пробелом в законодательстве. В соответствии с Законом «О местном государственном управлении» согласно подпункту 15) пункта 1 статьи 6 маслихат осуществляет иные полномочия, установленные иными законодательными актами Республики Казахстан. Компетенция местных исполнительных органов определена в статье 87 Конституции. Местные исполнительные органы осуществляют управление коммунальной собственностью. Вместе с тем, компетенция местных исполнительных органов района по управлению районным коммунальным имуществом не установлена на уровне законодательного акта. 4
-
Определен полный перечень оснований приобретения прав на государственное имущество, а также предоставления государственного имущества в пользование гражданам и негосударственным юридическим лицам. Впервые предусмотрены нормы о реквизиции, порядок реквизиции и возмещения стоимости реквизированного имущества. 3. Впервые на уровне закона раскрывается институт национализации имущества, возмещение стоимости национализируемого имущества. 4. Порядок принудительного отчуждения земельного участка и иного недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд и возмещения его стоимости полностью раскрывается на уровне закона. Приобретение государством имущественных прав (приобретение имущества частных лиц в государственную собственность) 5
-
1. Государственным имуществом могут владеть и пользоваться граждане и негосударственные юридические лица, основаниями пользования являются: договора имущественного найма (аренды) государственного имущества; договор доверительного управления государственным имуществом; договора безвозмездного пользования (ссуды) государственным имуществом; договора подряда; договора о передаче во временное пользование природных ресурсов, являющихся государственным имуществом; договора концессии; договора о передаче государственного имущества по договорам хранения (охраны). В проекте закона по каждому основанию предусмотрены особенности передачи имущества в пользование (владение). Владение и (или) пользование государственным имуществом 10
-
Прекращение имущественных прав государства осуществляется по следующим основаниям: приватизация и иное отчуждение государственного (республиканского или коммунального) имущества; отчуждение государственными (республиканскими или коммунальными) юридическими лицами производимых ими товаров или иного имущества, не относящегося к основным средствам и не являющимся объектом приватизации, гражданам и негосударственным юридическим лицам; предоставление земельных участков в частную собственность; передача государственного натурного гранта, относящегося к республиканскому или коммунальному имуществу, в частную собственность; гибель или уничтожение государственного (республиканского или коммунального) имущества; обращение взыскания на государственное (республиканское или коммунальное) имущество; приобретательная давность; возврат исполненного контрагентом в пользу государства по обязательству до момента расторжения или изменения договора; возврат имущества, полученного по сделке, признанной недействительной; использование или выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва. В проекте закона по каждому виду отчуждения предусмотрены особенности. Прекращение имущественных прав государства 11
-
Государственное имущество, которое может находиться только в государственной собственности, а также государственное имущество, не подлежащее отчуждению в соответствии с актами Президента Республики Казахстан, не могут быть использованы в качестве имущественного вклада в уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью либо в оплату акций акционерного общества. Государственное имущество, не подлежащее приватизации, может передаваться в оплату акций национального управляющего холдинга, национального холдинга, национальной компании на условиях и в порядке, которые устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Передача имущества в качестве имущественного вклада в уставный капитал ТОО и АО 12 Государственное имущество по способу отчуждения: Пункт 3-1 статьи 249 Гражданского кодекса Государственное имущество, которое может находиться только в государственной собственности ( устанавливается законом) государственное имущество, не подлежащее отчуждению в соответствии с актами Президента Республики государственное имущество, не подлежащее приватизации соответствии с законами Республики Казахстан (новое) Государственное имущество, подлежащее отчуждению
-
Разработаны общие положения о государственных юридических лицах, нормы о правовом статусе государственных учреждений, в том числе государственных органов, о государственных предприятиях. При сохранении общих положений, установленных законами об АО и ТОО, определены особенности АО и ТОО с участием государства в зависимости от того, какими они являются: контролируемые государством или с недоминирующей долей государства. Определено взаимодействие государственных органов, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний в управлении имуществом, в том числе по планированию их деятельности.. Особенности управления отдельными видами государственного имущества 14
-
Особенность управления в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения в сферах здравоохранения и образования (введение нового органа управления) 16 орган государственного управления орган -Наблюдательный совет (пример Совет директоров акционерных обществ) руководитель государственного предприятия ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Существующая структура Предлагаемая структура орган государственного управления руководитель государственного предприятия Трудовой договор Ст. 102 Гражданского кодекса Закон РК «О государственном предприятии»
-
Государственные предприятия
Доработка статьей по государственным предприятиям проведена в целях приведения закона с учетом настоящей экономической ситуации и развития конкуренции на рынке товаров и услуг и скорректированы с положениями Закона Республики Казахстан «О конкуренции». 3. Государственные предприятия, в случаях, указанных в подпунктах 1) и 3) создаются Правительством Республики Казахстан и Национальным Банком Республики Казахстан. В остальных случаях государственные предприятия создаются Правительством и Национальным (республиканские предприятия) или местным исполнительным органом (коммунальные предприятия). Создание государственных предприятий осуществляется в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О конкуренции» и иными законодательными актами Республики Казахстан, с учетом ограничений, установленных статьей 148 настоящего Закона. Государственные предприятия в случаях, предусмотренных подпунктом 4) могут создаваться, а ранее созданные – действовать только для осуществления видов деятельности, предусмотренных статьями 148 и 149 проекта Закона (сферы деятельности ГП) 17
-
Государственные учреждения
В отношении государственных учреждений новшеством является разделение в имущественных отношениях государственных учреждений на учреждения и государственные органы. Если Закон Республики Казахстан «Об административных процедурах» направлен на установление административных процедур, способствующих совершенствованию организации управленческой деятельности, обеспечению бесперебойного функционирования государственных органов, оперативному принятию управленческих решений, соблюдению прав и свобод граждан, защите государственных интересов, недопущению использования государственными служащими должностных полномочий во внеслужебных целях, а также деятельности по оказанию государственных услуг, то в законе предусматривается в каких случаях государственные органы могут вступать в имущественные отношения. Государственные органы могут вступать в имущественные отношения от своего собственного имени в случае, если они осуществляют собственную хозяйственную деятельность: могут заключать договора аренды, купли-продажи канцелярских принадлежностей, несут ответственность по обязательствам за причинение вреда, совершают другие гражданско-правовые действия. Государственные учреждения– школы, больницы и т.п. Государственные органы – министерства, ведомства, департаменты и управления местных исполнительных органов 20
-
Структура Реестра государственного имущества
ОБЪЕКТ УЧЕТА План ФХД - 441 Отчуждение Финансовая информация Отчет по Плану ФХД - 302 Электронное досье Подчиненные организации Основные средства Нематериальные активы Объекты интеллектуальной собственности Госматрезерв Акции или доли участия Здания и сооружения Земельные участки Объекты национального культурного достояния Сделки Обременение Собственник Правообладатели Орган госуправления Закрепляемое имущество Незакрепляемое имущество Учрежденные организации Имущество за рубежом 26
-
Внесены изменения в 43 законодательных актов РК, в том числе: Гражданский Кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27 декабря 1994 года; Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть) от 1 июля 1999 года; Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года; Законы Республики Казахстан: «Об охране и использовании историко-культурного наследия»; «О Национальном Банке Республики Казахстан»; «О хозяйственных товариществах»; «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; «О банкротстве»; «О жилищных отношениях»; «О государственном материальном резерве»; «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» и многие другие. 28
-
Закон предполагается ввести в действие со дня его первого официального опубликования, за исключением главы 15, которая вводится в действие по истечении двух лет после его первого официального опубликования. Введение в действие Закона Глава 15. УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, МОНИТОРИНГ, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА 29
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.