Содержание
-
Этапы компьютерного моделирования
- Автор – Богачёва Г.В.,
- Учитель информатики
- 144 лицей Санкт-Петербурга
- Презентация по теме «Моделирование»
- к учебнику Н.В. Макаровой, 9 класс
-
Постановка задачи
- Описание задачи
- Цель моделирования
- Анализ объекта
-
Описание задачи
- Задача формулируется на обычном языке;
- Если завтра утром группа выйдет из туристического лагеря в 10 часов утра, ребята успеют на 12-часовую электричку?
- Определяется объект моделирования;
- Представляется конечный результат.
- По характеру постановки задачи можно разделить на две основные группы:
- «Что будет, если?» (исследовать изменение характеристик объекта при воздействии на него)
- Как изменится скорость автомобиля через 6 сек, если он движется прямолинейно и равноускоренно с начальной скоростью 3 м/с и ускорением 0,5 м/с2?
- «Как сделать, чтобы?» (какое произвести воздействие, чтобы параметры объекта удовлетворяли заданному условию?)
- Какого объёма должен быть воздушный шар, наполненный газом гелием, чтобы он мог подняться с грузом 100 кг?
-
Определение целей моделирования
- Цели определяются в соответствии с поставленной задачей;
- Поставленные цели оказывают направляющее влияние на весь процесс моделирования.
-
- Например, рассмотрим модель самолета:
- для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест;
- для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе;
- для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее.
-
Анализ объекта
Чётко выделяются моделируемый объект и его основные свойства. Результат анализа объекта появляется в процессе выявления его составляющих (элементарных объектов) и определения связей между ними.
-
- Хорошо поставленная задача:
- описаны все связи между исходными данными и результатом
- известны все исходные данные
- решение существует
- задача имеет единственное решение
- Примеры плохо поставленных задач:
- Винни Пух и Пятачок построили ловушку для слонопотама. Удастся ли его поймать?
- Малыш и Карлсон решили по–братски разделить два орешка – большой и маленький. Как это сделать?
- Найти максимальное значение функции y = x2(нет решений).
- Найти функцию, которая проходит через точки (0,1) и (1,0) (неединственное решение).
-
Разработка модели
- Информационная модель
- Знаковая модель
- Компьютерная модель
-
Разработка информационной модели
- Выделяются объекты моделирования и дается их развернутое содержательное описание (природа объектов, их зависимости, связи, свойства, характеристики);
- Учитываются только существенные свойства в зависимости от выбранной цели;
-
- Задача «Движение автомобиля»
- Что моделируется?
- - Процесс движения объекта «автомобиль»
- Вид движения
- - Равноускоренное
- Что известно о движении?
- - Начальная скорость (v0), ускорение (а), максимальная развиваемая автомобилем скорость (vmax)
- Что надо найти?
- - Скорость (vj) в заданные моменты времени (ti)
- Как задаются моменты времени?
- - От нуля через равные интервалы (t2-t1)
- Это ограничивает расчеты?
- - vi < vmax
- Такие характеристики объекта, как цвет, тип кузова, год выпуска и общий пробег, степень изношенности шин и многие другие, в данной постановке учитывать не будем.
-
- В результате выстраивается описательная информационная модель, т.е. вербальная;
- Формализация модели. Переход от описательной модели к конкретному математическому наполнению. Указывается перечень параметров, которые влияют на поведение объекта – исходные данные, и которые желательно получить – результат. Формализуются зависимости между выделенными параметрами, накладываются ограничения на их допустимые значения. Результат – математическая модель.
-
Движение автомобиля. Информационная модель
-
Математическая модель к задаче «Движение автомобиля»
-
Разработка компьютерной модели
- Формализованная модель преобразуется в компьютерную с помощью множества программных комплексов и сред (графические среды, текстовые редакторы, среды программирования, электронные таблицы и пр.);
- От выбора программной среды зависит алгоритм построения компьютерной модели и форма его представления.
-
Компьютерный эксперимент
- План моделирования – должен чётко отражать последовательность работы с моделью
- Технология моделирования
-
План моделирования
- Так как модель может содержать ошибки, то первым пунктом в плане моделирования всегда разработка теста, а затем – тестирование модели. В программировании это трансляция и отладка программы;
- Можно использовать тестовый набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен;
-
- Тестирование - это проверка модели на простых исходных данных с известным результатом.
- Примеры:
- устройство для сложения многозначных чисел – проверка на однозначных числах
- модель движения корабля – если руль стоит ровно, курс не должен меняться; если руль повернуть влево, корабль должен идти вправо
- модель накопления денег в банке – при ставке 0% сумма не должна изменяться.
-
Технология моделирования
- Исследование заключается в проведении серии экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования.
- Эксперимент – это опыт, который производится с объектом или моделью.
- Он заключается в выполнении некоторых действий, чтобы определить, как реагирует экспериментальный образец на эти действия.
- Эксперимент сопровождается осмыслением итогов. Это служит основой для анализа результатов принятия решений.
-
- Примеры:
- устройство для сложения чисел – работа с многозначными числами
- модель движения корабля – исследование в условиях морского волнения
- модель накопления денег в банке – расчеты при ненулевой ставке
-
Анализ результатов моделирования
- Нужно ответить на вопрос: «Продолжать исследование, либо заканчивать?»
- Если результаты не соответствуют целям поставленной задачи, значит на предыдущих этапах были допущены ошибки (неправильно отобранные свойства объекта, ошибки в формулах на этапе формализации, неудачный метод или среда моделирования, нарушение технологических приемов при построении модели).
- Если ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, т.е. возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования.
-
Источники
Макарова Н.В. Информатика 9 – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
Макарова Н.В. Информатика 7-9 Задачник по моделированию – Санкт-Петербург: Питер, 2007.
Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. – М.:ВАКО, 2007
Филиппова Е.В. Этапы компьютерного моделирования,
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.