Содержание
-
Архитектура подсистемы защиты ОС
Автор: Бастрыкин К.М.
-
Основные функции подсистемы защиты ОС
1. Идентификация и аутентификация. Ни один пользователь не может начать работу с ОС, не идентифицировав себя и не предоставив системе аутентифицирующую информацию, подтверждающую, что пользователь действительно является тем, кем он себя заявляет. 2. Разграничение доступа. Каждый пользователь системы имеет доступ только к тем объектам ОС, к которым ему предоставлен доступ в соответствии с текущей политикой безопасности. 3. Аудит. ОС регистрирует в специальном журнале события, потенциально опасные для поддержания безопасности системы.
-
4. Управление политикой безопасности. Политика безопасности должна постоянно поддерживаться в адекватном состоянии, т. е. должна гибко реагировать на изменения условий функционирования ОС. Управление политикой безопасности осуществляется администраторами системы с использованием соответствующих средств, встроенных в ОС. 5. Криптографические функции. Защита информации немыслима без использования криптографических средств защиты. Шифрование используется в ОС при хранении и передаче по каналам связи паролей пользователей и некоторых других данных, критичных для безопасности системы. 6. Сетевые функции. Современные ОС, как правило, работают не изолированно, а в составе локальных и/или глобальных компьютерных сетей. ОС компьютеров, входящих в одну сеть, взаимодействуют между собой для решения различных задач, в том числе и задач, имеющих прямое отношение к защите информации.
-
Идентификация, аутентификация и авторизация
В защищенной ОС любой пользователь (субъект доступа), перед тем как начать работу с системой, должен пройти идентификацию, аутентификацию и авторизацию.
-
Идентификация субъекта доступа заключается в том, что субъект сообщает ОС идентифицирующую информацию о себе(имя, учетный номер и т. д.) и таким образом идентифицирует себя. Аутентификация субъекта доступа заключается в том, что субъект предоставляет ОС помимо идентифицирующей информации еще и аутентифицирующую информацию,подтверждающую, что он действительно является тем субъектом доступа, к которому относится идентифицирующая информация. Авторизация субъекта доступа происходит после успешной идентификации и аутентификации. При авторизации субъекта ОС выполняет действия, необходимые для того, чтобы субъект мог начать работу в системе.
-
Аутентификация
-
Разграничение доступа к объектам ОС
Основными понятиями процесса разграничения доступа к объектам ОС являются -объект доступа, -метод доступа к объекту и -субъект доступа.
-
Объектом доступа называют любой элемент ОС, доступ к которому пользователей и других субъектов доступа может быть произвольно ограничен. Возможность доступа к объектам ОС определяется не только архитектурой ОС, но и текущей политикой безопасности. Под объектами доступа понимают как ресурсы оборудования (процессор, сегменты памяти, принтер, диски и ленты), так и программные ресурсы (файлы, программы, семафоры), т. е. все то, доступ к чему контролируется.
-
Методом доступа к объекту называется операция, определенная для объекта. Тип операции зависит от объектов.
-
Субъектом доступа называют любую сущность, способную инициировать выполнение операций над объектами (обращаться к объектам по некоторым методам доступа).
-
Разграничением доступа субъектов к объектам является совокупность правил, определяющая для каждой тройки субъект—объект—метод, разрешен ли доступ данного субъекта к данному объекту по данному методу.
-
Правила разграничения доступа
Правила разграничения доступа должны удовлетворять следующим требованиям: 1. Соответствовать аналогичным правилам, принятым в организации, в которой установлена ОС. Иными словами, если согласно правилам организации доступ пользователя к некоторой информации считается несанкционированным, этот доступ должен быть ему запрещен. 2. Не должны допускать разрушающие воздействия субъектов доступа на ОС, выражающиеся в несанкционированном изменении, удалении или другом воздействии на объекты, жизненно важные для нормальной работы ОС. 3. Любой объект доступа должен иметь владельца. Недопустимо присутствие ничейных объектов — объектов, не имеющих владельца. 4. Не допускать присутствия недоступных объектов — объектов, к которым не может обратиться ни один субъект доступа ни по одному методу доступа. 5. Не допускать утечки конфиденциальной информации.
-
Существуют две основные модели разграничения доступа:• избирательное (дискреционное) разграничение доступа;• полномочное (мандатное) разграничение доступа.
-
При избирательном разграничении доступа определенные операции над конкретным ресурсом запрещаются или разрешаются субъектам или группам субъектов. Большинство ОС реализуют именно избирательное разграничение доступа
-
Контроль является дискреционным в том смысле, что владелец объекта сам определяет тех, кто имеет доступ к объекту, а также вид их доступа.
-
-
Правила разграничения доступа
Недостатки: Не предоставляет полной гарантии того, что информация не станет доступна субъектам не имеющим к ней доступа. Система DAC не устанавливает никаких ограничений на распространение информации после того как субъект ее получил В большинстве случаев данные в системе не принадлежат отдельным субъектам, а всей системе.
-
Мандатное разграничение доступа заключается в том, что все объекты могут иметь уровни секретности, а все субъекты делятся на группы, образующие иерархию в соответствии с уровнем допуска к информации. Иногда эту модель называют моделью многоуровневой безопасности, предназначенной для хранения секретов.
-
Уровень конфиденциальности может принимать одно из строго упорядоченного ряда фиксированных значений, например: конфиденциально, секретно, для служебного пользования, не секретно и т.п.
-
-
Правила разграничения доступа
Субъект может читать объект, только если иерархическая классификация в классификационном уровне субъекта не меньше, чем иерархическая классификация в классификационном уровне объекта.
-
-
Доступ на запись дается если УБ субъекта равняется УБ объекта
-
Правила разграничения доступа
Достоинства: Возможно существенное упрощение задачи администрирования Пользователь не может полностью управлять доступом к ресурсам, которые он создаёт. Система запрещает пользователю или процессу, обладающему определённым уровнем доверия, получать доступ к информации, процессам или устройствам более защищённого уровня.
-
Недостаток: 1. Отдельно взятые категории одного уровня равнозначны, что приводит в большинстве случаев к избыточности прав доступа для конкретных субъектов в пределах соответствующих уровней.
-
Аудит
Процедура аудита применительно к ОС заключается в регистрации в специальном журнале, называемом журналом аудита или журналом безопасности, событий, которые могут представлять опасность для ОС. Пользователи системы, обладающие правом чтения журнала аудита, называются аудиторами.
-
Требования к аудиту. Подсистема аудита ОС должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Добавлять записи в журнал аудита может только ОС. Если предоставить это право какому-то физическому пользователю, этот пользователь получит возможность компрометировать других пользователей, добавляя в журнал аудита соответствующие записи. 2. Редактировать или удалять отдельные записи в журнале аудита не может ни один субъект доступа, в том числе и сама ОС. 3. Просматривать журнал аудита могут только пользователи, обладающие соответствующей привилегией. 4. Очищать журнал аудита могут только пользователи-аудиторы. После очистки журнала в него автоматически вносится запись о том, что журнал аудита был очищен, с указанием времени очистки журнала и имени пользователя, очистившего журнал. ОС должна поддерживать возможность сохранения журнала аудита перед очисткой в другом файле. 5. При переполнении журнала аудита ОС аварийно завершает работу («зависает»). После перезагрузки работать с системой могут только аудиторы. ОС переходит к обычному режиму работы только после очистки журнала аудита. Для ограничения доступа к журналу аудита должны применяться специальные средства защиты.
-
Политика аудита — это совокупность правил, определяющих, какие события должны регистрироваться в журнале аудита. Для обеспечения надежной защиты ОС в журнале аудита должны обязательно регистрироваться следующие события:• попытки входа/выхода пользователей из системы;• попытки изменения списка пользователей;• попытки изменения политики безопасности, в том числе и политики аудита.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.