Презентация на тему "Понятия метода и технологии проектирования программного обеспечения"

Презентация: Понятия метода и технологии проектирования программного обеспечения
Включить эффекты
1 из 75
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Понятия метода и технологии проектирования программного обеспечения" по информатике. Состоит из 75 слайдов. Размер файла 0.2 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Понятия метода и технологии проектирования программного обеспечения
    Слайд 1

    ПОНЯТИЯ МЕТОДА И ТЕХНОЛОГИИПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММНОГООБЕСПЕЧЕНИЯ

    1

  • Слайд 2

    1. Определение метода и технологии 2. Требования к технологии 3. Ресурсы дляжизненного цикла сложных программных средств 2

  • Слайд 3

    Определение метода и технологии

    Метод проектирования ПО представляет собой организованную совокупность процессов создания ряда моделей, которые описывают различные аспекты разрабатываемой системы с использованием четко определенной нотации. 3

  • Слайд 4

    На более формальном уровне метод определяется как совокупность составляющих, в частности: концепций, нотаций, процедур. 4

  • Слайд 5

    Концепция (теоретические основы) - могут выступать структурный и объектно-ориентированный подходы. Нотация - обычно используются графические диаграммы, поскольку они наиболее наглядны и просты в восприятии, в частности диаграммы потоков данных и диаграммы "сущность - связь" для структурногоподхода, для объектно-ориентированного подхода -диаграммы вариантов использования, диаграммы классов и др. 5

  • Слайд 6

    В качестве процедур, определяющих практическое применение метода, используются: последовательность и правила построения моделей, а также критерии, используемые для оценки результатов. 6

  • Слайд 7

    Методы реализуются через конкретные технологии и поддерживающие их методики, стандарты и инструментальные средства, которые обеспечивают выполнение процессов ЖЦ ПО. 7

  • Слайд 8

    Технология проектирования определяется как совокупность технологических операций проектирования в их последовательности и взаимосвязи, приводящая к разработке проекта ПО. 8

  • Слайд 9

    Требования к технологии

    1. Соответствие стандарту ISO / IEC 12207: 1995. 2. Гарантированное достижение целей разработки ЭИС в рамках установленного бюджета, с заданным качеством и в установленное время. 3. Возможность декомпозиции проекта на составные части, разрабатываемые группами исполнителей ограниченной численности (3-7 чел.), с последующей интеграцией составных частей. 9

  • Слайд 10

    4. Минимальное время получения работоспособного ПО ЭИС. Речь идет не о сроках готовности всей ЭИС, а о сроках реализации отдельных подсистем. Замечание!!! Практика показывает, что даже при наличии полностью завершенного проекта внедрение ЭИС идет последовательно, по отдельным подсистемам. 10

  • Слайд 11

    5. Независимость получаемых проектных решений от средств реализации ЭИС (СУБД, ОС, языков и систем программирования). 6. Поддержка комплексом согласованных CASE-средств, обеспечивающих автоматизацию процессов, выполняемых на всех стадиях ЖЦ ПО. 11

  • Слайд 12

    Реальное применение любой технологии проектирования ПО ЭИС в конкретной организации и конкретном проекте невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений), которые должны соблюдаться всеми участниками проекта. 12

  • Слайд 13

    1. Стандарт проектирования. 2. Стандарт оформления проектной документации. 3. Стандарт интерфейса конечного пользователя с системой. 13

  • Слайд 14

    Стандарт проектирования должен устанавливать:

    Набор необходимых моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования и степень их детализации. Правила фиксации проектных решений на диаграммах, в том числе правила именования объектов (включая соглашения по терминологии), набор атрибутов для всех объектов и правила их заполнения на каждой стадии, правила оформления диаграмм (включая требования к форме и размерам объектов) и т.д. 14

  • Слайд 15

    Требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки ОС, настройки CASE -средств и т.д. Механизм обеспечения совместной работы над проектом, в том числе правила интеграции подсистем проекта, правила поддержания проекта в одинаковом для всех разработчиков состоянии, правила анализа проектных решений на непротиворечивость и т.д. 15

  • Слайд 16

    Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:

    Комплектность, состав и структуру документации на каждой стадии проектирования (в соответствии со стандартом ГОСТ РИСО 9127 - 94 "Системы обработки информации. Документация пользователя и информация на упаковке потребительских программных пакетов"); Требования к оформлению документации (включая требования к содержанию разделов, подразделов, пунктов, таблиц и т.д.); 16

  • Слайд 17

    Правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации с указанием предельных сроков на каждой стадии; Требования к настройке издательской системы, используемой в качестве встроенного средства подготовки документации; Требования к настройке CASE-средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными правилами. 17

  • Слайд 18

    Стандарт интерфейса конечного пользователя с системойдолжен регламентировать:

    Правила оформления экранов (шрифты и цветовая палитра), состав и расположение окон и элементов управления; Правила использования клавиатуры и мыши; 18

  • Слайд 19

    Правила оформления текстов помощи; Перечень стандартных сообщений; Правила обработки реакций пользователя. !!! Существует стандарт пользовательского интерфейса для диалоговых информационных технологий фирмы IBM 19

  • Слайд 20

    Стандарты фирмы IBM. Проектирование пользовательского интерфейсана персональном компьютере

    Пользовательский интерфейс включает в себя три понятия: общение приложения с пользователем, общение пользователя с приложением, язык общения. 20

  • Слайд 21

    Одной из важнейших функций интерфейса является формирование у пользователя одинаковой реакции на одинаковые действия приложений, их согласованность: 21

  • Слайд 22

    Физическом, который определяет технические средства коммутации; синтаксическом, который определяет последовательность и порядок появления элементов на экране и последовательность запросов (язык общения, язык действий); семантическом аспекте, обусловленном значениями элементов интерфейса. 22

  • Слайд 23

    Описательная часть стандартов IBM (частичная): Разработка пользовательского интерфейса состоит из проектирования панелей и диалога. Панель приложения разделена на три части: меню действий, тело панели и область функционирования клавиш. 23

  • Слайд 24

    Преимущество использования меню действий (и выпадающего меню) заключается в том, что эти действия наглядны и могут быть запрошены пользователем установкой курсора, функциональной клавишей, вводом команды, либо каким-то другим простым способом. 24

  • Слайд 25

    На цветном экране меню действий имеет обычно другой цвет по отношению к цвету панели. На монохромном экране используется сплошная линия для его отделения. Меню действий содержит объекты, состоящие из одного или нескольких слов. Два последних из них резервируются для действий "выход" и "справка". Размещаются объекты слева направо по мере убывания частоты их использования. 25

  • Слайд 26

    Возможны системы с многоуровневой системой выпадающих меню, но оптимальное число уровней - три, т.к. иначе могут появиться трудности в понимании многоуровневых меню. Тело панели содержит элементы тела панели: разделители областей, идентификатор и заголовок панели, инструкцию, заголовки столбца, группы, поля; указатель протяжки; область сообщений и команд; поля ввода и выбора. 26

  • Слайд 27

    Область функциональных клавиш - необязательная часть, показывающая соответствие клавиш и действий, которые выполняются при их нажатии. В области функциональных клавиш отображаются только те действия, которые доступны на текущей панели. Для указания текущей позиции на панели используется курсор выбора. Для более быстрого взаимодействия можно предусмотреть функциональные клавиши, номер объекта выбора, команду или мнемонику . 27

  • Слайд 28

    Разбивка панели на области основана на принципе "объект-действие". Этот принцип разрешает пользователю сначала выбрать объект, затем произвести действия с этим объектом, что минимизирует число режимов, упрощает и ускоряет обучение работе с приложениями и создает для пользователя комфорт. 28

  • Слайд 29

    Если панель располагается в отдельной ограниченной части экрана, то она называется окном, которое может быть первичным или вторичным. В первичном окне начинается диалог , и если в приложении не нужно создавать другие окна, окном считается весь экран. Первичное окно может содержать столько панелей, сколько нужно для ведения диалога. 29

  • Слайд 30

    Вторичные же окна вызываются из первичных окон. В них пользователь ведет диалог параллельно с первичным окном. Часто вторичные окна используются для подсказки. Первичные и вторичные окна имеют заголовок в верхней части окна. 30

  • Слайд 31

    Пользователь может переключаться из первичного окна во вторичное окно, и наоборот. Существует понятие "всплывающие окна", которые позволяют улучшить диалог пользователя с приложением, ведущийся из первичного или вторичного окна. 31

  • Слайд 32

    Когда пользователь и ЭВМ обмениваются сообщениями, диалог движется по одному из путей приложения, т.е. пользователь перемещается по приложению, выполняя конкретные действия. При этом действие необязательно требует от компьютера обработки информации. Оно должно обеспечить переход от одной панели к другой, от одного приложения к другому. 32

  • Слайд 33

    Если пользователь перешел к другой панели и его действия привели к потере информации, рекомендуется требовать подтверждение того, следует ли ее сохранять. При этом пользователю предоставляется шанс сохранить информацию, отменить последний запрос, вернуться на один шаг назад. 33

  • Слайд 34

    Путь, по которому движется диалог , называется навигацией. Он может быть изображен в виде графа, где узлы - действия, а дуги - переходы. Диалог состоит из двух частей: запросов на обработку информации и навигации по приложению. Часть запросов на обработку и навигацию является унифицированной. 34

  • Слайд 35

    Унифицированные действия диалога - это действия, имеющие одинаковый смысл во всех приложениях. Некоторые унифицированные действия могут быть запрошены из выпадающего меню посредством действия "команда" функциональной клавишей. К унифицированным действиям диалога относятся: "отказ ", "команда", "ввод", "выход", "подсказка", "регенерация", "извлечение ", "идентификаторы", "клавиши", "справка". !!! Существующий стандарт закрепляет названия унифицированных действий на английском языке. При переводе на русский язык названия могут не совпадать в разных приложениях. 35

  • Слайд 36

    Элементы экрана

    Минимальные единицы панели называются элементами тела панели. В том числе: разделители областей; идентификатор панели,заголовок панели, инструкция, заголовок столбца и группы,заголовок поля; указатели протяжки; область сообщений; областькоманд; поле ввода; поле выбора. 36

  • Слайд 37

    Разделители делят тело панели на области. В качестверазделителей могут использоваться цветовые границы, линии,простые строки, или столбцы, заголовки столбцов. Идентификатор панели - защищенная алфавитно-цифровая информация (имя), предназначенная для идентификации панели. 37

  • Слайд 38

    По умолчанию идентификатор выключен (не высвечивается). Действия с идентификаторомосуществляются с помощьюфункциональных клавиш. Заголовок панели сообщает пользователю о том, какаяинформация содержится в теле панели. Панель должна иметь заголовок,если это не оговорено другими правилами. Сообщения во всплывающемокне могут не иметь заголовка. 38

  • Слайд 39

    Если другие области тела панелидолжны протягиваться, то заголовок образует самостоятельнуюобласть и не протягивается. Он может содержать переменнуюинформацию, но не может содержать поле выбора или поле ввода. Инструкция сообщает пользователю, что нужно сделать икак продолжить работу . 39

  • Слайд 40

    Заголовок столбца идентифицирует поле ввода или выбора,если все объекты столбца принадлежат к одному типу. Еслиинформация столбца протягивается, то заголовок образует отдельную область и не протягивается. В горизонтальной протяжкезаголовок столбца протягивается вместе с информацией столбца. 40

  • Слайд 41

    Заголовок группы указывается, если имеется несколькостолбцов с полем выбора или ввода. Заголовок поля обозначает поле выбора, поле ввода, или полепеременной информации. Указатель протяжки используется в тех случаях, когдавыполняется скроллинг , обозначается стрелками, специальнойлинейкой или текстовыми указателями. 41

  • Слайд 42

    Создание сообщения

    Сообщения обеспечивают пользователя информацией, которуюон не просил явно, но которая, по мнению разработчика, емунеобходима. Сообщения делятся на информационные,предупреждающие и критические. Информационные сообщенияописывают состояние системы и не требуют ответов пользователя. Они используются, чтобы сообщить пользователю, что обработкапродолжается, завершилась, или изменилось содержание панели, атакже, когда одновременно выполняется несколько задач. 42

  • Слайд 43

    Предупреждающие сообщения обращают вниманиепользователя на состояние системы, которое требует еговмешательства. Пользователь в ответ может выполнить какоелибо действие, либо пренебречь этимсообщением. Критические сообщения указывают условие, при которомпродолжение работы невозможно без вмешательствапользователя (произошла ошибка, исключительное состояниесистемы и т.п.). 43

  • Слайд 44

    При этом измененная информация не сохраняетсяи пользователь должен в явном виде указать, нужно ли еесохранять. Сообщения размещаются во всплывающих окнах, внижней части тела панели, надобластью функциональных клавиши областью команд, если они есть. Критические сообщения должнывыдаваться только во всплывающих окнах. После действияпользователя сообщение автоматически удаляется. 44

  • Слайд 45

    При выдаче предупреждающих и критических сообщенийможет предусматриваться подача звукового сигнала. Область команд можно разместить вовторичном,всплывающем окне или в нижней части панели, над областьюфункциональных клавиш. Она должна содержать заголовок и полеввода. Область команд и меню действий не противоречат и неисключают друг друга. 45

  • Слайд 46

    Функции, доступные из меню действий и изобласти команд, должны называться одинаково. Для упрощения вводакоманд можно использовать уже знакомое нам меню действий. Этосокращает время выбора команды. При этом действие содержитсяв выпадающем меню, а параметры во всплывающем окне. 46

  • Слайд 47

    Поле выбора - это обобщенное определение набора взаимосвязанныхобъектов (слов, пиктограмм и их сочетаний). Когда пользователь выбралобъект , приложение визуально отмечает это при помощи цвета, подсветкиили символа, размещаемого перед выбранным объектом. Цвет и подсветканазываются выделением, а символ - указателем выбора. 47

  • Слайд 48

    Различают поляоднозначного, многозначного и расширенного выбора. В поле однозначного выбора пользователь должен выбратьтолько один объект. Если на панели несколько полей выбора, топользователь явно указывает поле выбора. 48

  • Слайд 49

    В поле многозначного выбора пользователь может выбратьодин, несколько объектов, или ничего. Каждый объект выбираетсяявно. Для выбора нескольких объектов нажимается " / " или пробел. Когда пользователь выбирает доступный объект поля выбора, онотображается как "выбран", даже если текущая панель удаляется. 49

  • Слайд 50

    Когда пользователь выбирает недоступный объект, появляетсявсплывающее окно с сообщением, почему объект недоступен. Объект выбора считается доступным, если пользовательможет его выбрать, и недоступным, если текущее состояниеприложения не позволяет выбрать этот объект ввиду невыполнениякаких либо условий. 50

  • Слайд 51

    Недоступные объекты обычно выделяются уменьшениемяркости. Наряду с этим, объекты (поля) могут бытьнеуполномоченными, или несанкционированными, когда длядоступа к ним требуется обладать специальным правом. 51

  • Слайд 52

    В поле расширенного выбора пользователь выбираетобъект, и к нему во всплывающем или вторичном окне даетсяпояснение (расширение). Если в первоначальном состоянииимеется один объект, то это поле рассматривается как полеоднозначного выбора, а если есть несколько объектов, то это -поле многозначного выбора. 52

  • Слайд 53

    Объекты поля выбора могут представляться тремя способами: по столбцам, выровненным влево; в одной строке; и в несколькихстолбцах, которые разделены пробелами. Каждое поле может бытьидентифицировано заголовком поля,столбца, группы, протягиваемого поля выбора. 53

  • Слайд 54

    Объект поля выбора можно представить одним илинесколькими словами, пиктограммами или их сочетанием. Поля однозначного выбора могутнумероваться, если их не более 9. При использовании мнемоники каждому объекту присваиваютуникальную букву . 54

  • Слайд 55

    Мнемоника активна только в том поле выбора, накоторое указывает курсор. Протягиваемые поля выбора используютсятолько для списка объектов, размещенных в одном столбце. Курсор выбора может быть в виде контура, линейки ,подчеркивания, изменения цвета. 55

  • Слайд 56

    Поле ввода - это место на панели, в которое пользовательвводит информацию. Обычно поле ввода имеет заголовок поля и,если необходимо, заголовок столбца. Когда курсор установлен втребуемое поле ввода, он называется текстовым. Поле вводаможет быть протягиваемым. 56

  • Слайд 57

    При первоначальном отображении панели каждый элемент должениметь свои яркость и цвет. По мере углубления диалога, для показатекущего состояния объекта, с которым работает пользователь, цветаи эффекты выделения могут изменяться. 57

  • Слайд 58

    Рекомендуемая палитра:

    панель в первичных и вторичных окнах, за исключениемпанели "Справка" - белая; панель в окне "Справка" - синяя; панель во всплывающих окнах нечетного уровня – голубая,а четного уровня - белая; ошибки выделяются красным; предупреждения об ошибках - желтым; критические сообщения - красным. 58

  • Слайд 59

    Унифицированные действия диалога

    Действие "отказ" должно включаться во все выпадающие меню(при этом отменяется панель, в которой помещается курсор), вовсе всплывающие окна, за исключением информационныхсообщений. Рекомендуется включать "отказ" во все панели,определяющие единицувыполняемой работы. Действие "ввод" включается, если панель содержит поле вводаили более одного поля выбора (многозначный выбор). 59

  • Слайд 60

    Действие "выход" используется, если пользователь можетзавершить выполнение текущей функции в текущей панели. "Выход" должно быть в меню действий первичного окна и вобластифункциональных клавиш. При выборе данного действия управление возвращается напредыдущий уровень иерархии. Этот пункт необходим в каждомвыпадающем меню. 60

  • Слайд 61

    Для предсказания появления всплывающего окнаиспользуется многоточие. Оно подтверждает выход и принеобходимости напоминает пользователю, что нет сохраненных данных. Выход из приложения осуществляется по какой-либо клавише. При выходе на наивысший уровень назначается клавиша для появлениявыпадающего меню, содержащего действия "продолжить" или"окончательный выход", для подтверждения выхода. 61

  • Слайд 62

    Унифицированное действие "справка" должно содержатьследующие действия в выпадающем меню в порядке расположения: Как получить справку . Для этогоиспользуют всплывающее менюс информационной панелью, где сообщается, как получить справку . Общая справка. Обеспечивает общую справку о панели, изкоторой она затребована. 62

  • Слайд 63

    Описание клавиш. Должен быть представлен списокиспользуемых функциональных клавиш с их функциями. Указатель. Содержит перечень имеющихся в приложениисправок в алфавитном порядке. Тот же список отображается привыборе клавиши "указатель" в панели "Справка". "Учебная справка" - предусматривается в режиме приложенияи должна быть последней в выпадающем меню "Справка". 63

  • Слайд 64

    "Справка" должна быть включена во все панели и менюдействий. Если менюотсутствует, то она появляется в областифункциональных клавиш. "Подсказка" сообщает пользователю, как завершить работу сполем ввода. Для получения подсказок пользователь устанавливаеткурсор выбора в то поле ввода, список допустимых значенийкоторого должен быть высвечен. 64

  • Слайд 65

    По действию »подсказка»появляется всплывающее меню с панели типа меню. Меню можетсодержать поля однозначного и многозначного выбора. После выбора одного или нескольких объектов всплывающееокно исчезает, а выбранные объекты копируются в поле ввода,как если бы пользователь выбрал эти значения на клавиатуре. 65

  • Слайд 66

    Если пользователь выбрал несколько объектов полямногозначного выбора, то порядок их следования определяется приложением. Пользователь должен иметь возможностьотказаться от выбора объекта в всплывающем окне подсказки. Отказ не влияет на поле ввода. Еслипользователь запрашиваетподсказку, не установив курсор выбора в поле ввода, никакогодействия не происходит. 66

  • Слайд 67

    Если курсор выбора установлен в поле ввода и пользовательпросит подсказку, а приложение не предусматривает ее, товыдается звуковой сигнал и вовсплывающем окне или в областисообщений этой панели появляется сообщение, что приложениене поддерживает эту подсказку 67

  • Слайд 68

    "Подсказка" включается, когда панель содержит поле ввода,и зависит от позиции курсора. Во всплывающем окневысвечивается одно или несколько значений, которые могут бытьвыбраны пользователем для заполнения поля ввода. 68

  • Слайд 69

    "Регенерация" зависит от типа панели, из которойзапрашивается это действие. В панели ввода восстанавливается исходное состояние панели без учета того, что было набранопользователем с момента последнего заполнения, или обработкиэтой панели. В панели, отражающей текущее состояние объектов,повторно выводится содержимое панели с учетом всех измененийобъектов, которые появились с момента последнего отображенияэтой панели. 69

  • Слайд 70

    Если панель позволяет ввести информацию, то"регенерация" выполняется, как в панели ввода. Действие"регенерация" рекомендуется включать в панели, содержащие полявыбора и ввода. 70

  • Слайд 71

    Действие "Клавиши" изменяет представление областифункциональных клавиш в нижней части выпадающего меню. Поумолчанию появляется длинная форма представления, по запросу- краткая. При повторном запросе краткая форма исчезает ипоявляется длинная и т.д. Посредством действия "Идентификатор" пользовательзапрашивает включение или выключение идентификатора панели. 71

  • Слайд 72

    Стандарты документирования программных средств

    Создание программной документации - важный этап, так какпользователь начинает свое знакомство с программнымпродуктом именно с документации. Для чего предназначенпрограммный продукт, как установить программный продукт, какначать с ним работать - вот одни из первых вопросов, на которыедолжна отвечать программная документация. 72

  • Слайд 73

    Составлением программной документации обычно занимаются специальныелюди - технические писатели (иногда программную документациюпишут сами программисты, или аналитики). Этот этап являетсясамым неприятным и тяжелым в программистской работе. Ксожалению, обычно этому либо не учат совсем, либо в лучшемслучае не обращают на качество получаемых документовдолжного внимания. 73

  • Слайд 74

    Заказчик не будетвникать в тонкости и особенности даже самой замечательной программы. Заказчик будет сначала читать документацию. Пакет программной документации должен быть грамотно составлен. Важнейший документ - "Техническое задание«! 74

  • Слайд 75

    75

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке