Содержание
-
Введение в дисциплину «Информатика и ИКТ»
-
Содержание
Предмет изучения Информатика и ИКТ Информация Представление информации Измерение информации Информационные процессы Обработка информации Информационные ресурсы и технологии. 2
-
1. Предмет изучения Инфоpматики
Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика". Широко распространён также англоязычный вариант этого термина - "Сomputerscience", что означает буквально "компьютерная наука". 3
-
Инфоpматика- это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности. 4
-
Информатика - научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её основные направления:
pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения; теоpияинфоpмации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации; методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определённых интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.); системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать; методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа; средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети; разнообразные пpиложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности. 5
-
Цель дисциплины "Информатика и ИКТ": Базовая компьютерная подготовка, предусматривающая обучение студентов практическому использованию компьютерных информационных технологий для решения прикладных задач. Основные задачи дисциплины "Информатика и ИКТ": Изучение возможностей использования современной компьютерной техники и средств оргтехники; Paзвитиeaлгopитмичecкoгoмышлeния, приобретение навыков алгоритмизации задач, подлежащих решению на ЭВМ; изучение элементов операционных систем и средств диалогового общения с ЭВМ; Oбyчeниe основам пpoгpaммиpoвaния на одном из aлгopитмичecких языков высокого уровня и изучение алгоритмов некоторых численных методов и способов их применения к решению прикладных задач; Обучение компьютерным информационным технологиям, предусматривающих использование профессиональных инструментальных средств (прикладных пакетов и интегрированных систем), в первую очередь – текстовые редакторы (процессоры), электронные таблицы, базы данных, системы автоматизированного проектирования, математические прикладные системы, системы деловой и иллюстративной графики, офисные системы, программы-переводчики; Обучение студентов работе со средствами оргтехники и телекоммуникациями. 6
-
Информатика основывается на использовании 2-х классов средств и систем:
технические средства; программные средства. Помимо этих двух общепринятых ветвей информатики выделяют ещё одну существенную ветвь - алгоритмические средства. Для неё российский академик А.А. Дородницин предложил название Brainware (от англ. brain — интеллект). Эта ветвь связана с разработкой алгоритмов и изучением методов и приёмов их построения. 7
-
Программное обеспечение-это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению. 8
-
Алгоритмы- это правила, предписывающие выполнение последовательностей действий, приводящих к решению задачи. 9
-
Рост производства компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д. 10
-
2. Информация
Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях. 11
-
Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. "Информировать" в этом смысле означает "сообщить нечто, неизвестное раньше". В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют. 12
-
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы. 13
-
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит. Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. 14
-
3. Представление информации
Информация может существовать в самых разнообразных формах: в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий; в виде световых или звуковых сигналов; в виде радиоволн; в виде электрических и нервных импульсов; в виде магнитных записей; в виде жестов и мимики; в виде запахов и вкусовых ощущений; в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д. Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информационных свойств, называются информационными объектами. 15
-
Передача информации
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением. 16
-
Примеры:
сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора; живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности. 17
-
Свойства информации
Достоверность; Полнота; Ценность; Своевременность; Понятность; Доступность; Краткостьи др. 18
-
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел. 19
-
Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. 20
-
Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека. Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка. 21
-
Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной. Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация. 22
-
Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях. 23
-
4. Измерение информации
А возможно ли объективно измерить количество информации? Важнейшим результатом теории информации является вывод: В определенных, весьма широких условиях можно пренебречь качественными особенностями информации, выразить её количество числом, а также сравнить количество информации, содержащейся в различных группах данных. В настоящее время получили распространение подходы к определению понятия "количество информации", основанные на том, что информацию, содержащуюся в сообщении, можно нестрого трактовать в смысле её новизны или, иначе, уменьшения неопределённости наших знаний об объекте. 24
-
Так, американский инженер Р. Хартли (1928 г.) процесс получения информации рассматривает как выбор одного сообщения из конечного наперёд заданного множества из N равновероятных сообщений, а количество информации I, содержащееся в выбранном сообщении, определяет как двоичный логарифм N. Формула Хартли: I = log2N. 25
-
Американский учёный Клод Шеннон предложил в 1948 г. другую формулу определения количества информации, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе. Формула Шеннона: I = – ( p1 log2 p1 + p2 log2 p2 + . . . + pN log2pN ),где pi — вероятность того, что именно i-е сообщение выделено в наборе из N сообщений 26
-
Помимо двух рассмотренных подходов к определению количества информации, существуют и другие. Важно помнить, что любые теоретические результаты применимы лишь к определённому кругу случаев, очерченному первоначальными допущениями. 27
-
В качестве единицы информации условились принимать один бит (англ. bit — binary, digit — двоичная цифра). Бит — слишком мелкая единица измерения. На практике чаще применяется более крупная единица — байт, равная восьми битам. Именно восемь битов требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256=28). Бит в теории информации — количество информации, необходимое для различения двух равновероятных сообщений. А в вычислительной технике битом называют наименьшую "порцию" памяти, необходимую для хранения одного из двух знаков "0" и "1", используемых для внутримашинного представления данных и команд. 28
-
Широко используются также ещё более крупные производные единицы информации
1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220 байт 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт 29
-
Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях. 30
-
В последнее время в связи с увеличением объёмов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как: 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт, 1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт. За единицу информации можно было бы выбрать количество информации, необходимое для различения, например, десяти равновероятных сообщений. Это будет не двоичная (бит), а десятичная (дит) единица информации. 31
-
5. Информационные процессы
Информационные процессы -любые процессы, связанные с определенными операциями (действиями) над информацией:создание, хранение, передача, обработка, преобразование, уничтожение. 32
-
6. Обработка информации
Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации. Средства обработки информации — это всевозможные устройства и системы, и в первую очередь, компьютер. Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов. Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем. Обработка информации – получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов. 33
-
7. Информационные ресурсы и информационные технологии
Это книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др. Информационные ресурсы (в отличие от всех других видов ресурсов - трудовых, энергетических, минеральных и т.д.) тем быстрее растут, чем больше их расходуют. Информационные ресурсы– это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство. 34
-
В настоящее время термин "информационная технология" употребляется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, отчасти, - бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Информационная технология - это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. 35
-
Литература
Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. П/р. Симоновича С.В. С-П. 2000. Калиш. Основы вычислительной техники. В.Леонтьев. Персональный компьютер. Универсальный справочник пользователя 2000. М.: 2000. Браун С. VisualBasic 6: Учебный курс. 16 уроков для освоения языка / Пер. с англ. Е.Матвеева.-СПб.: Питер, 2005.-574с. Ананьев А.И. Самоучитель VisualBasic 6.0/А.И.Ананьев, А.В.Федоров. – СПб.:БХВ.-Петербург, 2005.- 624с. 36
-
Благодарю за внимание
Презентацию подготовила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.