Орг. момент Учитель приветствует учеников, проверяет готовность учеников к уроку и отмечает отсутствующих. Проверка домашнего задания Для того, чтобы проверить как вы усвоили предыдущую тему, ответьте на вопросы теста на отдельных листочках. (Учитель раздает карточки с тестом.) Изучение нового материала А теперь переходим к изучению новой темы. Запишите в тетради то, что записано на доске. Современный компьютер представляет собой двуединую систему, состоящую из аппаратной части (технических устройств) и информационной части (программного обеспечения). И существуют такие термины, как hardware & software – это твердая компонента и мягкая компонента компьютера (слайд 2) . Когда вы сами будете работать за компьютером, то, возможно, появится такое впечатление, что внутри него сидит человек и общается с вами через экран. Этот человек отвечает на ваши вопросы, подсказывает, что надо делать, когда вы попадаете в затруднительное положение, и многое другое. Откуда компьютер все это знает? Опробуем в этом разобраться. Представьте себе маленького новорожденного человечка. У него есть все анатомические органы, необходимые для физической и умственной деятельности. Однако он еще ничего не умеет, ничего не знает. Эти умения и знания приходят с возрастом. Этот человек растет, развивается, но не только физически, но и умственно. В ходе общения с людьми, в первую очередь, с родителями, он осваивает речь, получает необходимые практические навыки: как одеться, как пользоваться ложкой, вилкой, карандашами, ножницами и многое другое. Потом он осваивает умственную работу: учится писать, считать, логически рассуждать. Поступив в школу, маленький человек изучает разные науки, получая множество знаний и навыков. Мы уже говорили о том, что все знания человека – это информация. Человек, развиваясь, накапливает информацию и становится умнее. Вы спросите, какое это имеет отношение с компьютером. Самое прямое! Ведь компьютер устроен по образу мыслящего человека. Компьютер, который собрали на заводе из микросхем, проводов, плат и прочего, подобен новорожденному человеку. Для того, чтобы компьютер стал «умным», в него надо заложить информацию. А компьютерная информация, как вам известно, - это данные и программы. Можно сказать, что занесение в память компьютера такой информации – это то же самое, что обучение ребенка. Компьютерными учителями являются программисты. Они составляют программы, подготавливают необходимые данные для их работы и все это записывают на магнитные или лазерные диски. После такого «обучения» компьютер передается пользователю. С ним теперь можно общаться. Ему можно поручать различную работу с информацией. Вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера, составляют его программное обеспечение (ПО). (слайд 3) Запишите это определение в тетради. И все-таки непонятно, как можно компьютер всему научить. Ведь одним людям на нем нужно делать одну работу, а другим – другую. Для этого нужны разные программы. Поэтому программное обеспечение не является чем-то неизменным. Оно может пополняться, развиваться, изменяться точно также, как знания человека. В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нем просто ничего не сделать. Она называется системным ПО. Покупатель приобретает компьютер, оснащенный системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы ЭВМ, чем память или процессор. Кроме системного в состав программного обеспечения входят еще прикладное ПО и системы программирования. Запишите в тетради структуру ПО компьютера в тетради (слайд 4). Программное обеспечение компьютера делится на: - системное ПО; - прокладное ПО; - системы программирования. Сначала познакомимся с прикладным программным обеспечением. Запишите заголовок в тетради. Прикладное ПО (слайд 5). Программы, с помощью которых пользователь может решать свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются прикладными программами. Запишите это определение в тетради. Как правило, все пользователи предпочитают иметь набор прикладных программ, который нужен практически каждому. Их называют программами общего назначения к их числу относятся (слайд 6): - текстовые и графические редакторы, с помощью которых можно готовить различные тексты, создавать рисунки, строить чертежи; проще говоря, писать, читать, рисовать; - системы управления базами данных (СУБД), позволяющие превратить компьютер в справочник по любой теме; - табличные процессоры, позволяющие организовать очень распространенные на практике табличные расчеты; -коммуникационные (сетевые) программы, предназначенные для обмена информацией с другими компьютерами, объединенными с данным в компьютерную сеть. Зафиксируйте эти программы у себя в тетрадях. Кроме того, имеется большое количество прикладных программ специального назначения для профессиональной деятельности (слайд 7). Их часто называют пакетами прикладных программ. Например, бухгалтерские программы, производящие начисления заработной платы и другие расчеты, которые делаются в бухгалтериях; Системы автоматизированного проектирования, которые помогают конструкторам разрабатывать проекты различных технических устройств; пакеты, позволяющие решать сложные математические задачи, не составляя программ; экспертные системы и многое другое. Очень популярным видом прикладного программного обеспечения являются компьютерные игры. Большинство пользователей именно с них начинают свое общение с ЭВМ. О системном ПО и системах программирования. А теперь перейдем с вами к системному ПО и системах программирования. Запишите заголовок в тетради: «Системное ПО. Для чего нужны прикладные программы – понять несложно. А что же такое системное программное обеспечение? Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС). У операционной системы очень много работы, и она практически все время находится в рабочем состоянии. Например, для того чтобы исполнять прикладную программу, ее нужно разыскать во внешней памяти (на диске), поместить в оперативную память, найдя там свободное место, «запустить» процессор на исполнение программы, контролировать работу всех устройств машины во время выполнения и в случае сбоев выводить диагностические сообщения. Все эти заботы берет на себя операционная система. Во время работы, прикладная программа сама организует общение с пользователем, но когда программа завершила работу, с пользователем начинает общаться операционная система. Это общение происходит в такой форме (слайд 8): <приглашение> - <команда>. ОС выводит на экран приглашение в какой-то определенной форме. В ответ пользователь отдает команду, определяющую, что он хочет от машины. Это может быть команда на исполнение новой прикладной программы, команда на выполнение какой-нибудь операции с файлами (уничтожить файл, скопировать и пр.), команда – сообщить текущее время или дату и пр. выполнив очередную команду пользователя, операционная система снова выдает приглашение. Такой режим работы называется диалоговым режимом. Очень важным видом работы на компьютере является работа с файлами. В файлах хранится все: и программное обеспечение, и информация, необходимая для пользователя. С файлами, как с деловыми бумагами, постоянно приходится сто-то делать: переписывать их с одного носителя на другой, уничтожать ненужные, создавать новые, разыскивать, переименовывать, раскладывать в том или ином порядке и пр. работу с пользователя с файлами поддерживает файловая система ОС. Запишите определение в тетради: Операционная система – это набор программ, управляющих оперативной памятью, процессором, внешними устройствами и файлами, ведущих диалог с пользователем (слайд 9). Итак, основными функциями ОС являются (слайд 10): - управление устройствами компьютера; - взаимодействие с пользователем; - работа с файлами. А какие ОС вы знаете? Какие ОС системы стоят на ваших компьютерах дома? Сейчас самыми распространенными ОС для персональных компьютеров являются Windows XP/7/vista, Linux. Наши с вами компьютеры работают под управлением операционной системы Windows XP. И при включении компьютера происходит загрузка ОС в оперативную память ЭВМ. Диск, на котором хранится ОС и с которого происходит ее загрузка, называется системным диском. ОС Windows поддерживает многозадачный режим работы компьютера, так как мы с вами можем запускать сразу несколько прикладных программ и работать с ними одновременно. Но есть и такие ОС, как MS-DOS, которая поддерживает однозадачный режим работы. Но подробно мы об этом погорим на следующих уроках. К системному программному обеспечению кроме ОС следует отнести и множество программ обслуживающего, сервисного характера. Например, это программы обслуживания дисков (копирование, форматирование, «лечение» и пр.), сжатия файлов на дисках (архиваторы), борьбы с компьютерными вирусами и многое другое. Системы программирования Кроме системного и прикладного ПО существует еще третий вид программного обеспечения. Он называется системами программирования (СП). Система программирования – это инструмент для работы программиста (слайд 11). Запишите это определение себе в тетради. С системами программирования работают программисты. Всякая СП ориентирована на определенный язык программирования. Существует много разных языков. Какие языки вы знаете? Паскаль, Бейсик, Фортран, Си, Ассемблер, Лисп и др. В дальнейшем мы с вами познакомимся с Паскалем. На этих языках программист пишет программы, а с помощью систем программирования заносит их в компьютер, отлаживает, тестирует, исполняет. Мы уже говорили, что именно программисты, работая с СП, создают все виды программ: системные, прикладные и новые системы программирования. Первичное закрепление изученного материала. И так, давайте повторим то, что мы прошли на этом уроке и узнаем кто, что запомнил (слайд 12). Единство каких составляющих представляет из себя компьютер? Как вы понимаете, что такое программное обеспечение компьютера? На какие составляющие можно разделить программное обеспечение? Какие программы называют прикладными? Что такое системное ПО? Что вы понимаете под диалоговым режимом или интерактивным? Что такое операционная система? Какие ОС вы знаете? Что еще кроме ОС относится к системному ПО? Что такое система программирования? Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание. Запишите домашнее задание: параграфы 10,11, вопросы после параграфов (слайд 13). |
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.