Презентация на тему "Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребёнка."

Презентация: Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребёнка.
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.01 Мб). Тема: "Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребёнка.". Предмет: изобразительное искусство. 15 слайдов. Добавлена в 2021 году.

Содержание

  • Презентация: Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребёнка.
    Слайд 1

    Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка.

    Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна

  • Слайд 2

    Детский рисунок по праву считается «королевским путём» познания мира ребёнка, недаром им интересуются не только педагоги и психологи, но и историки, философы, этнографы, художники. Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна Это первые попытки ребёнка отразить свой уникальный опыт осмысления, переживания и взаимодействия с миром и выразить своё отношение к нему. Они чрезвычайно важны, потому что в индивидуальном опыте ребёнка есть то. что отсутствует в опыте человечества. иначе развитие и прогресс были бы невозможны.

  • Слайд 3

    Рисунок для ребенка является речью. В нем отражаются все проблемы и незаданные вопросы, внутреннее состояние детей и место в жизни.

    В рисунках детей отражается их жизненный опыт, их видение окружающего мира, их отношение к внутреннему и внешнему миру, который в виде некоего образа откладывается как в их сознании, так и в их бессознательном. Ребенок переносит на свой рисунок "истинную" картину своего внутреннего мира, наполненность и пустоту этого мира, его свет и тени, его умиротворенность и конфликты. Рисунок на свободную тему, когда ребенок ничем не ограничен в своем творчестве, чрезвычайно полезен. Дети могут нарисовать то, что им самим хочется. В таком рисунке не в меньшей мере, чем в тестовой ситуации, выражается взгляд ребенка на окружающий мир. Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна

  • Слайд 4

    Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна Пространственная организация листа Базовое для восприятия изображения - чувство равновесия, цветовое в том числе. Сам прямоугольник – продукт человеческой культуры, возникший не так давно, в эпоху Возрождения. Вертикали и горизонтали границ листа - символы пространства, законам которого подчиняется воображение рисовальщика. Для малыша именно это самое важное: как уместить то, что я переживаю на этот прямоугольник. У этого процесса свои законы и свои этапы.

  • Слайд 5

    Этапы художественного творчества

    К 2-3 годам происходит первое разделение единого мира на объективный мир и мир субъективный, переживаемый в образах фантазии и сознаваемый в понятиях. Ребёнок от изображения целого постепенно переходит к изображению частей. Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Он создаёт так называемые автономные знаки, за которыми закрепляет определённые значения. Моделирует предметы действительности. Процесс закрепления определённого смысла за изображением чрезвычайно важен для ребёнка. Основным мотивом изображений в период от 2-х до 4-х является человек, в основном автор рисунка и близкие ему люди. Идеи, образы сознания, возникающие на основе восприятия, тесно переплетаются с чувствами, эмоциями. У ребёнка возрастает потребность в общении и понимании. Потребность в одобрении своей деятельности, растущий опыт зрительного восприятия, приводят маленького художника к поиску форм изображения, одинаково понятных ему и окружающим. От 3-х до 5. К четырём годам детей интересует то, как устроен окружающий их мир и то, как устроены они сами. Ребёнок по-новому ощущает себя: он мал, а мир велик. У детей появляются любимые темы и герои изображений. Мир рисунка меняется, он обретает верх и низ, зафиксированный «твердью земной» и «твердью небесной». Предметы на опорной линии располагаются равномерно, не загораживая друг друга. Действия происходят в бесцветном пространстве, символом, которого в рисунке является белый лист. Вечное эхо египетских чертежей. Рисунки детей от 4-х до 5лет имеют поразительное композиционное сходство с изображениями эпохи древних цивилизаций. Это сходство не случайно. Ребёнок, как художники древних времён, передаёт не зрительное, а целостное восприятие пространства, основанное на осмыслении непосредственного опыта жизни. Очень важно , что ребёнок практически самостоятельно открывает для себя этот способ изображения, и относиться к этим открытиям необходимо со вниманием и уважением. Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна

  • Слайд 6

    Ребёнок пяти лет уже не только чувствует, но и настойчиво осмысливает мир и пытается понять своё место в нём. Интерес для ребёнка представляет теперь не «мой мир», а «мир вокруг меня». На смену эмоциональному рисунку приходит рисунок-чертёж. Появляется внимание к объективности цвета предметов и соотнесению цвета и его названию. Цвета предмета и соотнесению цвета и его названию. Если ребёнку предлагается ограниченное количество цветов, то в дальнейшем он рискует мыслить мир малоцветным. В этот период ребёнку очень важно, чтобы рисунок был настоящим, чтобы всё было как в действительности. Дети шести-семи лет владеют разными изобразительными средствами, формами, перспективой. Но качество и наполненность изображения рисунка зависят от того, как взрослый поговорит с ребёнком, как он сумеет его «зажечь», пробудить эмоции и желание. Продолжается формирование  пропорций человека с его окружением. Определяет теплые и холодные тона.

  • Слайд 7

    Немного о любимых цветах детей Красный цвет, олицетворяет активность и энергию, силу и смелость. Юные и взрослые любители красного — обычно борцы по натуре и лидеры в своем окружении. У них высокая работоспособность и низкая утомляемость. Основные качества ребенка, предпочитающего красный цвет: сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость, решительность, вспыльчивость. Интересы сегодняшнего дня для них превыше всего. Если в рисунке вашего ребенка красный цвет отсутствует, скорее всего, его этот цвет раздражает. В таком случае у ребенка выражен комплекс неполноценности, он стремится к уединению. Как утверждают психологи, чаще всего дети, «избегающие» красный цвет, воспитываются в семье, где часто между родителями возникают ссоры, семейная обстановка в доме неспокойная. Постоянная привязанность к синему цвету означает, что ребёнок жаждет покоя. Ему часто нужно отдыхать, он быстро устаёт.Заядлый любитель синего цвета — это тихий, ласковый, чувствительный и немного боязливый ребёнок. По темпераменту, скорее всего — меланхолик, возможно — флегматик.Такие дети обычно любят тихие игры, книги и компьютер. Их часто называют «ботаниками».Основные качества ребенка, предпочитающего синий цвет: концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ, спокойствие, верность.«Синие» дети — полная противоположность «красным». Недаром «красных» детей можно успокоить синим цветом, а «синих» детей — красным. «Синий» ребенок — спокойный, уравновешенный, любит делать все не торопясь, обстоятельно. С удовольствием лежит на диване с книжкой, размышляет, все обстоятельно обсуждает. Он предпочитает задушевную дружбу с самоотдачей и самопожертвованием, потому что, в противоположность «красным» детям, ему приятно отдавать, а не получать. «Синие» дети лишены эгоизма и склонны к самопожертвованию. Из этого типа людей вырастают философы.Часто дети выбирают синий цвет не потому, что они спокойны, а потому, что в данный момент очень нуждаются в покое.   Зелёный цвет часто становится любимым на фоне кризисов взросления (иногда — кризиса двух-трёх лет, чаще — «школьного» кризиса шести-семи лет и подросткового кризисного периода). У тех же ребят, которые постоянны в своей любви к зелёному цвету, наблюдаются такие черты характера, как упорство и упрямство, настойчивость и настырность, трудолюбие, гордость, сильная воля, хорошее самообладание, скрытность и желание вести себя по-взрослому. Такие дети нередко чувствуют себя одинокими, не находят взаимопонимания со своими родителями и сверстниками, часто скучают (тоска зелёная!).Основные качества ребёнка, предпочитающего зеленый цвет: уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности, духовная напряженность, высокий интеллект.Часто «зеленый» ребенок считает себя заброшенным и очень нуждается в материнской любви. Чтобы он не вырос в «зеленую» личность (консервативную, боящуюся перемен, которые у нее ассоциируются с потерями), требуется особое творческое воспитание, развитие открытости, интереса. Такому ребенку необходимо чувство защищенности, надежности. Жёлтый цвет полон оптимизма и жизненной энергии. Его любят «солнечные» дети — очень весёлые, бойкие, оригинально мыслящие. Маленькие и большие любители жёлтого цвета никогда не отчаиваются, не унывают и не падают духом. Даже если в настоящем их жизнь не очень-то весела, они надеются на лучшее и мечтают о светлом будущем.Ребёнок, любящий жёлтый цвет, чрезвычайно свободолюбив, не переносит жёстких регламентов и расписаний. Любые рамки тесны ему, а правила, с его точки зрения, существуют, чтобы нарушать их.Юный любитель жёлтого цвета очень добр и щедр, наделён отличным чувством юмора,  но нередко бывает легкомысленным и безответственным.Основные качества ребенка, предпочитающего желтый цвет: положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм, зависть, ревность, общительность. Больше всего такие дети предрасположены к творчеству. «Желтый» ребенок — мечтатель, фантазер, сказочник, шутник. Он любит играть в одиночестве, любит абстрактные игрушки: камешки, веточки, тряпочки, кубики, оживляя их силой своего воображения. Когда он вырастет, он будет отдавать предпочтение разнообразной, интересной работе. Всегда будет во что-то верить, на что-то надеяться, стремиться жить будущим. В то же время у него могут проявляться такие черты характера, как непрактичность, стремление избежать принятия решений, безответственность.

  • Слайд 8

     Чёрный цвет символизирует  мрачное восприятие жизни. Человек, любящий  чёрный цвет, воспринимает жизнь в тёмных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его  мечты и идеалы в жизни недостижимы. Если ребёнок предпочитает всем цветам чёрный —  это говорит о стрессе, перевернувшем жизнь ребенка. Чем предпочтительнее  этот цвет, тем сильней угроза психике, тем драматичнее состояние ребёнка. Если ребёнок рисует чёрным цветом контуры, не раскрашивая их, это нормально. А вот если он любит раскрашивать свои рисунки чёрным цветом, это плохо. Черный цвет, можно сказать, сам по себе цветом не является, он просто поглощает все световые потоки. Поэтому чёрный — это цвет отрицания, протеста, негативизма, депрессии, замкнутости, подавленности, тревоги, страхов. К тому же важно, ЧТО ребёнок раскрашивает в чёрный цвет. Это что-то, вероятно, нанесло ему психологический удар.Основные качества ребенка, предпочитающего черный цвет: подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях  Оранжевыйцвет несёт в себе энергию и силу красного, смешанную с жизнерадостностью и авантюризмом жёлтого.Этот цвет восхищает и вдохновляет отчаянных озорников и хвастунишек, живых и горячих, как языки пламени, смелых до бесстрашия и больше всего в жизни любящих бузу в всех её видах и проявлениях. Их девиз: “Больше всего я люблю баловство — Слушаться я не люблю никого!”.Основные качества ребенка, предпочитающего оранжевый цвет: незаурядная интуиция, возбудимость, мечтательность, богатая фантазия, энергичность, радость.Эти дети легко возбудимы, так же, как «красные» и «желтые», но это возбуждение не имеет выхода. И дети веселятся, шалят, кричат без всякой причины. Поэтому так опасен оранжевый цвет: когда к оранжевому солнцу добавляется оранжевое небо, да еще оранжевая мама — этот цвет становится визгливым, неприятным, он раздражает и опустошает. Основные качества ребенка, предпочитающего фиолетовый цвет: фантазия, интуиция, чувствительность, ранимость, богатый внутренний мир, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету).На языке цвета фиолетовыйозначает ночь, тайну, мистику, созерцание, внушаемость. Эти дети живут богатым внутренним миром и отличаются артистизмом, очень чувствительны. Их легко загипнотизировать, они возбудимы. Стремятся произвести впечатление, но при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы, более других нуждаются в поддержке и поощрении. Розовый — это цвет оптимизма, беззаботности и кокетства. Розовый цвет является любимым цветом маленьких девочек. Этим пользуются создатели кукол Барби, которые вот уже много лет продают их в ярко-розовых коробках, прилагая к ним мебель, одежду и аксессуары тех же розовых тонов.А ещё розовый цвет любят сладкоежки, и кондитеры это знают. Попробуйте сами представить себе крем, зефир, пастилу, леденцы, мороженное — с каким цветом они у Вас ассоциируются?Розовый цвет расслабляет, как никакой другой. Он олицетворяет ласку, любовь, нежность, романтичность, сентиментальность, безответственность, незрелость, детскость и капельку сумасбродства.Розовый — это «мягкий» цвет — красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета, олицетворяющего активность и энергию, силу и смелость.Основные качества ребенка, предпочитающего розовый цвет: утонченность, жалостливость, нежность, слабость, робость, сентиментальность, оптимизм.Обычно розовый цвет предпочитают девочки. «Розовый ребенок» обычно нежный, слабый, робкий. Такой ребенок очень зависим от окружающих, нуждается в постоянной поддержке. Когда розовый цвет предпочитает мальчик, он как личность проявляется сильнее.Если ваш ребенок выбрал розовый цвет, значит, он нуждается в более частых проявлениях любви с вашей стороны. Эти дети нуждаются в постоянном тактильном контакте. Поцелуй перед сном им необходим не меньше, чем воздух.

  • Слайд 9
  • Слайд 10

    «Красивый рисунок»

    Я и мой друг в детском саду Автопортрет «Я в виде цветка» Наш дивный сад

  • Слайд 11

    Не существующее животное

    «Шарлотта» «Летающий горка-лестница» «крылоног» Несуществующий город

  • Слайд 12

    Обобщая опыт разных исследователей можно ответить на вопрос «Что рисуют дети ?»: - то, что для них важно: значимые люди, животные, дома, деревья; - что-то, но не все, известное им о предмете; - то, что в этот момент вспомнилось; - идея, окрашенная эмоциями; - то, что видят; - внутреннюю, незримую реальность.      Следовательно, «дети – экспрессионисты, для которых предмет служит исключительно ориентиром или катализатором. Результат не зависит от того, рисует ли ребенок по памяти или срисовывает с образца».  Реальное и воображаемое, видимое и знаемое соседствует в детском рисунке. Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна

  • Слайд 13

    Какие ситуации должны настораживать взрослого.

    Если ребёнок настроен на результат и оценку, ориентированную на вкусы взрослого; Если ребёнок из множества цветов использует один, два цвета; Если рисунки бедны по содержанию или очень маленького размера, Если ребенок 5-7 лет обычно использует только 2-3 цвета темных оттенков; Если изображения носят агрессивный характер; Когда ребенок (с 4,5 лет) «отличается» от других неспособностью изобразить предметы, людей, животных и явления хотя бы узнаваемо. Если у ребенка 5-ти лет при изображении человека отсутствует тело (изображение типа «головоног»). А также то, что покажется важным и не слишком понятным вам самим! Оптимальное поведение ребёнка в процессе создания изображения- то, когда ему интересен сам процесс создания изображения. Когда ему интересны изменения, возникающие на листе. Изменения цвета, формы, персонажей. Когда ребёнок относится к рисунку как к увлекательной игре.

  • Слайд 14

    Зачем нам наблюдать за ходом рисования, рассматривать и анализировать рисунки? Неужели мы хотим всё подряд исправлять и корректировать(на что нас обычно толкают психологические тесты)? Нет. Нам важно другое: увидеть особенности ребёнка. Понять, как нам в дальнейшем общении с ребёнком замечать и сохранять те особенные свойства характера и восприятия, которые отличают его от других и делают его уникальным. Чтобы вовремя заметить, какая информация имеет особенное значение для ребёнка в данный момент, и помочь ему ею воспользоваться. Мы не знаем для чего это нужно, но раз его рисунки об этом говорят- значит он ощущает в этом потребность, это важно для его развития. Наконец, чтобы просто помочь в том, о чём он ещё даже не научился нас просить. Наше внимание к интересам ребёнка позволит ему приобрести уверенность в том, что его точка зрения ан мир, его самобытность имеют право на существование.

  • Слайд 15

    Спасибо за внимание

    Презентацию подготовила педагог-психолог Пчёлкина Светлана Анатольевна

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке