Содержание
-
Тема: Библейский текст в постмодернистской прозе (на материале произведений Т. Н. Толстой, Л. С. Петрушевской, Л. Е. Улицкой) Объектом исследования является постмодернистская проза Предметом исследования является библейский текст Цельюданной работы является раскрытие и значение библейских мотивов в постмодернистской прозе. Данная цель достигается решением следующих задач: 1.выявить специфику отечественного постмодернизма в его диахроническом и синхроническом аспектах; 2. отталкиваясь от современного понимания христианской культуры, определить связь между христианским мировоззрением и литературой постмодернизма; 3. проанализировать характер и значение библейского текста в контексте постмодернистской прозы.
-
Вработе использованы историко-литературный и сравнительно-исторический методы исследования. Актуальность работызаключается в следующем: к началу ХХI века литература осознала кризисность своего существования, обнаружила множественность путей тупикового развития. Общенациональные идеи подверглись сомнению. Идет борьба между каноническим и неканоническим подходом к литературе. Мы видим, что Запад, отрекшийся от Христа и оказавшийся в тупике, ищет выход, причем выход для всего мира, и однозначно обвиняет несогласных с его вариантами в приверженности к тоталитаризму. Руководствуясь этой задачей постмодернизм пытается скорректировать миф о человеке, равном Богу, который сформировался в эпоху Возрождения и утвердился в Новое время. Он пытается доказать, что мир, который человеческий разум не смог познать и подчинить, вообще непознаваем и хаотичен. Степень изученности темы. Особая заслуга в изучении библейского текста в постмодернистской прозе принадлежит В. А. Бачинину, его статье «Постмодернизм и христианство», опубликованной в журнале «Общественные науки и современность», и Владиславе Филяновой, ее статье «На пути к «абсолютной свободе»: постмодернизм и христианство», опубликованной в журнале «Москва».
-
В первой главе описываются истоки и смысл постмодернизма в целом, показывается преемственность отечественного постмодернизма и его взаимодействие с христианством. Постмодернизм пересмотрел традиционное представление о литературе как отражении действительности. Он породил концепцию разорванного мира и новый тип героя. По сути это антигерои: юродивые, бомжи, алкоголики, сумасшедшие. Но перенесенный на русскую почву западно-европейский постмодернизм претерпел значительные изменения. Для писателей Запада свойственно «отсутствие утверждений, оценок, бесстрастие, принципиальный антипсихологизм, обращенность к реальному безобразию мира». Для них характерно отрицание искусства, ощущение его исчерпанности. Отечественный постмодернизм не избегает морально-этических вопросов, но не дает однозначных ответов и оценок. В хаосе, в неверии, в отчаянии русские все-таки ищут истину или хотя бы мечтают ее нащупать. В нем превалирует активная, конфликтная по отношению к окружающему миру позиция автора.
-
Во второй главе дается подробный анализ постмодернистского текста на примере отечественной прозы. Мотив ада, дантовские реминисценции стали в творчестве Петрушевской сквозными: Орудие бунта Толстой– прекрасный метафорический мир, выросший на полях биографии героя. Единственный способ спастись от разрушительного, опошляющего вихря так называемой настоящей жизни – не поверить в то, что она настоящая. Происходящая в прозе Толстой метаморфоза культурных мифов в сказки культуры не только преодолевает иерархичность модернистского сознания, но и снимает его трагизм. Мифопоэтическая составляющая является характерологической особенностью прозы Улицкой, для которой важны подтекст, внутренний смысл. Внимание к прошлому также предопределило широкое использование мифологем, построения текста на авторском мифе.
-
В Заключении подводятся итоги исследования. Постмодернизм рубежа тысячелетий предстал как финальная фаза апостасии, как мир нравственных, интеллектуальных и художественных извращений, в основе которых лежит одна и та же причина – отступление людей от Божьих заповедей и воли. «Общественная греховность» культуры модерна состоит в стремлении этих людей подменять Бога идолами. Постмодернизм на данный момент напоминает «новый эллинизм», очевиднее всего просматривающийся в его принципиальной религиозной всеядности и создании неоязыческих культов. Для эпохи эллинизма был характерен религиозный сенкритизм. И сегодня мы видим повторение того, что считалось историческим феноменом. Христианская мысль в России ведет борьбу с проявлением либерализма, традиции которого продолжил постмодернизм, так как с православной точки зрения ошибочны сами либеральные представления о внешних источниках свободы человека, приводящие лишь к бунтам и сокрушению вековых устоев, поскольку всяческие попытки построить «рай на земле» и добиться «абсолютной свободы» тщетны.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.