Содержание
-
Достоевский в Кузнецке Выполнила ученица 11 класса МБОУ «Школы №14» г. Полысаево Симонова Виктория, 16 лет
-
Кузнецкий период жизни Достоевского условно вместил всего 22 дня, но фактически этот период биографии вместил почти два года. Такой короткий период, но настолько плотный, насыщенный!.. Данный факт биографии писателя очень скудно освещен в учебниках литературы. Поэтому мы считаем необходимым опровергнуть довольно широкое мнение, что кузнецкое бытование Достоевского, –всего лишь малозначительный эпизод в его жизни. И наша первая задача описать реалии кузнецкого пребывания Достоевского. Другой важный момент – проследить отголоски кузнецких событий в творчестве писателя. Статных Н.С. Портрет Ф.М. Достоевского. 1980
-
В Новокузнецке по сей день бытует робкая версия, будто в Кузнецкой крепости отбывал часть срока Федор Михайлович Достоевский. Это не более чем легенда, но она говорит о том, какое значение обрели со временем события, приведшие Достоевского в Кузнецк. Именно – со временем. Ибо, когда в 1856-1857 годах он три раза приезжал сюда из Семипалатинска, чтобы повидаться, а потом обвенчаться с проживающей здесь Марией Дмитриевной Исаевой, для кузнечан той поры это не было столь уж масштабным явлением. Да и Достоевский тогда не был еще знаменитым писателем, причастность к орбите которого сулила мировую известность… Легенда о Ф.М Достоевском Значок. «Новокузнецк. Дом Достоевского». Новокузнецк. 1996.
-
История пребывания Ф.М.Достоевского в Новокузнецке Эта история начинается со смерти. С того момента, когда Достоевский готовится к исполнению смертного приговора (за участие в кружке Петрашевского), он уже прошёл позорную процедуру лишения дворянского титула и прощается с жизнью. Символом смерти является именно этот образ белого савана. Образ белого савана. Музей Ф.М.Достоевского в Новокузнецке
-
Однако на этой «смерти» ничего не заканчивается, а, наоборот, для Достоевского начинается новая жизнь, потому что в последний момент появляется гонец, который сообщает о том, что казнь заменена ссылкой в Сибирь. И в кандалах, в компании других арестантов, Достоевский отправляется в Сибирь. Жизнь продолжается… Каторга в Сибири Картина. Логачев Д.И. Ф.М. Достоевский в Омске.1971. Картина. Курдюмов Я.В. Политический. Достоевский по пути в Кузнецкую ссылку.
-
А там где жизнь, там и любовь.... Хотя в феврале 1854 года, выйдя из Омского острога, Достоевский писал: «Эта долгая, тяжелая физически и нравственно, бесцветная жизнь сломила меня... Были у меня такие минуты, когда я ненавидел всякого встречного, правого и виноватого и смотрел на них, как на воров, которые крали у меня мою жизнь безнаказанно...». Достоевский пересиливал в себе эти чувства, хотя иногда ему давалось это нелегко. Он понимал, что в таком состоянии жить невозможно: «Я в каком-то ожидании чего-то; я как будто все еще болен теперь, и кажется мне, что со мной в скором, очень скором времени должно случиться что-нибудь очень решительное, что я приближаюсь к кризису всей моей жизни, что я как будто созрел для чего-то и что будет что-нибудь, может быть, тихое и ясное, может быть, грозное, но во всяком случае неизбежное...» И это случилось. Ф.М.Достоевский
-
После нескольких лет каторги, Достоевский был направлен в Семипалатинск, где он и познакомился с семьёй Исаевых. И вот что он пишет об этом: «Бог послал мне знакомство с одним семейством, которое я никогда не забуду. Это семейство Исаевых. Он имел место, очень недурное, но не ужился в нем и по неприятности вышел в отставку. Когда я познакомился с ними, он уже несколько месяцев как был в отставке и все хлопотал о другом каком-нибудь месте. Жил он жалованьем, состояния не имел.., мало-помалу они впали в ужасную бедность. Когда я познакомился с ними, они еще кое-как себя поддерживали. Он наделал долгов. Он жил беспорядочно, да и натура у него была беспорядочная, страстная, упрямая, несколько загрубелая, а между прочим, это была натура сильно развитая, добрейшая..Он был образован, он был несмотря на множество грязи чрезвычайно благороден...» Достоевский начал почти ежедневно бывать у них. Но не пьющий Исаев интересовал писателя, а его жена, Мария Дмитриевна: «Это дама еще молодая, 28 лет, хорошенькая, очень образованная, очень умная, добрая, милая, грациозная, с превосходным, великодушным сердцем. Участь эту она перенесла гордо, безропотно...» Её-то Достоевский и полюбил. Ф.М.Достоевский и М.Д.Исаева
-
И далее жизнь сложилась так, что Исаева перевели на службу в Кузнецк. Сложно сказать с уверенностью об ответных чувствах Марии Дмитриевны к Достоевскому. Что творится в душе у человека, никто не может знать наверняка. Когда Мария с мужем и сыном уезжали в Кузнецк, Достоевский «рыдал как ребёнок», и в течение года они переписывались. Этот период переписки, ожидания и неизвестности представлен в музее символом женщины, которая за вуалью (может быть, как раз потому, что не совсем понятно, что происходит у неё в душе) пишет письмо. Неоднократно в творчестве Достоевского будут использованы трагические мотивы семейной жизни Исаевых. Прообразом Катерины Ивановны Мармеладовой, жестоко страдающей от невыносимых условий жизни, женщины доброй и прекрасно образованной, послужила писателю его будущая жена – Мария Дмитриевна Исаева. Глубокое, сильное чувство, которое испытывал к ней Достоевский, отразилось в создании образа Настасьи Филипповны Барашковой (роман «Идиот») Символ женщины за вуалью, которая пишет письмо
-
Вскоре в Семипалатинск пришла весть из Кузнецка о том, что муж Марии, Александр Исаев, умер. Мария Дмитриевна становится вдовой с ребёнком и практически без средств к существованию. Внешне Кузнецк в тот период времени выглядел вот так. Кстати, Одигидриевская церковь (на переднем плане) позже была снесена, и сейчас на этом месте находится СИЗО. А вот Спасо-Преображенский Собор (на втором плане) сохранился, и сейчас там ведутся службы. Одигидриевская церковь и Спасо-Преображенский Собор
-
А внутреннее устройство того глубоко провинциального безликого общества передаётся вот этим символом («Салон госпожи Москалевой»). Когда из каждого угла за человеком наблюдают соседи, каждому есть дело до чужой личной жизни, любое событие становится поводом для сплетен и пересуд. «Салон госпожи Москалевой»
-
Итак, Мария Дмитриевна стала свободной. Достоевскому к этому времени вернули дворянское звание и все права, он получил чин унтер-офицера, то есть брак с Марией Дмитриевной становился реальностью. О планах на брак Достоевский в туманных выражениях писал брату Михаилу в декабре 1855 года, а 13 января 1856 года отправил ему исповедальное письмо: «...я давно уже люблю эту женщину и знаю, что и она может любить. Жить без нее я не могу, и потому, если только обстоятельства мои переменятся хоть несколько к лучшему и положительному, я женюсь на ней...» Однако не всё так просто, потому что у Достоевского появляется новый соперник – провинциальный учитель Вергунов. Любовный треугольник представлен в следующем зале сразу несколькими очень яркими символами-образами. ("Эго") М.Д.Исаева
-
Образ Марии Дмитриевны «...Она явилась мне в самую грустную пору моей судьбы и воскресила мою душу. ...Если б Вы знали, что это за ангел, что это за душа! Что за сердце! ...Живет тихо, скромно, кротко, заставив уважать себя... Это твердый, сильный характер». Из письма Федора Михайловича Достоевского к барону Врангелю, 1856 год.
-
Она же, но в другом образе и смотрит в другую сторону....
-
Любовный треугольник это и вообще всегда не просто. Потому что помимо явного соперничества происходит и внутренняя борьба в человеке, с его собственным эгоизмом, ревностью и прочими низменными чувствами. Которые представлены в виде символа паука-скорпиона. Эта борьба происходила и с Достоевским, потому что, с одной стороны, он желал счастья Марии Дмитриевне и не был уверен, что сможет ей обеспечить достойное будущее. С другой стороны – он её любил и хотел быть с ней... Экспозиция «Треугольник» («Эго»)
-
Развязка получилась довольно неожиданной. Между Достоевским и Вергуновым произошло «братание» и обмен нательными крестами. Таким образом, соперники превратились в друзей. Этот образ – символ христианской любви и показывает победу всего самого светлого в человеке... Сам писатель рассказал впоследствии в художественной форме и очень убедительно о подобных взаимоотношениях между соперниками в романе «Униженные и оскорблённые», в это просто невозможно было бы поверить. Любовный треугольник в книге (Иван Петрович — Наташа Ихменева — Алёша Валковский) в точности повторяет-копирует жизненный любовный треугольник (Достоевский — Исаева — Вергунов). Символ христианской любви
-
Закончилась эта история венчанием Достоевского с Марией Дмитриевной Исаевой. Кстати, свидетелем со стороны Достоевского на свадьбе стал бывший соперник Николай Вергунов. Фомченко А.Ф. Венчание Ф.М. Достоевского с М.Д. Исаевой в Кузнецке. Новокузнецк. 1991
-
«В отдаленных краях Сибири, среди степей, гор или непроходимых лесов, попадаются изредка маленькие города, с одной, много с двумя тысячами жителей, деревянные, невзрачные, с двумя церквами - одной в городе, другой на кладбище, - города, похожие более на хорошее подмосковное село, чем на город», - так опишет Достоевский маленькие провинциальные города в «Записках из Мертвого дома» . Но именно в таком маленьком городе случится очень важное для него событие: 6 февраля 1857года состоится долгожданное венчание с Марией Дмитриевной Исаевой. Три года Федор Михайлович ждал этого события и вот, наконец, в Одигитриевской церкви города Кузнецка Мария Дмитриевна стала его женой. После венчания супруги Достоевские прожили несколько дней в доме портного Дмитриева на улице Большой №40, а затем навсегда покинули Кузнецк. Мигулин Н.П. Домик Достоевского: из серии «Кузнецкие портреты». 1993
-
Они прожили с Марией недолго. Через семь лет, в 1864 году, она умерла от чахотки. «Она любиламеня беспредельно, я любил ее тоже без меры, но мы не жили с ней счастливо... Это была самая честнейшая, самая благороднейшая и самая великодушная женщина из всех, которых я знал во всю жизнь. Когда она умерла, я хоть и мучился, видя как она умирает, хоть и ценил, и мучительно чувствовал, что я хороню с нею, - но никак не мог вообразить, до какой степени стало больно и пусто в моей жизни...»Кузнецк навсегда остался для Достоевского связанным с этими воспоминаниями.Вот такая история любви.
-
Штрихи внешности, характера и судьбы Марии Дмитриевны отразились, в какой-то мере, в образах Наташи Ихменевой («Униженные и оскорблённые»), Катерины Ивановны Мармеладовой («Преступление и наказание») и Катерины Ивановны Верховцевой («Братья Карамазовы»). Статных Н.С. Портрет М.Д. Исаевой. 1980
-
Спасибо за внимание!
Музей Достоевского вНовокузнецке
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.