Содержание
-
А. А. Блок
На поле Куликовом
-
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380г. В этом сраженииобъединенные силы русских княжеств под предводительством московского великого князя Дмитрия Ивановича ( Дмитрия Донского) одержали победу над огромным войском Золотой Ордыво главе с ханом Мамаем. Битва состоялась на Куликовом поле около реки Непрядвы (приток Дона). Победа эта положила начало освобождению русского народа от татаро-монгольского ига. Великая победа на Дону стала одним из замечательных событий отечественной истории, сыграла она также и важную роль в развитии русской литературы. О Куликовской битве рассказывают летописные повести «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др. Эти произведения объединены общей патриотической идеей, воплощенной в собирательном образе Русской земли.
-
-
Цикл стихов«На поле Куликовом» вышел в 1908г. Это предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедий. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о её противоречиях, её величии, ее избранности.
-
-
Образный ряд стихотворений, фонетика, ритм, интонация – все это способствует развитию тревожного настроения. В стихотворении «Река раскинулась.Течет, грустит лениво…» вначале идет спокойная интонация. Вторая строфа эту интонацию ломает, начинаясь со звонкого возгласа «О Русь моя! Жена моя!» Четвертая строфа начинается с коротких фраз, они придают ритму стремительность, усиливают ощущение тревоги: Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострамиСтепную даль. В степном дыму блеснет святое знамяИ ханской сабли сталь… Далее показан образ движения – степная кобылица. И в заключительной строфе звучит тема трагедии и ее преодоленияЗакат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылицаНесется вскачь!
-
-
Далее: чтение второго стихотворения. Вопросы: - От чьего лица ведется речь? -В чем видится миссия воина? Речь идет от лица лирического героя, который не отделяет свою судьбу от судьбы страны: Я – не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!
-
-
Далее: чтение третьего стихотворения.Вопрос классу: как рисуется образ родины? В третьем стихотворении цикла образ Святой Руси сливается с образом Богоматери:И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меняТы сошла в одежде, свет струящей,Не спугнув коня. …И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда,Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
-
-
Далее: Чтение четвертого стихотворения. Четвертое стихотворение полно тяжкой тревоги, которая звучит в словах «вековая тоска» , « тоска могучая», «растерзанное сердце». Все повторяется: Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали… О грядущих битвах напоминает и образ «широкого и тихого», возможно, неугасимого, пожара: Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.
-
-
Далее: чтение пятого стихотворения. Предчувствие беды, трагических перемен не покидает лирического героя, о чем говорит и эпиграф, а также строки: Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.
-
-
Образ Куликова поля метафоричен, это не только конкретное место исторической битвы, мгла «расточилась» и над всей страной. Впереди – «высокие и мятежные дни». Далее: ответы на некоторые вопросы учебника.Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений цикла (по выбору).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.