Содержание
-
Александр Николаевич Островский
«Снегурочка»
-
Драматургия А.Н. Островского
Обращается к национальному прошлому Вводит в систему персонажей носителей народной нравственности Неугасающая народная вера в превосходство добра над злом Впервые в пьесе заговорили так, как и в жизни
-
«На сцене настало такое время, когда можно не только играть, но и жить» (актёр П.М. Садовский)
Островский сам занимался распределением ролей Создал 47 пьес При жизни было около 3000 представлений в Санкт-Петербурге, Около 20000 в провинции, около 24000 в народных театрах
-
Пьесы
«Гроза» «Без вины виноватые» «Бесприданница» «Свои люди – сочтемся» «Без вины виноватые» «Не всё коту масленица» «Не было ни гроша, да вдруг алтын»
-
Идёт от сказки к мифам Прототип Мизгиря – Кирибеевич (полюбил Снегурочку, сам же и погубил её) В финале рушится мировосприятие Мизгиря: если боги его обманули, то зачем же и жить на свете? Красота Снегурочки наводит смуту в мирную жизнь берендеев. В ней синтезируются холод и тепло, и лишь царь не смог влюбиться в неё. Самое главное в жизнь людей – любовь. Ради неё можно принести в жертву свою жизнь. Языческое начало в сказке: возрождение природы, которая становится созидающей силой Важное место занимает свобода «Снегурочка»
-
Л.М. Лотман «Островский и драматургия второй половины XIX века»
В начале 70-х годов он создает драматическую сказку «Снегурочка» (1873), в которой, изображая разные проявления и «формы» любовной страсти на фоне фантастических обстоятельств, сопоставляет ее с животворящими и разрушительными силами природы. Это произведение явилось попыткой писателя — знатока фольклора, этнографии, фольклористики — основать драму на реконструированных сюжетах древних славянских мифов.
-
Вместе с тем «Снегурочка» Островского явилась одной из первых в европейской драматургии конца XIX в. попыток интерпретировать современные психологические проблемы в произведении, содержание которого передает древние народные представления, а художественная структура предусматривает синтез поэтического слова, музыки и пластики, народного танца и обряда При жизни пьеса не имела успех, практически провалилась на сцене
-
Образ Снегурочки
1. Мураш Полно, Чего тебе бояться? Не похожа Снегурочка на наших баб и девок. 2. Бермята Великий царь, она любви не знает.
-
Снегурочка А ты берешь Купаву, Ведешь к царю, целуешь. Разве лучше Снегурочки Купава? Вот обида, Какой забыть нельзя. Снегурочка Несладко мне украдкой целоваться. Подумай ты, когда теперь дождешься, Чтоб царь велел из всех девиц-красавиц Красавицу поставить напоказ!
-
Мизгирь меня пугает: ищет, ловит. И что сказал, послушай! Что Снегурка Его жена. Ну, статочное ль дело: Снегурочка – жена? Какое слово Нескладное!
-
Завязка
Купава В Ярилин день, на солнечном восходе, В глазах царя венками обменяться И взять меня женой, тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, На всем виду, богатою хозяйкой Забарствую. Сегодня мой Мизгирь Приедет к нам в слободку спознаваться С девицами и парнями. Увидишь, Порадуйся со мной!
-
Язык пьесы
Красавицы-девицы Сердечный друг Резвиться-веселиться Батюшко, светлый царь, Нешто так водится? Где ж это писано, Где же показано? Сердце-то вынувши Голубчик сизокрылый
-
Законы берендеев
Бермята Воруют понемножку. Царь И ловите? Бермята Зачем же их ловить, Труды терять? Пускай себе воруют, Когда-нибудь да попадутся; в силу Пословицы народной: "Сколько вору Ни воровать, кнута не миновать."
-
Традиции берендеев
Для них является неслыханным обидеть того, кого полюбил Вина Мизгиря достойна смертной казни Обычаи священны
-
Бермята Его заставить можно, Премудрый царь. Царь Не терпит принужденья Свободный брак.
-
Царь Честной народ, достойна смертной казни Вина его; но в нашем уложеньи Кровавых нет законов, пусть же боги Казнят его по мере преступленья
-
Проблема берендеев
Благополучие – велико слово! Не вижу я его давно в народе, Пятнадцать лет не вижу. Наше лето Короткое, год от году короче Становится, а весны холодней – Туманные, сырые, точно осень, Печальные. До половины лета Снега лежат в оврагах и лядинах, Из них ползут туманы по утрам
-
Ярило сердит на берендеев
В сердцах людей заметил я остуду Немалую; горячности любовной Не вижу я давно у берендеев. Исчезло в них служенье красоте; Не вижу я у молодежи взоров, Увлажненных чарующею страстью; Не вижу дев задумчивых, глубоко Вздыхаюших. На глазах с поволокой Возвышенной тоски любовной нет, А видятся совсем другие страсти: Тщеславие, к чужим нарядам зависть И прочее.
-
Решение проблемы
Продумал я всю ночь, до утра вплоть, И вот на чем остановился: завтра, В Ярилин день, в заповедном лесу, К рассвету дня сойдутся берендеи. Велим собрать, что есть в моем народе, Девиц-невест и парней-женихов И всех зараз союзом неразрывным Соединим, лишь только Солнце брызнет Румяными лучами по зеленым Верхам дерев. И пусть тогда сольются В единый клич привет на встречу Солнцу И брачная торжественная песнь. Угодней нет Яриле жертвы!
-
Смысл финала
Снегурочки печальная кончина И страшная погибель Мизгиря Тревожить нас не могут; Солнце знает, Кого карать и миловать. Свершился Правдивый суд!
-
Сходство и различие с канонической сказкой
-
Символизм сказки
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.