Содержание
-
Андрей Белый(Борис Николаевич Бугаев)
26.10.1880-08.01.1934 «Белый всю жизнь носился по океанским далям своего собственного я, не находя берега, к которому можно было бы причалить».
-
Этапы жизни
Детство. Родился в Москве в семье математика Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), декана физико-математического факультета Московского университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой (1858—1922). Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.
-
Юность.
В 15 лет Андрей познакомился с семьей брата В. С. Соловьева — М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтомС. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Генриха Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Рихарда Вагнера) и философией (Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вл. Соловьев). В 1891—1899 гг. Борис Бугаев закончил знаменитую московскую гимназию Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. В 1899 году по настоянию отца поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. С юношеских лет пытался соединить художественно-мистические настроения с позитивизмом, со стремлением к точным наукам. В университете он работает по зоологии беспозвоночных, изучает труды Дарвина, химию, но не пропускает ни одного номера «Мира искусства». Осенью 1899 года Борис, по его выражению, «всецело отдается фразе, слогу». В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении (потом стал сотрудничать в «Весах» (1904-1909) в связи с поездкой за границу.
-
Знакомство с символистами.
В декабре 1901 года Белый знакомится со «старшими символистами» — Брюсовым, Мережковским и Гиппиус. Осенью 1903 года вокруг Андрея Белого организовался литературный кружок, получивший название «Аргонавты». Белый был одним из главных организаторов литературного клуба, проповедуя принципы символизма как религии. Его сборник стихов «Золото в лазури» (1904) также был опубликован в этот период. Это был результат глубокого изучения цикличности времени Белым, и включал в себя несколько стихотворений на основе греческих мифов. В 1904 году «аргонавты» собирались на квартире у Астрова. На одном из заседаний кружка было предложено издать литературно-философский сборник под названием «Свободная совесть», и в 1906 году вышли две книги этого сборника.
-
Знакомство с Блоком.
С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Драматические и неразделимые любовные отношения с женой Александра Блока, Любовью Менделеевой привели Белого к олицетворению ее как образа «Софии» Соловьева (высшей божественной мудрости в женском облике). Любовь Белого к Менделеевой привела к длительной напряженности в отношениях между ним и Блоком, они бросали вызов на дуэль друг другу несколько раз.
-
Крушение «аргонавтического» мифа.
С 1904 Белый переживает постепенное угасание мистических надежд. Разочаровывается Белый и в «аргонавтизме», ставшем идейной основой возникшего в сентябре 1904 кружка Астровых. Во 2-й половине 1904 происходит сложная психологическая «умственная дуэль» между Белым и Брюсовым; это духовное противостояние отражено во многих стихотворениях Белого и Брюсова, а также в романе Брюсова «Огненный ангел» .
-
Важнейшее творческое достижение Белого в 1904-1908 — книга стихов «Пепел», посвященная памяти Н. А. Некрасова и во многом навеянная его творчеством. Основу книги составляют стихи о трагическом положении современной России, социальная проблематика раскрывается сквозь призму авторского лирического «я». Стихи Белого, объединенные в книге «Урна», отразили безысходные настроения, вызванные неразделенным чувством к Л.Д. Блок, тему трагического разочарования в юношеских исканиях.
-
Октябрь и ноябрь 1906 Белый проводит в Мюнхене, где напряженная мыслительная работа связывается с повышенным интересом к живописи. 1 декабря выезжает в Париж по приглашению Мережковских, остается там до марта 1907, выступает с лекцией в пользу парижской эмигрантской кассы. Вернувшись в марте 1907 в Москву, активно включается в полемику между московскими и петербургскими символистами по поводу «мистического анархизма» . Цикл статей-памфлетов Белого «На перевале», печатавшийся в «Весах» (1906-1909), и многие другие критико-полемические фельетоны и рецензии посвящены борьбе за «чистоту» символизма как литературной школы.
-
1910-е годы
1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм»,1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913).
-
В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером — создателем антропософского религиозно-мистического учения . В августе 1916 Белый, призванный на военную службу, возвращается на родину (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получает отсрочку и до января 1917 попеременно живет в Москве и Сергиевом Посаде, возобновляет литературные знакомства, читает лекции, перерабатывает стихи из книги «Золото в лазури», готовит собрание сочинений, пишет статью «Поэзия Блока».
-
Последние годы
В 1921-1923 годах Андрей жил в Берлине, где переживает мучительное расставаниес Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.
-
Отношение к революции.
Революционный 1905 год оказал существенное влияние на взгляды Белого, изменил его философскую ориентацию от религиозного подтекста Соловьева к социальным тенденциям неокантианского мировоззрения. События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909). Его отношение к революции 1917 года не было отрицательным, так как он считал ее возможным способом избежать глобальной катастрофы, но за нее он также не выступал.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.