Презентация на тему "Астрид Линдгрен"

Включить эффекты
1 из 27
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
14 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Астрид Анна Эмилия Линдгрен, урождённая Эрикссон; 14 ноября 1907 года, Виммербю, Швеция — 28 января 2002 года, Стокгольм, Швеция — шведская писательница, автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".

Краткое содержание

  1. "Андерсен наших дней"
  2. Начало трудового пути
  3. Рождение Пеппи
  4. Невероятный успех "Пеппи"
  5. Россия и Астрид Линдгрен
  6. В гостях у Карлсона
  7. Премии и награды
  8. Имени Астрид…
  9. Биография

Содержание

  • Астрид Линдгрен
    Слайд 1

    Астрид Линдгрен

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    «Андерсен наших дней»

    Так называют её в её родной стране и за рубежом.
    Как и у датского писателя, сказочные произведения Линдгрен близки к народному творчеству, в них ощутима связь фантазии с правдой жизни.
    А сказочное, волшебное рождается в книгах Линдгрен из игры, из выдумки самого ребёнка.

  • Слайд 3

    • Астрид Эрикссон родилась 14 ноября 1907 года на хуторе, близ города Виммербю, в семье земледельца. Девочка хорошо училась в школе, а её сочинения так нравились учителю по литературе, что он прочил ей славу Сельмы Лагерлёф, известной шведской романистки.

  • Слайд 4

    Начало трудового пути

    В 17 лет Астрид занялась журналистикой, работала в местной газете. Затем она переехала в Стокгольм, получила образование стенографистки и работала секретарем в разных столичных фирмах. В 1931 году Астрид Эрикссон вышла замуж и стала Астрид Линдгрен.

  • Слайд 5

    Рождение Пеппи

    Астрид Линдгрен, шутя, вспоминала, что одной из причин, побудивших её к писательству, стали холодные стокгольмские зимы, болезни дочки Карин, которая все время просила маму о чем-нибудь рассказать. Именно тогда мама с дочкой придумали озорную девочку с рыжими косичками.

  • Слайд 6

    Невероятный успех «Пеппи»

    Ей присудили несколько призов, а автора пригласили работать в детское книжное издательство.

  • Слайд 7

    Затем появились повести о Малыше и Карлсоне (1955-1968), Расмусе-бродяге (1956), трилогия об Эмиле из Леннеберги (1963-1970), книги "Братья Львиное сердце« (1979), "Роня, дочь разбойника» (1981) и т.д Её книги полюбили не только дети, но и взрослые всего мира.

  • Слайд 8

    Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). « Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»

  • Слайд 9

    Россия и Астрид Линдгрен

    Советские читатели открыли для себя Астрид Линдгрен еще в 1950-е годы, и ее первой книгой, переведённой на русский язык, была повесть "Малыш и Карлсон, который живёт на крыше".

  • Слайд 10

    В гостях у Карлсона

    А знаете ли вы, где находится единственный в мире памятник этому толстячку с пропеллером на спине? Не Стокгольме и не Мальме, а в Одессе. Он установлен во дворе известной в Одессе фирмы «Доминион». Хозяин фирмы, Герман Наумович Коган, с детства полюбил доброго друга детей и поставил ему памятник.

  • Слайд 11

    Каждый год, в сентябре, возле него проходит празднование дня рождения Карлсона, на который приглашаются сироты из ближайших детских домов. От имени именинника их угощают фруктами, сладостями и, конечно, любимым блюдом сказочного героя - вареньем из большой стеклянной банки.

  • Слайд 12

    Героев Линдгрен отличает непосредственность, пытливость, изобретательность, озорство сочетается с добротой, серьёзностью. Сказочное и фантастическое соседствует с реальными картинами жизни обычного шведского городка.

  • Слайд 13

    Премии и награды

    Среди самых главных премия имени Г-Х.Андерсена, премия имени Льюиса Кэррола, награды ЮНЕСКО, различных правительств, «Серебряный Медведь». Линдгрен не только писала книги, но и активно боролась за права детей. Она считала, что их нужно воспитывать без телесных наказаний и насилия.

  • Слайд 14

    В 1958 году Астрид Линдгрен была присуждена Международная золотая медаль имени Ханса Кристиана Андерсена за гуманистический характер творчества

  • Слайд 15

    Имени Астрид…

    * Названа одна из малых планет.
    * В Стокгольме будет улица Астрид Линдгрен.
    * Международная передвижная книжная выставка.
    * В 2000 году шведы назвали свою соотечественницу "Женщиной столетия".

  • Слайд 16

    Музей Астрид Линдгрен

    • Книги Астрид Линдгрен в её музее.

  • Слайд 17

    Мир Астрид Линдгрен

    Недалеко от городка Виммербю находится общественный парк отдыха аттракционов - «Мир Астрид Линдгрен». Здесь воплощены воспоминания детства в цветах и запахах, в частности, в виде мороженого и лакрицы.

  • Слайд 18

    • Женщина, которой при жизни был поставлен памятник

  • Слайд 19

    • Астрид Линдгрен ушла из жизни 28 января 2002 года в возрасте 95 лет. Она похоронена в родных краях, в Виммербю

  • Слайд 20

    Местечко Виммербю

    Этот городок стал местом объявления лауреатов ежегодной международной премии памяти Астрид Линдгрен "За произведения для детей и юношества». Решение было принято шведским правительством после кончины Астрид Линдгрен

  • Слайд 21

    Автор свыше тридцати пяти книг

    Книги Астрид Линдгрен переводятся во всех уголках земного шара, а герои произведений говорят чуть ли не на сорока пяти языках, в том числе и по- русски. Она лауреат многих шведских национальных и международных премий.

  • Слайд 22

    Библиография:

    1944 - Бритт-Мари изливает душу
    1945 - Черстин и я
    1945 - Пеппи поселяется в вилле «Курица»
    1946 - Пеппи собирается в путь
    1946 - Калле Блюмквист играет
    1947 - Мы все из Бюллербю
    1948 - Пеппи в стране Веселии
    1949 - Снова о детях из Бюллербю
    1949 - Крошка Нильс Карлсон
    1950 - Бойкая Кайса (или: Кайса Задорочка)
    1950 - Кати в Америке
    1951 - Калле Блюмквист рискует
    1952 - Весело живётся в Бюллербю
    1952 - Кати в Италии
    1953 - Калле Блюмквист и Расмус
    1954 - Мио, мой Мио!
    1954 - Кати в Париже
    1955 - Малыши Карлсон, который живёт на крыше
    1956 - Расмус-бродяга
    1957 - Расмус, Понтус и Глупыш
    1958 - Дети с улицы Бузотеров
    1959 - Солнечная полянка (или: Южный луг)
    1960 - Мадикен
    1961 - Лотта с улицы Бузотеров
    1962 - Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел
    1963 - Эмиль из Лённеберги
    1964 - Мы — на острове Салькрока
    1966 - Новые проделки Эмиля из Лённеберги
    1968 - Карлсон, который живёт на крыше, проказничает опять
    1970 - Жив ещё Эмиль из Лённеберги!
    1971 - Мои выдумки*
    1973 - Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта
    1976 - Мадикен и Пимс из Юнибаккена
    1979 - Пеппи Длинныйчулок устраивает ёлку*
    1981 - Ронья, дочь разбойника
    1984 - Как маленькая Ида надумала пошалить*
    1985 - Эмилева проказа №325*
    1986 - «Не будем мелочиться», сказал Эмиль из Лённеберги*
    1987 - Ассар Пузырь*
    1991 - Как Лисабет запихнула в нос горошину*

    Книги, помеченные *, на русском языке не издавались.

  • Слайд 23

    Повести и рассказы

    1950 Спокойной ночи, господин Бродяга!
    1950 Золотко мое (Золотая девонька – другой перевод)
    1950 Кто выше!
    1950 Кайса Задорочка (Бойкая Кайса – другой перевод)
    1950 Мэрит
    1950 Кое-какая живность для Каля-Паралитика (Что-нибудь живое для Каля-колченожки – другой перевод)
    1950 Пелле переезжает в сортир
    1950 Смоландский тореадор
    1950 Старшая сестра и младший брат
    1950 Под вишней
    1950 Несколько слов о Саммельагусте
    1954 Мио, мой Мио! (+укр. вариант перевода)
    1956 Расмус-бродяга (+ укр. вариант перевода)
    1957 Расмус, Понтус и Глупыш
    1973 Братья Львиное сердце (+ другой перевод, + укр. вариант перевода)
    1981 Рони, дочь разбойника (Ронья, дочь разбойника – другой перевод, + укр. вариант перевода) Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хульта (повесть о родителях А. Линдгрен)

  • Слайд 24

    Сказки

    1949 Любимая сестра
    1949 В стране между Светом и Тьмой (В сумеречной стране – другой перевод)
    1949 Нет разбойников в лесу! (Нет в лесу никаких разбойников – другой перевод)
    1949 Мирабель (Мирабэль – другой перевод)
    1949 Крошка Нильс Карлсон (+ другой перевод)
    1949 Петер и Петра (+ другой перевод)
    1949 Веселая кукушка (Кукушку-подружка – другой перевод)
    1949 Однажды ночью в мае, Эльфа и носовой платочек)
    1949 Принцесса, не желавшая играть в куклы (Принцесса, которая не хотела играть в куклы – другой перевод)
    1959 Юнкер Нильс из Эки
    1959 Звенит ли моя липа, поет ли мой соловушка... (Звучит ли моя липа, поёт ли соловей – другой перевод)
    1959 Солнечная полянка (Южный Луг – другой перевод)
    1959 Стук-постук (Тук-тук-тук – другой перевод)

  • Слайд 25

  • Слайд 26

    Экранизации

    • 1968 — Малыш и Карлсон (реж. Борис Степанцов)
    • 1970 — Карлсон вернулся (реж. Борис Степанцев)
    • 1971 — Малыш и Карлсон, который живет на крыше (реж. Валентин Плучек, Маргарита Микаэлян), фильм-спектакль
    • 1974 — Эмиль из Леннеберги (реж. Олле Хеллбом)
    • 1976 — Приключения Калле-сыщика (реж. Арунас Жебрюнас)
    • 1977 — Братья Львиное сердце (реж. Олле Хеллбом)
    • 1978 — Расмус-бродяга (фильм) (реж. Мария Муат)
    • 1984 — Пеппи Длинныйчулок (реж. Маргарита Микаэлян)
    • 1985 — Проделки сорванца (реж. Варис Брасла)
    • 1987 — Мио, мой Мио (реж., Владимир Грамматиков)

  • Слайд 27

    В заключении хотелось бы сказать …

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Конспект

ИЗУЧЕНИЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗОВ»

В очерке «Как умирают русские солдаты» Л.Н.Толстой напишет: «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..».

Устав от жизненных противоречий Толстой вместе с братом отправляется на Кавказ, а потом добивается перевода в Дунайскую армию, позднее в Крым, в Севастополь. В это время армия Меншикова покинула район боевых действий. И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий при поддержке населения организовали оборону и выдержали осаду 120 тысячной армии неприятеля.

Л.Н. толстой был непосредственным участником обороны и видел, как сражаются русские солдаты и матросы, как они умирают. Все это описано в цикле «Севастопольские рассказы»:

«Севастополь в декабре месяце» (1854);

«Севастополь в мае» (1855);

«Севастополь в августе» (1855).

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

«Герой моей повести – правда – и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ».

Толстой показывает войну в крови и страданиях, восхищается мужеством русских людей. 349 дней героической эпопеи Севастополя показали, что русский народ медлительный в мирной жизни, уверенно действует в условиях опасности.

По мысли Толстого, народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства, а не полководцы или императоры.

Война, по Толстому, - это не знамена, фанфары, красивые стройные ряды и барабанная дробь. Это – грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, ужас.

Война обнажает подлинную сущность каждого человека, но не убивает лучших человеческих проявлений.

Истинный патриотизм – не кричащий, он глубоко внутренний. Подлинный героизм не требует наград. Любовь к Родине глубоко спрятаны в душе русского человека.

Толстой выступает за правду простого человека. Критерием истины он считает простоту, добро, правду.

Писатель отмечает единство мыслей и чувств, охватывающие всех русский людей в момент опасности.

Все эти постулаты писатель подтвердит в романе «Война и мир»

История создания романа «Война и мир»

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Б.Л.Пастернак

Для Толстого было характерно двойственное отношение к жизни как единство к «истории души человека» и к «истории целого народа». Когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, пережившего его.

Формирование замысла автор определил сам:

1856 год – начало замысла. «Я начал писать повесть с героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Книга называлась «Декабристы». Действие было современным. Александр II, взойдя на трон, объявил амнистию участникам декабрьского мятежа 1825 года. Дожившие до этого дня, получили разрешение вернуться. Толстого привлекал образ человека, который через 30 лет оказывается в городе своей юности, где все переменилось: и моды, и нравы, - а он остался прежним. Он романтик и идеалист.

1825 год – восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Декабрьское движение началось после освободительных походов русской армии по Европе. Молодые офицеры увидели мир без рабства, устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры» - таким было следующее название романа.

1812 год – война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Францией, не описав наших неудач и нашего срама». Бессмысленная и мучительная война на чужой территории, нищета армии, недальновидность военачальников.

«Три поры» превратились в четыре: 1805 – 1812 – 1825 – 1856.

В романе 4 тома и эпилог:

1 том – 1805 год

II том – 1806-1811 годы

III том – 1812 год

IV том – 1812-1813 годы

Эпилог – 1820 год

Новое произведение Толстого начало публиковаться в журнале «Русский вестник» в 1865 году под названием «Тысяча восемьсот пятый год». Книга стала предметом пристального внимания всей читающей публики и критиков за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Тургенев назвал - «странным историческим романом».

Специфика жанра романа-эпопеи

Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы.

Особенности жанра романа-эпопеи

Черты эпопеи в романе «Война и мир»

Воплощает в себе судьбы народа, сам исторический процесс. Широкая всесторонняя картина мира, включающая исторические события, раздумья над судьбами мира, личные переживания.

Большой объем с общенародной проблематикой.

Становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

Картины русской истории: Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. Большая протяженность по времени – 15 лет.

Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, организации декабристов.

Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт богучаровских крестьян, московских ремесленников.

Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.

Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. Огромное количество человеческих характеров (500)

Широкий охват пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

Проблемы начала века

Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Проблемы середины века.

Судьба народа – реформы 60-ых годов, отмена крепостного права.

Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения.

Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.

Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

Роль личности и народа в истории.

Популярным в светских кругах историческим лицом был Наполеон. Тема опасности для общества идеи сильной личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам

Каким должен быть жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своей целью служение Отечеству.

Как во время величайших испытаний сплачивается народ и раскрывается его духовная красота и величие.

Сюжетно-композиционные особенности.

В названии романа заложен принцип сопоставления – противопоставления – основной прием романа Толстого, «срывание всех и всяческих масок»: салон Анны Павловны Шерер

Состояния войны и невойны, показаны люди в огне «войны, которая является постоянным спутником человека: это война с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, родителями и детьми. Это война в обществе, война за деньги и власть, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.

Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России. Военные действия затрагивают всю страну, все слои населения. Человек, попадая в жернова войны, против воли изменяется, проявляются все лучшее и все худшее в человеке.

В переломные исторические моменты многое зависит от каждого отдельного человека, именно в такое время проявляется единство нации.

Показана реакция военных и невоенных людей на один и тот же факт: сдача Смоленска комментируют Андрей и Алпатыч, Бородинское сражение – Пьер и Андрей. События исторического масштаба обсуждаются в салонах, на балах, в семейном кругу, в письмах к друзьям и любимым. Историческая и личная трагедии оказываются тесно связана

И мир, и война захватывают каждого человека, и каждый вбирает в себя весь мир. Все герои живут одновременно в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви и одновременно в истории, в вечности).

Война:

Мир:

«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть».

Борьба за наследство старшего Безухова;

Неверность супругов, приводящая к дуэли (Пьер и Долохов)

Судьба Наташи, которая чуть не покончила жизнь самоубийством.

Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов и его отец)

Смерть жены во время родов (Лиза).

«быт» людей

быт на войне – быт гусар, плачущий император на поле боя, смотры, советы, пребывание в плену, смерть отца Болконского.

Система образов романа «Война и мир»

В 25 главах первой части Толстой знакомит читателей с героями романа. Среди них нет ни одного исторического лица, ни одного исторического события, но автор стремится как можно полнее показать, как началось, как сложилось то, что он назвал «порой срама» русской армии. Экспозиция – увертюра предстоящего поражения в ненужной народу войне.

Принцип антитезы является основой композиции и системы образов произведения толстого. На образном уровне автор вводит принцип параллелизма:

французский император – русский император;

отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве;

метания Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

Герои романа-эпопеи делятся на:

семьи «любимые» и «нелюбимые»

противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы

естественность поведения – искусственность

Семьи и их фамильные черты

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

Отец и мать,

Вера

Николай

Наташа

Петя

Соня

Искренность

Любовь

Милосердие

Бескорыстие

Увлеченность

Патриотизм

Великодушие

Совесть

Отец-граф

Сын – Пьер

Другие дети

Властность

Гневливость

(в Пьере только в критических ситуациях)

Отец

Андрей – Лиза

Марья

Разумность

Сдержанность

Ответственность

Совесть

Патриотизм

Карьеризм

Достоинство

Скромность

Религиозность

(Марья)

Отец и мать

Ипполит

Анатоль

Элен

Без детей

Порочность

Корыстность

Лживость

Ненависть

Лицемерие

Позерство

Все, кроме семьи Ростовых и Курагиных, неполные: нет матери, во главе семьи только отцы.

Отдельные семьи в романе переплетаются и кажутся одной большой семьей.

Многодетность семей, но обязательно «в семье не без урода»: не в свою породу пошла Вера, «неудачен» Анатоль, Ипполит.

Семья Курагиных лишена продолжения. Так Толстой наказал «нелюбимую» семью.

Жизнеспособность семей: кто и почему выживает? Кто и почему погибает?

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

-родители умерли своей смертью,

- погибает Петя

- чуть не умерла Наташа

- смерть отца – испытание для Пьера (наследство)

- умирает отец, в родах - Лиза

- погибает Андрей

- Элен умирает во время эпидемии

- Анатоль - калека

Система образов, созданная Толстым, призвана

показать сложность и многогранность жизни человека

познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.

Зачет по знанию сюжетной линии 1 и 2 томов.

Настроение, планы князя Андрея в начале романа.

Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент их прощания?

История с кошельком Денисова.

Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?

Намерения князя Андрея, когда он едет в действующую армию.

О чем просит Андрей Болконский Кутузова?

Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?

Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?

Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?

Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?

Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?

Князь Андрей в Аустерлицком сражении.

ИЗУЧЕНИЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИХ РАССКАЗОВ»

В очерке «Как умирают русские солдаты» Л.Н.Толстой напишет: «Велики судьбы славянского народа! Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!..».

Устав от жизненных противоречий Толстой вместе с братом отправляется на Кавказ, а потом добивается перевода в Дунайскую армию, позднее в Крым, в Севастополь. В это время армия Меншикова покинула район боевых действий. И тогда Нахимов, Корнилов, Истомин с 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий при поддержке населения организовали оборону и выдержали осаду 120 тысячной армии неприятеля.

Л.Н. толстой был непосредственным участником обороны и видел, как сражаются русские солдаты и матросы, как они умирают. Все это описано в цикле «Севастопольские рассказы»:

«Севастополь в декабре месяце» (1854);

«Севастополь в мае» (1855);

«Севастополь в августе» (1855).

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».

«Герой моей повести – правда – и его цель: доказать, что истинным героем Севастопольской эпопеи был русский народ».

Толстой показывает войну в крови и страданиях, восхищается мужеством русских людей. 349 дней героической эпопеи Севастополя показали, что русский народ медлительный в мирной жизни, уверенно действует в условиях опасности.

По мысли Толстого, народные массы решают коренные вопросы истории, определяют судьбу государства, а не полководцы или императоры.

Война, по Толстому, - это не знамена, фанфары, красивые стройные ряды и барабанная дробь. Это – грязное дело, тяжелый труд, страдания, кровь, трагедия, ужас.

Война обнажает подлинную сущность каждого человека, но не убивает лучших человеческих проявлений.

Истинный патриотизм – не кричащий, он глубоко внутренний. Подлинный героизм не требует наград. Любовь к Родине глубоко спрятаны в душе русского человека.

Толстой выступает за правду простого человека. Критерием истины он считает простоту, добро, правду.

Писатель отмечает единство мыслей и чувств, охватывающие всех русский людей в момент опасности.

Все эти постулаты писатель подтвердит в романе «Война и мир»

История создания романа «Война и мир»

«Во всем мне хочется дойти до самой сути»

Б.Л.Пастернак

Для Толстого было характерно двойственное отношение к жизни как единство к «истории души человека» и к «истории целого народа». Когда в середине 50-ых гг. стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, пережившего его.

Формирование замысла автор определил сам:

1856 год – начало замысла. «Я начал писать повесть с героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию». Книга называлась «Декабристы». Действие было современным. Александр II, взойдя на трон, объявил амнистию участникам декабрьского мятежа 1825 года. Дожившие до этого дня, получили разрешение вернуться. Толстого привлекал образ человека, который через 30 лет оказывается в городе своей юности, где все переменилось: и моды, и нравы, - а он остался прежним. Он романтик и идеалист.

1825 год – восстание декабристов. «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя». Декабрьское движение началось после освободительных походов русской армии по Европе. Молодые офицеры увидели мир без рабства, устыдились происходящего в России и почувствовали долг перед угнетенным народом. «Три поры» - таким было следующее название романа.

1812 год – война. «Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805-1807 годы – заграничные походы русской армии. «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с Францией, не описав наших неудач и нашего срама». Бессмысленная и мучительная война на чужой территории, нищета армии, недальновидность военачальников.

«Три поры» превратились в четыре: 1805 – 1812 – 1825 – 1856.

В романе 4 тома и эпилог:

1 том – 1805 год

II том – 1806-1811 годы

III том – 1812 год

IV том – 1812-1813 годы

Эпилог – 1820 год

Новое произведение Толстого начало публиковаться в журнале «Русский вестник» в 1865 году под названием «Тысяча восемьсот пятый год». Книга стала предметом пристального внимания всей читающей публики и критиков за неумелое обращение с историческими фактами, несоответствие жанровому канону. Тургенев назвал - «странным историческим романом».

Специфика жанра романа-эпопеи

Роман-эпопея – наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы.

Особенности жанра романа-эпопеи

Черты эпопеи в романе «Война и мир»

Воплощает в себе судьбы народа, сам исторический процесс. Широкая всесторонняя картина мира, включающая исторические события, раздумья над судьбами мира, личные переживания.

Большой объем с общенародной проблематикой.

Становление характеров главных героев подчиняется событиям национально-исторического масштаба.

Картины русской истории: Шенграбенское и Аустерлицкое сражение, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение. Большая протяженность по времени – 15 лет.

Общественно-политическая жизнь: масонство, деятельность Сперанского, организации декабристов.

Отношение помещиков и крестьян: преобразования Пьера, Андрея, бунт богучаровских крестьян, московских ремесленников.

Показ различных слоев населения: поместное, московское, петербургское дворянство, чиновники, армия, крестьяне.

Широкая панорама дворянской жизни: балы, приемы, обеды, охота, театр. Огромное количество человеческих характеров (500)

Широкий охват пространства: Петербург, Москва, Отрадное, Лысые горы, Австрия, Смоленск, Бородино.

Проблемы начала века

Главная проблема – судьба народа, основа нравственных и моральных устоев общества.

Общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины – сохранение семейного очага.

Проблемы середины века.

Судьба народа – реформы 60-ых годов, отмена крепостного права.

Постепенный уход дворянства с арены борьбы, начало разночинского движения.

Вопрос о патриотизме, поражение в Крымской войне.

Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

Роль личности и народа в истории.

Популярным в светских кругах историческим лицом был Наполеон. Тема опасности для общества идеи сильной личности, стоящей над народом и диктующей свою волю миллионам

Каким должен быть жизненный путь лучших представителей нации, поставивших своей целью служение Отечеству.

Как во время величайших испытаний сплачивается народ и раскрывается его духовная красота и величие.

Сюжетно-композиционные особенности.

В названии романа заложен принцип сопоставления – противопоставления – основной прием романа Толстого, «срывание всех и всяческих масок»: салон Анны Павловны Шерер

Состояния войны и невойны, показаны люди в огне «войны, которая является постоянным спутником человека: это война с самим собой, с друзьями и врагами, любимыми, родителями и детьми. Это война в обществе, война за деньги и власть, война самолюбий и честолюбий, война государств – правителей.

Все, что происходит на фронте, отражается на жителях России. Военные действия затрагивают всю страну, все слои населения. Человек, попадая в жернова войны, против воли изменяется, проявляются все лучшее и все худшее в человеке.

В переломные исторические моменты многое зависит от каждого отдельного человека, именно в такое время проявляется единство нации.

Показана реакция военных и невоенных людей на один и тот же факт: сдача Смоленска комментируют Андрей и Алпатыч, Бородинское сражение – Пьер и Андрей. События исторического масштаба обсуждаются в салонах, на балах, в семейном кругу, в письмах к друзьям и любимым. Историческая и личная трагедии оказываются тесно связана

И мир, и война захватывают каждого человека, и каждый вбирает в себя весь мир. Все герои живут одновременно в двух измерениях: бытовом и бытийном (в семье, в любви и одновременно в истории, в вечности).

Война:

Мир:

«неприязнь, борьба, ссора, дуэль, насильственная смерть».

Борьба за наследство старшего Безухова;

Неверность супругов, приводящая к дуэли (Пьер и Долохов)

Судьба Наташи, которая чуть не покончила жизнь самоубийством.

Конфликт поколений (Марья и старик Болконский, Николай Ростов и его отец)

Смерть жены во время родов (Лиза).

«быт» людей

быт на войне – быт гусар, плачущий император на поле боя, смотры, советы, пребывание в плену, смерть отца Болконского.

Система образов романа «Война и мир»

В 25 главах первой части Толстой знакомит читателей с героями романа. Среди них нет ни одного исторического лица, ни одного исторического события, но автор стремится как можно полнее показать, как началось, как сложилось то, что он назвал «порой срама» русской армии. Экспозиция – увертюра предстоящего поражения в ненужной народу войне.

Принцип антитезы является основой композиции и системы образов произведения толстого. На образном уровне автор вводит принцип параллелизма:

французский император – русский император;

отношение русских солдат к Аустерлицкому сражению противопоставлено их отношению к Бородинской битве;

метания Пьера в поисках идеала – рассуждения Андрея.

Герои романа-эпопеи делятся на:

семьи «любимые» и «нелюбимые»

противопоставлены друг другу патриоты и карьеристы

естественность поведения – искусственность

Семьи и их фамильные черты

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

Отец и мать,

Вера

Николай

Наташа

Петя

Соня

Искренность

Любовь

Милосердие

Бескорыстие

Увлеченность

Патриотизм

Великодушие

Совесть

Отец-граф

Сын – Пьер

Другие дети

Властность

Гневливость

(в Пьере только в критических ситуациях)

Отец

Андрей – Лиза

Марья

Разумность

Сдержанность

Ответственность

Совесть

Патриотизм

Карьеризм

Достоинство

Скромность

Религиозность

(Марья)

Отец и мать

Ипполит

Анатоль

Элен

Без детей

Порочность

Корыстность

Лживость

Ненависть

Лицемерие

Позерство

Все, кроме семьи Ростовых и Курагиных, неполные: нет матери, во главе семьи только отцы.

Отдельные семьи в романе переплетаются и кажутся одной большой семьей.

Многодетность семей, но обязательно «в семье не без урода»: не в свою породу пошла Вера, «неудачен» Анатоль, Ипполит.

Семья Курагиных лишена продолжения. Так Толстой наказал «нелюбимую» семью.

Жизнеспособность семей: кто и почему выживает? Кто и почему погибает?

Ростовы

Безуховы

Болконские

Курагины

-родители умерли своей смертью,

- погибает Петя

- чуть не умерла Наташа

- смерть отца – испытание для Пьера (наследство)

- умирает отец, в родах - Лиза

- погибает Андрей

- Элен умирает во время эпидемии

- Анатоль - калека

Система образов, созданная Толстым, призвана

показать сложность и многогранность жизни человека

познакомиться с людьми разных сословий, поколений, характеров, разного ума, темперамента, уровня образованности, отношения к вере.

Зачет по знанию сюжетной линии 1 и 2 томов.

Настроение, планы князя Андрея в начале романа.

Какие напутствия получил князь Андрей от отца в момент их прощания?

История с кошельком Денисова.

Что испытал Николай Ростов в своем первом бою?

Намерения князя Андрея, когда он едет в действующую армию.

О чем просит Андрей Болконский Кутузова?

Что случилось в Шенграбенском сражении с батареей Тушина и почему?

Что изменилось в жизни Пьера после получения им наследства?

Как произошло «сватовство» Пьера и Элен?

Почему княжна Марья отказалась стать женой Анатоля Курагина?

Как ведет себя Кутузов на военном совете перед Аустерлицем и почему?

Князь Андрей в Аустерлицком сражении.


Предложить улучшение Сообщить об ошибке