Содержание
-
Дифференциация обучения на уроках литературы
-
1. Что такое дифференциация обучения?2. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе?3. Диагностика (определение уровня литературного развития учащихся).4. Как дифференцировать обучение литературе?5. Дифференцированный контроль знаний.6. Домашнее задание.
-
Дифференциация обучения – часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно-ориентированного обучения.Дифференциация – это:1) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых;2) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
-
Виды дифференциации:1. фронтальная (класс выполняет общее задание, учитель дифференцированно обучает разноуровневые группы);2. групповая (класс разделён на группы, каждая группа выполняет часть общего задания);3. внутригрупповая (в каждой группе уч-ся разделяются по индивидуально-психологическим особенностям или по уровню подготовки);4. персональная (учащиеся выполняют индивидуальные задания с помощью учителя, самостоятельно с консультациями учителя, самостоятельно без помощи учителя).
-
Зачем нужно дифференцировать обучение литературе?
-
Главная проблема школьного литературного образования в современной России – потеря интереса школьников к чтению художественных произведений. Действенные пути совершенствования школьного литературного образования можно найти только при соединении дидактических принципов личностно -ориентированного обучения с методикой преподавания литературы в школе. Сегодня положительное воздействие литературы на личность ученика может идти только в русле дифференциации и индивидуализации обучения.
-
Диагностика(определение уровня литературного развития учащихся).
-
Методические основания дифференциации литературного образования в школе связаны с систематической диагностикой уровня литературного развития учащихся. На этапе диагностики учитель должен определить, какие сферы литературного развития учеников сформированы недостаточно, и прогнозировать характер обучающих заданий для различных групп, дифференцированных по наличию определённых признаков.
-
Диагностическая работа может включать в себя до шести заданий на выявление различных сфер литературной подготовки.Сферы литературной подготовки:1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.2. Уровень читательского восприятия.3. Умение актуализировать социально-нравственную проблематику.4. Навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации.5. Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе.6. Уровень развития речи и литературно-творческих способностей.
-
Как дифференцировать обучение литературе?
-
Дифференциация обучения опирается на личностные особенности ученика и на специфику изучаемого произведения. Важным условием является системность действий, когда дифференциация осуществляется в разных формах на разных этапах изучения произведения: на вступительных занятиях, на уроках анализа текста и на заключительных уроках.
-
На вводных уроках важна мотивация познавательной активности, чему способствует дифференциация заданий для самостоятельной исследовательской работы.На уроках анализа текста дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование особенностей сюжета и композиции, системы образов, так и на совершенствование разных областей литературного развития.На заключительных уроках эффективна групповая форма обучения, позволяющая каждому ученику обобщать свои знания о произведении на посильном уровне.
-
Дифференцированный контроль знаний.
-
Дифференцируются как устные, так и письменные формы контроля. Важно, чтобы контрольные работы проверяли основные сферы литературного развития: начитанность, умение анализировать текст, уровень развития устной и письменной речи.При дифференциации контрольных заданий необходимо учитывать, что содержание, характер заданий и форма предъявления контрольных критериев должны соответствовать возрасту и уровню литературного развития учащихся.
-
Домашнее задание.
-
Домашнее задание также необходимо дифференцировать. Психологический смысл выбора домашнего задания в том, что ученики являются не исполнителями воли учителя, а учатся сами определять, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект обязательной работы и развивает навыки самооценки.
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.