Презентация на тему "Повесть временных лет, Поучения Владимира Мономаха"

Презентация: Повесть временных лет, Поучения Владимира Мономаха
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.39 Мб). Тема: "Повесть временных лет, Поучения Владимира Мономаха". Предмет: литература. 46 слайдов. Для учеников 9-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Повесть временных лет, Поучения Владимира Мономаха
    Слайд 1

    Древнерусская литература.«Повесть временных лет».«Поучения Владимира Мономаха».

  • Слайд 2

    Жанры древнерусской литературы

    - Переводные - Оригинальные (с XI в.)

  • Слайд 3

    Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному 1. Послание

  • Слайд 4

    Киево-Печерский патерик Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях 2. Патерик

  • Слайд 5

    Хождение –жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения «Хождение Богородицы по мукам» 3. Хождение

  • Слайд 6

    Житие – описание жизни святого. Протопоп Аввакум Петр и Феврония Муромские Сергий Радонежский 4. Житие

  • Слайд 7

    Летописи – погодные (по «летам» - по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год. «Повесть временных лет» Никон 5. Летопись Нестор

  • Слайд 8

    Владимир Мономах 1053-1125 6. Поучение Поучение – жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.

  • Слайд 9

    Не ленитесь ни на что хорошее… Поспешите на всякие добрые дела. Владимир Мономах

  • Слайд 10

    Владимир Мономах (Владимир Всеволодович Мономах) (1053 - 1125) - великий князь киевский, военачальник. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец - Всеволод Ярославич. По матери же Владимир - внук византийского императора Константина IX Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю.

  • Слайд 11

    Автобиография(созд. 1117 г.)

    «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет... Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать, живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил. Два тура рогами меня бросали с конем. Олень меня один бодал, и два лося: один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил — и Бог меня невредимым сохранил. И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (перевод А.Ю.Карпова)

  • Слайд 12

    Около 1067г. Владимир Мономах- ростовский князь. Затем управляет Смоленском, позже – Черниговом. 1113 г. – начинает княжить в Киеве. 1116 г.- воевал против греков.

  • Слайд 13

    Шапка Мономаха – символ царской власти в России. Хранится в Оружейной палате в Москве.

  • Слайд 14

    1113-1125 – 12 лет княжения. За 12 лет княжения: Усмирил половцев. строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и закладывал новые. Построил мост через Днепр под Киевом Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и переходит от пассивной обороны к активному наступлению на Степь. написал духовное завещание детям своим.

  • Слайд 15

    Поучение состоит из 3-х частей. Первая часть - его автобиография. Вторая часть - “Рассказ Мономаха о своей жизни”. Третья часть - письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

  • Слайд 16

    Я, недостойный, дедом своим, благословенным и славным Ярославом нареченный в крещении Василием, русским именем — Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею — Мономах. Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня, грешного, до этих дней сохранил. Дети мои, или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому она из детей моих будет люба, пусть примет её в сердце своё — и не станет лениться, а будет трудиться. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеётся, а так скажет: на дальнем пути да на санях сидя, пустого наговорил.

  • Слайд 17

    Словарная работа по тексту «Поучения» 1. Я, худой…– о чём здесь идёт речь – об особенностях телосложения («стройный») или о нравственной самооценке? Можно ли это определить вне контекста «Поучения»?

  • Слайд 18

    Словарная работа по тексту «Поучения» 2. Слушал эту грамотку… – излишняя ли буква «к» в последнем слове? Отличается ли оно от слова «грамота» по смыслу?

  • Слайд 19

    Словарная работа по тексту «Поучения» 3. Милостыню подавайте нескудную… – отличается ли определение «нескудную» от синонимичных ему «щедрую», «богатую»? Каково происхождение старинного слова?

  • Слайд 20

    Словарная работа по тексту «Поучения» 4. Безлепицу молвил… – что нужно заменить - приставку или суффикс, - чтобы получилась современная форма первого слова?

  • Слайд 21

    5. Послы от братьев моих…– равнозначно ли современному слово «послы» в этом контексте? Какое значение первично?

  • Слайд 22

    Словарная работа по тексту «Поучения» 6. Волость– какое понятие прижилось в языке вместо первого?

  • Слайд 23

    Словарная работа по тексту «Поучения» 7. Крестоцелование преступить… – о чём здесь идёт речь? Какой православный обряд лежит в основе этой метафоры?

  • Слайд 24

    Словарная работа по тексту «Поучения» 8. Кроткие – состоит ли в родстве с «короткими»? Как это узнать?

  • Слайд 25

    Словарная работа по тексту «Поучения» 9. Замысляет грешный против праведного… – как перевести это выражение на современный язык?

  • Слайд 26

    Словарная работа по тексту «Поучения» 10. Убогого – в чём смысл этого понятия? Почему оно состоит в родстве со словом «Бог»? Связано ли генетически со словом «богатый»?

  • Слайд 27

    Словарная работа по тексту «Поучения» 11. Заклать правых сердцем … – состоят ли в родстве глаголы «заклать» и «заколоть»?

  • Слайд 28

    Словарная работа по тексту «Поучения» 12. Когда восстали люди… – можно ли отождествить это выражение из «Поучения» с таким, например, выражением: «Декабристы восстали против самодержавия»? Определите первичный смысл этого понятия по составу слова.

  • Слайд 29

    Словарная работа по тексту «Поучения» 13. От мужа крови… – можно ли определить смысл этого выражения по контексту? Кого так называли – убийцу или «кровника» (родственную кровь)?

  • Слайд 30

    Словарная работа по тексту «Поучения» 14. Не свирепствовать ни словом, не хулить в беседе… - от каких слов образованы глаголы и какова их семантика?

  • Слайд 31

    Словарная работа по тексту «Поучения» 15. Быть благочистию свершителем – из каких двух слов образовано слово «благочестие»?

  • Слайд 32

    Словарная работа по тексту «Поучения» 16. От Бога на воздаяние пусть надеется… - что означало понятие «воздаяние»? Определите смысл слова по составу.

  • Слайд 33

    Словарная работа по тексту «Поучения» 17. Вдовицу– чем отличается от «вдовы»? Какой смысл придаёт суффикс -ц-?

  • Слайд 34

    Словарная работа по тексту «Поучения» 18. Царствия небесного не лишиться… - о чём здесь идёт речь? Отличается ли понятие «царствие» от слова «царство»?

  • Слайд 35

    Словарная работа по тексту «Поучения» 19. Затворничеством– какому из слов – творчество, творение, затворы – родственно это понятие?

  • Слайд 36

    Словарная работа по тексту «Поучения» 20. Господи, твоим промыслом!– каков контекстуальный смысл последнего слова? С чем связан – с мыслью или добычей («охотничий промысел»)?

  • Слайд 37

    Словарная работа по тексту «Поучения» 21. Блудницу– кого так называли? В чём значение корня?

  • Слайд 38

    Словарная работа по тексту «Поучения» 22. Сторожей сами наряживайте… - что здесь имеется в виду – одеяние сторожей или нечто, к одежде относящееся?

  • Слайд 39

    Словарная работа по тексту «Поучения» Все добрые мужи совершенные… – в каком значении выступает слово «мужи» и в чём смысл его характеристики?\

  • Слайд 40

    Заполните таблицу

  • Слайд 41

    1. Я Господь, Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не сотвори себе кумира. 3.Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний. 5. Чти отца своего и мать свою, тогда тебе будет хорошо и ты будешь долго жить. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всеготого, что принадлежит ближнему твоему.

  • Слайд 42

    Домашнее задание

    Напишите свое поучение младшему брату, сестре или одноклассникам, соблюдая все возможные особенности жанра.

  • Слайд 43

    «Поучение» Донцова Никиты. Я, наречённый в крещении именем Никитой, отцом возлюбленный и матерью своею из рода Донцовых. Поистине, братья мои меньшие, человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, а если кто сотворит зло нам, то мы хотим поглотить его, кровь его пролить. А Господь наш пытается вразумить, что нужно друг друга любить. Выслушав поучение моё, братья мои, прошу вас принять хоть половину того, что я вам даю. Я прошу вас, делайте только добрые дела, подавайте нескудную милостыню – это ведь начало добра. Любите читать книги. Я прошу вас, братья мои меньшие, Бога ради не ленитесь в учёбе и в дому своём не ленитесь, помогайте отцу с матерью во всём. Братья мои меньшие, если хотите победить врага, то сделайте это слезами, покаянием и милостынею. Не используйте ненависти и не творите страшное зло. Изо всех сил старайтесь творить только добро. Любите всех своих родственников, а особенно дедушек и бабушек. Берегите их, старых чтите, как отца с матерью, а молодых, как братьев. Любите Родину свою, защищайте её от зла и будьте верны ей. Братья мои меньшие, не ленитесь, верьте в Бога! Ведь кто же нам дал жизнь?! Бог существует и наблюдает за нами. Не слушайте Дьявола: он творит зло на каждом шагу, он побуждает вас на зло. Будьте тверды! И знайте, братья мои верные, все люди должны любить друг друга. Господи, помилуй всех тех, кто совершил грехи, злой он или нет, пожалуйста, не дай им умереть без покаяния. Послушал я учительницу свою и написал всем грамотку. Братья мои, это она научила нас всех учить уроки и особенно литературу. Примите, братья, поучение раба Божьего в ваши добрые сердца. Донцов Никита, 7 «А» класс

  • Слайд 44

    «Поучение» Окуневой Анны. Я, Окунева Анна Андреевна, смиренная своим отцом Окуневым Андреем Николаевичем, христианских ради людей, хочу поведать о Божьем просвещении, которое взошло на меня в возрасте двенадцати лет. Прежде всего Бога ради и души своей, страх имейте в сердце своём, ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Кроме сего, любите и почитайте своих родителей, ибо они взрастили и воспитали нас, за что мы им должны быть благодарны. Бога ради, не ленитесь, молитесь Ему, ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся, но не произносите имя Господа понапрасну. Не воруй, не лги, не прелюбодействуй, ибо за грехи свои вскоре восстанешь перед судом Божьим. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово моё и верующий в Пославшего меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но пришёл от смерти в жизнь. Сие же написано, дабы уверовали, что Иисус есть Христос, сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. Окунева Анна, 7 «А» класс

  • Слайд 45
  • Слайд 46
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке