Содержание
-
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Интегрированный урок литературы с историей в 9 классе. Учитель Мурина С.В.
-
Цели урока:
Образовательная. Через анализ литературного произведения А.С.Пушкина “И.И.Пущину” ответить на вопросы: - Почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности? - Как А.С.Пушкин относился к восстанию на Сенатской площади 14 декабря 1825 года? - Выяснить, какими были отношения между А.С.Пушкиным и Николаем I на фоне реакции после подавления восстания декабристов? Воспитательная. На примере дружбы А.С.Пушкина и. И.И.Пущина рассмотреть моральные аспекты человеческих отношений, которым не страшны любые испытания, связанные с политической ситуацией в России в I четверти XIX века. Развивающая: - продолжать формировать у учащихся навыки работы с источниками, дополнительной литературой, - сформировать умение работать в группах, используя творческий потенциал учеников, - отработать технологию критического мышления при анализе источниковедческого материала.
-
14 декабря 1825 год, Петербург, Сенатская площадь
-
Причины декабристского движения.
Бездействие и нерешительность властей в реформи- ровании политической сферы: требование отмены крепостного права; введение конституции; введение демократических свобод; уничтожение сословий; Из ст. Пушкина А.С. «О народном воспитании(1826г.) - Недостаток просвещения и нравственности; - Влияние заграничных походов 1813-1814 гг. на умы и настроения передовых офицеров армии.
-
Рылеев К.Ф., Пестель И.И., Муравьев-Апостол Н.М., Бестужев-Рюмин, Каховский
-
Пущин Иван Иванович – декабрист, лицейский товарищ Пушкина, одиниз самых близких его друзей. Прапорщик лейб-гвардии Конной артиллерии. Принадлежит к наиболее революционному крылу декабристов.Член «Союза спасения»,«Союзаблагоденствия»,«Северного общества».
-
Приезд И.И.Пущина к А.С.Пушкину 11 января 1825 г.
-
1 ВАРИАНТ нежданный гость давний Мой (первый) друг, мой друг бесценный! , . . . Когда шалаш опальный (Забытый кров) С печальным другом разделил. Скажи, куда девались годы, Дни упований и свободы? Скажи, что наши? Что друзья? Где ж эти липовые своды? Где ж молодость? Где ты? Где я? . . . ( начало 1825г.) 3 ВАРИАНТ Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней. 13 декабря 1826 г. 2 ВАРИАНТ Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его Лицея превратил 19 октября
-
Из «Записок о Пушкине» Пущина И.И.
« Первая моя мысль была открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле общем (res publica), по-своему проповедовал в нашем смысле - и изустно, и письменно, стихами и прозой. Не знаю, к счастью ли его или несчастью, он не был тогда в Петербурге, а то не ручаюсь, что в первых порывах, по исключительной дружбе моей к нему, я, может быть, увлек бы его с собою. Впоследствии, когда думалось мне исполнить эту мысль, я уже не решался вверить ему тайну, не мне одному принадлежавшую, где малейшая неосторожность могла быть пагубна всему делу. Подвижность пылкого его нрава, сближение с людьми ненадежными пугали меня.К тому же в 1818 году, когда часть гвардии была в Москве по случаю приезда прусского короля, столько было опрометчивых действий одного члена общества, что признали необходимым делать выбор со всею строгостью и даже, несколько лет спустя, объявлено было об уничтожении общества, чтобы тем удалить неудачно принятых членов. На этом основании я присоединил к союзу одного Рылеева, несмотря на то, что всегда был окружен многими, разделяющими со мной мой образ мыслей».
-
Какие выразительные средства языка использует автор, чтобы передать свои чувства к друзьям декабристам?
Эпитеты Риторические вопросы Олицетворение
-
Почему декабристы не привлекали поэта к своей общественно-политической деятельности? Как А.С.Пушкин относился к восстанию на Сенатской площади 14 декабря 1825 года? Выяснить, какими были отношения между А.С.Пушкиным и Николаем I на фоне реакции после подавления восстания декабристов?
-
«Стансы»1826
Какая форма власти, по мнению поэта, должна быть в России? Почему поэта заинтересовал образ Петра 1? Что Пушкин советовал предпринять императору в отношении к оппозиции?
-
Из ст.Н.Эйдельмана«Пушкин и декабристы»:
« Призыв поэта не бояться правды о 14 декабря… адресован…идеализированному образу самодер- жавия, что сложился у Пушкина в «надежде славы и добра».
-
Каково же отношение поэта к декабристам в целом?
-
Н.Эйдельман : « Декабристы получают у Пушкина полное нравственное признание. У них – « дум высокое стремление», погибая, они выкрикнули истины, которые нельзя игнорировать, и правительство должно за- думаться».
-
Домашнее задание. Прочитать и проанализировать стихотворения А.С.Пушкина: - «Вольность», - «К Чаадаеву», - «Деревня».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.