Содержание
-
«Двусмысленная слава» Игоря Северянина Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб…
-
Цель урока:
Познакомитьсяс жизнью и творчеством Игоря Северянина, с воспоминаниями современников и работами литературоведов, посвящёнными ему. Проанализировать стихотворения Северянина (из сборников разных лет), увидеть в них авторский стиль, отражение жизни и истинное лицо поэта.
-
Выразительное чтение стихов
Как вы думаете, какой человек мог написать такие стихи? Сколько ему лет? Какие у него представления о мире Как он относится к людям, о чём мечтает?
-
Такие стихи мог написать очень ранимый, тонко чувствующий, любящий жизнь, природу, литературу человека. Он начитан. Лирический герой – простой юноша с простыми чувствами, мечтательный и искренний. Мир природы ему понятней, ближе, чем мир людей. Стихи его обыкновенны – такие стихи пишут обычно все люди его круга. В них трудно услышать авторский голос, особенную, только ему свойственную интонацию. Он ещё не очень хорошо понимает себя, но уже мечтает о славе, о любви.
-
Каким вы увидели Северянина – раннего и позднего
Домашнее задание Психологическая характеристика
-
Выводы
Жизнь Северянина разделилась, распалась на два периода: русский и эмигрантский. Счастливый и яркий период молодости, громкой славы, творческих поисков сменяется периодом безвестности, невостребованности, нищеты. Личная трагедия утраты всего самого дорогого в жизни разворачивается на фоне исторической трагедии – гибели старого мира. Перед нами две судьбы, два человека, совершенно не похожих друг на друга.
-
Опорные слова «двусмысленная слава», «вызов условностям», «ряд изысканных сюрпризов в капризничающих словах», «ведь кто живописует площадь, тот пишет кистью площадной», «я – лирический ироник: ирония – вот мой канон».
-
В чём же, по мнению автора, основной конфликт?
Слава, талант неразрывно связаны с непониманием толпы, что порождает двусмысленность , обвинения в пошлости. Мир поэта закрыт для толпы, но, чтобы быть ей понятным, он должен соответствовать её вкусам и пользоваться «кистью площадной»
-
Какие мысли можно назвать главными, выражающими поэтическое «кредо» Северянина? Кому автор адресует свои стихи?
-
Его стихи адресованы не «толпе пустой». Это «людская стая» требует изысков и словесной мишуры. Для того чтобы быть читаемым и быть самим собой, поэту нужна маска эстета, а у него «душа простая», Он «иронизирующее дитя». Его истинная цель – «Слегка скорбя, подчас шутя, Над вечно первенствующей планетой», благословлять мир и проклинать войны.
-
Вопросы к слушанию и анализу стихотворений.Как можно охарактеризовать раннюю и позднюю стилистическую манеру Северянина? Как в его стихах отражаются факты его биографии? В чём особенность его поэтического мира?
-
Это было у моря… Поэма - миньонет* Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла – в башне замка – Шопена, И, внимая Шопену, полюбил её паж. Было всё очень просто, было всё очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа… Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа. Февраль 1910
-
Ты потерял свою Россию. Противоставил ли стихию Добра стихии мрачной зла? Нет? Так умолкни: увела Тебя судьба не без причины В края неласковой чужбины. Что толку охать и тужить – Россию нужно заслужить. 1925
-
Июльский полдень Синематограф Элегантная коляска, в электрическом биенье, Эластично шелестела по шоссейному песку: В ней две девственные дамы, в быстро-темпном упоенье, В ало-встречном устремленье – это пчёлки к лепестку. А кругом бежали сосны, идеалы равноправий, Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок, И под шинами мотора пыль дымилась – прыгал гравий, Совладала с ветром птичка на дороге без дорог… У ограды монастырской столбенел зловеще инок, Слыша в хрупоте коляски звуки «нравственных пропаж»… И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок, Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж. Хохот, свежий точно море, хохот, жаркий точно кратер, Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер, Шелестел молниеносно под колёсами фарватер, И пьянел вином восторга поощряемый шофёр. 1910
-
Запевка О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть! 1925
-
-
И будет вскоре весенний день, И мы поедем с тобой в Россию… Ты шляпу шёлковую надень: Ты в ней особенно красива… И будет праздник… большой, большой, Каких и не было, пожалуй, С тех пор, как создан шар земной, Такой смешной и обветшалый… И ты прошепчешь: «Мы не во сне?..» Тебя со смехом ущипну я И зарыдаю, молясь весне И землю русскую целуя! 1925
-
Мороженое из сирени! - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять копеек, четыре копейки буше*. Сударыни, судари, надо ль? не дорого – можно без прений… Поешь деликатного, площадь: придётся товар по душе! Я сливочного не имею, фисташковое всё распродал… Ах, граждане, да неужели вы требуете крем-брюле? Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!** Сирень – сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок… - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Эй, мальчик со сбитнем***, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!
-
-
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! январь 1915
-
-
Какие темы привлекают поэта?
Изысканность Скорость Красота Любовь Молодость Роскошь Шик «Высь сфер» Потерянная родина Грустный опыт Страдания
-
Жанры творчества
Изобрёл 10 жанров: Миньонет Синематограф Квадрат квадратов Эгополонез Поэметта Ассо-сонет Эскиз Диссона Газэлла Медальон Ноктюрн Хабанера Романс Классический сонет Традиционные стихотворения
-
Настроение
Эпатаж Бодрое Решительное Нотка грусти Ироничность Высокомерная насмешка над толпой Элегические, грустные ноты. Горькая ирония Трагическая безысходность
-
Лирические герои
Опереточные, кукольные: дамы, королева, паж, фея, король, принц Я: царь страны несуществующей, гений, самовлюблённый Я: немолодой, одинокий, тоскующий Россия – мать, живая, непостижимая, бесконечно любимая и навек утраченная
-
Особенность лексики
Неологизмы Непривычные словосочетания Замена ударений Лексика традиционная, ничем не поражающая
-
Вывод
В молодости – создатель массовой культуры, своеобразной «мыльной оперы» в поэзии. В зрелости - возвращение к традиции, к культуре – это путь настоящего художника
-
В те времена, когда роились грёзы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слёзы… нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут – уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! 1925
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.