Содержание
-
Подготовила Ученица 9 класса МОУ СОШ п. Мирный Макеева Анастасия Руководитель: Джумакулова С.Т. Есенин и Россия
-
1. Введение 2. Основная часть 2.1.1 Чувство Родины - основное в лирике Есенина 2.1.2 Цветопись в стихах Есенина о Родине 2.2.1 Есенин и Россия 3. Заключение 4. Список литературы Оглавление
-
Если бы Сергей Есенин был жив, то ему исполнилось бы в 2005 году 110 лет. Но этот почтенный возраст трудно соединить с именем поэта. Есенин остается вечно молодым, как вечно свежи и молоды его лучшие стихи и поэмы. Литературное наследие Сергея Александровича невелико по объему, но разнообразно по жанрам. Здесь и лирические стихотворения, поэмы, рассказы, повесть, критические статьи. В каждом из этих жанров Есенин показал себя оригинальным художником, но наиболее ярко и полно его самобытный талант проявился в лирике. Когда читаешь есенинские стихи и поэмы, чувствуешь: с тобой говорит человек открытого и нежного сердца. Он поверяет тебе самое сокровенное, самое заветное. Все, что он пережил, - и хорошее и плохое – на виду. Ты проникаешься к нему доверием, восхищаешься широтой его души. Введение
-
Целью моей исследовательской работы было выяснить, что значила Россия для Есенина, ведь он, как и мое поколение жил на стыке веков, во время великих перемен. Его отношение к революции, к деревне, его загадочная смерть – все это отголоски его яркой индивидуальности. Для меня он тайна за семью печатями, слишком мало мы знаем об этом замечательном человеке. Мир Есенина вобрал в себя много человеческих чувств, но самое значительное место в нем занимает чувство родины. О чем бы поэт ни размышлял, в какие глубины бытия ни проникал его «напоенный сердцем взгляд» перед ним всегда стояла Россия. Для неё он приберегал самые красочные эпитеты, самые задушевные интонации.
-
Этот мотив в его творчестве будет упорно повторяться, несмотря на все жизненные невзгоды, и спустя десятилетие. Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми её далями и красками – изумительными в своей красоте. Церковь села Константиново
-
Но Русь немыслима без чувства уважения и понимания непростого характера русского народа. Сергей Александрович испытывая глубокое чувство любви к Родине, не мог не преклоняться перед своим народом, его силой, могуществом и выносливостью, народом, который сумел пережить и голод, и разруху: Ах, поля мои, борозды милые, Хороши вы в печали своей! Я люблю эти хижины хилые С поджиданьем седых матерей. Припаду к лапоточкам берестяным, Мир вам, грабли, коса и соха! Но однозначно сформулировать, за что именно любима Родина, невозможно.
-
Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». И действительно, каждая строчка стихов Сергея Александровича проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики Есенина. Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов на «туманном берегу»: Молочный дым качает ветром села, Но ветра нет, есть только легкий звон. И дремлет Русь в тоске своей веселой, Вцепивши руки в желтый крутосклон. Чувство Родины - основное в лирике Есенина
-
О чем бы ни писал Есенин: о революции, о крестьянском укладе жизни – он все равно возвращается к теме родины. Родина для него является чем-то светлым, и писать о ней – смысл всей его жизни: Я люблю родину, Я очень люблю родину!.. Родина и тревожит, и успокаивает поэта. В его лирических произведениях звучит безграничная преданность Родине, преклонение перед ней: Но и тогда, Когда во всей планете Пройдет вражда племен. Исчезнет ложь и грусть, Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
-
Из есенинских стихов встает образ поэта-мыслителя, кровно связанного со своей страной. Он был достойным певцом и гражданином своей Родины. Есенин пропел свою песнь о России, красивую, цветную, писанную как будто красками радуги, зовущую, и так родную сердцу. По-хорошему он завидовал тем, «кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею», и с искренней болью писал «о днях, растраченных напрасно»: Ведь я мог дать Не то, что дал.
-
Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорил Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!». Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Эпитет синий встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Цветопись в стихах Есенина о Родине
-
Так же очень характерным для палитры поэта является пристрастие к «желто-золотому»: «Луна под крышей, как злат бугор» «Мне снились реки златых долин» «Где золотятся рагожи в ряд» «Лижут сумерки золото солнца» «Хвойная позолота» «Зелень золотистая»
-
Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле И синь, упавшая в реку». Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами: «На лазоревые ткани Пролил пальцы барянец» «Алый мрак в небесной черни Начертил пожаром грань ».
-
Мне кажется, что любовь к чистым и ярким краскам – свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, поэт Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями от реального мира.
-
В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях: «Запели тесаные дроги…», «Гой ты, Русь, моя родная!» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озерную тоску» своей родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» - восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к родине родила и такие проникновенные строки: Есенин и Россия
-
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты – в ризах образа… Не видать конца и края – Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за когородом На лугах веселый пляс
-
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Есенин встретил радостно, но с определенными сомнениями и колебаниями; как он говорил: «Принимал все по-своему с крестьянским уклоном». Не зная марксистско-ленинской теории, поэт представлял себе социализм как некий мужицкий рай, неизвестно кем и как созданный в его любимой, нищей и убогой, безграмотной и забитой крестьянской России. Он считал, что раз произошла революция, то подавай каждому «избу новую, кипарисовым тесом крытую», подавай каждому по первому желанию «ковш с золотой брагою»
-
А в стране не угасал огонь гражданской войны, терзали родину интервенты, разруха и голод делали свое дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, черные паутины трещин на опаленной засухой земле, и сердце его сжималось от боли. А потом надо было залечивать раны, ломать старый уклад деревенской жизни, посадить крестьянство на «железного коня». Видя все это, Есенин с горечью восклицал: Россия! Сердцу милый край! Душа сжимается от боли!
-
Испытывая острое разочарование, поэт начинает проклинать «железного коня» - город с его индустрией, который несет гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Ему казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, все это нашло отражение в стихотворении «Сорокоуст». Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжелая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая».
-
. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Сам виноват, что не пел новых песен, сам виноват, что его в деревне не принимают за родного. Однако в том и состоит величие Есенина, что он смог возвысится над личной судьбой, не утратил перспективу развития. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь и все-таки благословляет её независимо от своей личной судьбы. Еще более определенно заявляет Есенин о своих новых взглядах в стихотворении «Неуютная жидкая лунность». Уже не Русь уходящую, а Русь советскую хочет воспевать поэт. Ему теперь уже не милы «лачуги», «песни таежные», «очажный огонь», потому что все это связано с нашей Россией, с «бедностью полей». Он хочет видеть Русь «стальную», уже предвидит мощь родной страны.
-
Мужественная, самозабвенная любовь к родине помогла поэту находить свой путь к большой правде века.
-
Сергей Александрович Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Есенин любил эту землю, он не желал другой. На этой земле и для неё он родился. Людям этой земли он дарил самоцветы своей души. Поэт любил так, как мог любить только поэт – нежно, страстно и больно. От злобы людской, от жестокости он уходил в себя, царапая и раня душу равнодушием и опустошенностью. Умел дружить, прощать, но умел и ненавидеть. Был жесток и зол ко злу, но добр и понятлив к добру. Заключение
-
Проанализировав все факты, я пришла к следующим выводам. Во-первых, «отношения» Есенина и России были сложными, порой противоречивыми. В конце жизни он чувствовал себя лишнем в этой новой России. Во-вторых, сделав анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, для меня стало ясно, что поэзия Есенина, это не просто стихи, это радуга, эта яркая картина жизни. Цветопись помогает глубже понять смысл стихотворения, погрузиться в мир эмоций автора.
-
У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир - мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному», вживаться в те проблемы, которые волновали поэта. А если посидишь с книгой подольше, то возникает ощущение, что ты стал соучастником какой-то неведомой тайны, чьей-то неизвестной жизни, и все глубже твоя душа проникает в стихотворения и вступает в диалог с душой поэта, которая неизменно живет в его стихах. И хочется узнавать и открывать для себя новые черты его характера, приблизиться через его образы к самому поэту.
-
В добрый путь!
-
1. Абрамов А.С. Есенин С.Е. Жизнь и творчество. М., Просвещение, 1976 г. 2. Есенин С.А. Избранное. М., Молодая гвардия, 1988 г. 3. Кошечкин С.П. Венок Есенину. М., Советская Россия, 1988 г. 4. Кошечкин С.П. С. Есенин Плеск голубого ливня. М., Молодая гвардия, 1978 г. 5. Михайлов А.А. Изучение творчества С.Е.Есенина. М.: Молодая гвардия, 1988 г. 6. Павлов П.В. Писатель Есенин. М., Молодая гвардия, 1988 г. 7. Просвирина И.Ю. Есенин С.Е. ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1988 г. Список литературы
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.