Презентация на тему "История одного города" 10 класс

Презентация: История одного города
Включить эффекты
1 из 14
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "История одного города" для 10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 14 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    14
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: История одного города
    Слайд 1

    "История одного города"как сатирическое произведение.

    Материал к уроку литературы в 10 классе. Учитель Черномазова Н.Н.

  • Слайд 2

    Цель урока: дать общее представление о романе «История одного города». «История одного города» – в сущности сатирическая история русского общества. И.С.Тургенев Необходимо знать историю города Глупова, -это наша русская история и вообще невозможно понять историю России во второй половине 19 века без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости… М.Горький

  • Слайд 3

    Замысел книги сформировался у Салтыкова-Щедрина постепенно, в течение нескольких лет. В 1867 году писатель сочинил и выставил на суд публики новый сказочно-фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой» (он ложится в основу главы «Органчик»). А после начал работу над романом, который закончил спустя год. Первоначально произведение было озаглавлено «Глуповский Летописец», а название «История одного города», ставшее окончательным вариантом, появилось позже. Так произведение было опубликовано по частям в знаменитом журнале «Отечественные записки». Сатира Щедрина всегда была на стороне тех, кто боролся за торжество справедливости и правды. Писатель верил в крушение глупого строя жизни на земле, во имя победы бессмертных идей демократии и прогресса.

  • Слайд 4

    Жанр.

    Литературный труд Михаила Евграфовича некоторые люди посчитают рассказом или сказкой, но так как его обьем не соответствует малой прозе, жанр произведения «История одного города» масштабнее и называется «сатирический роман». Это некое хронологическое представление о выдуманном городе Глупове. Судьба его записана в летописях, которые находит автор и издает, сопровождая их собственными комментариями. К данной книге можно применить такие термины, как «политический памфлет» и «сатирическая хроника», но она лишь представляет некоторые черты этих жанров, а не является их истинным литературным воплощением.

  • Слайд 5

    Сюжетикомпозиция.

    Композиция романа с момента первой публикации в журнале была изменена самим автором. Например, глава «О корени происхождения глуповцев» была поставлена третьей, вслед за вступительными главами. Это соответствовало логике древнерусской летописи, которая обычно начинается с мифологии. Так оправдательные документы (сочинения трёх градоначальников) переместились в конец, как часто размещают исторические документы по отношению к тексту сочинителя. Роман состоит из 16 глав и написан разными авторами. Первая и последняя главы написаны издателем Михаилом Евграфовичем , нашедшим в городском архиве тетради «Глуповского летописца» и пожелавшим открыть читателям «физиономию города». Последняя глава «Письмо в редакцию» - это приложение, возмущённый ответ писателя на рецензию, в которой он был обвинён в «глумлении над народом». В этом письме автор объясняет идею своего произведения, а именно то, что его сатира направлена против «тех черт русской, жизни, которые делают её не вполне удобною». «Обращение к читателю» написано последним из четырёх летописцев, архивариусом ПавлушкойМаслобойниковым. Здесь Салтыков-Щедрин подражает реальным летописям, имевшим несколько авторов. Глава «О корени происхождения глуповцев» о мифах этой эпохи народа . В ней автор повествует о враждующих между собой племенах, о переименовании головотяпов в глуповцев, о поисках правителя и порабощении , назначении в правители князя, принцип правления которого воплотился в слове «запорю», начинающем исторический период Глупова. Время, рассматриваемое в романе, занимает целое столетие с 1731 по 1825 гг. «Опись градоначальникам» - краткая характеристика 22 градоначальников, подчеркнувшая абсурдность истории описанием безумцев, из которых наименьший "ничего не совершив,.. смещён за невежество". Остальные 10 глав посвящены наиболее выдающимся градоначальникам Глупова.

  • Слайд 6

    Темы:

    Основная тема произведения - тема власти. Главным образом, "История одного города" видится через призму сатирического изображения современного Салтыкову-Щедрину политического устройства России. Сатира здесь направлена на две стороны жизни – показать губительное влияние самодержавия и выявить бездействие народа. Если по отношению к самодержавию история носит полное и беспощадное отрицание, то по отношению к простым людям жалость и указание правильного направления для просветления людских умов. Еще одна из тем – тема войны. Автор заостряет наше внимание на вреде кровопролития, которое направлено лишь на разорение, голод и гибель. Также рассматривается тема религии и фанатизма народа. Его готовность поверить любому самозванцу и в любых идолов, лишь бы переложить на них ответственность за свою жизнь, осмеянную писателем. Необразованность людей позволяет властям легко ими манипулировать. Так автор акцентирует внимание на невежестве. Жизнь в Глупове не становится лучше не только по вине политических деятелей, но и из-за нежелания людей развиваться и учиться.

  • Слайд 7

    Проблематика:

    •Несовершенство власти и ее политических приемов (основная проблема в романе); •Непринятие проблем народа; •Проблема неравенства, беззащитности простых людей перед жестокими правителями; •Безответственность чиновников и правителей Глупова; •Чрезмерное религиозное рвение; •Процветание чинопочитания, хотя жизнь граждан была тяжёлой.

  • Слайд 8

    Главныегерои.

    Сатирический роман "История одного города" пестрит различными образами и характерами героев, указывающих на исторические личности. И вот несколько из них: Князь – иностранный правитель, выбранный принять власть над глуповцами. Он жестокий и необразованный, принцип его правления выражен чаще всего лишь одним словом: «Запорю». Именно с этого персонажа начиналась история одного города: его жителей и правителей. Ираида ЛукиничнаПалеологова – жена градоначальника, которая день правила городом. Своеобразный намек на Софью Палеолог, вторую жену Ивана IIII, бабушку Ивана Грозного. Амалия Карловна Штокфиш – помпадурша, которой тоже хотелось задержаться во власти. Немецкие имена и фамилии женщин – сатирический взгляд автора на эпоху немецкого фаворитизма. «Сказание о шести градоначальницах» – это сатира на царствование коронованных особ. Глава «Известие о Двоекурове» содержит в себе намек на Александра I.

  • Слайд 9

    Семен Константинович Двоекуров – преобразователь в городе глуповцев, реформатор и просветитель. Он хоть что-то делает для народа, даже хотел открыть Академию наук, но не успел довести нововведение до конца.

  • Слайд 10

    Петр Петрович Фердыщенко (пародия на Алексея Михайловича Романова)– трусливый, слабохарактерный, любвеобильный политический деятель, при котором в Глупове 6 лет был порядок, но потом он влюбился в замужнюю женщину Алену и сослал ее мужа в Сибирь. Женщина досталась ему , но судьба обрушила на глуповцев засуху, и люди начали погибать от голода. Случился бунт (имеется в виду соляной бунт 1648 года), в результате которого погибла любовница правителя. Тогда градоначальник пожаловался в столицу и оттуда ему прислали солдат. Восстание подавили, а он нашел себе новую пассию, из-за которой опять произошли бедствия,а именно пожары. Но и с ними справились, а правитель, отправившись в путешествие по Глупову, умер от переедания. Из этого следует вывод, что герой не умел сдерживать свои желания и вскоре потерпел падение, стал их безвольной жертвой.

  • Слайд 11

    Феофилакт Иринархович Беневоленский (пародия на Александра Первого) – друг Сперанского (знаменитого реформатора) по университету, его занятием было сочинение законов, а затем бессмысленное разбрасывание их же по городу. Любил казаться умным и пускать пыль в глаза, но ничего полезного не сделал. Был уволен за государственную измену.

  • Слайд 12

    Дементий Варламович Брудастый – замкнутый, угрюмый, молчаливый обладатель головы с органчиком, который произносит две основные фразы, характеризующие его как человека: «Не потерплю!» и «Разорю!». Его голова в дороге приходит в неисправное состояние, а в дальнейшем ее не смогли починить, поэтому послали за новой в Петербург, но так как исправная так и не дошла до заказчика, ему приходилось часто ходить без нее вовсе. Является прообразом Ивана Грозного.

  • Слайд 13

    Описаниегорода.

    О нахождении Глупова в далекой провинции говорит дорога, в которой портится голова Брудастого (глава "Органчик"). Это небольшой населенный пункт, уезд, ведь двух самозванцев приезжают забирать из губернии, то есть городок является малой ее частью. В нем нет даже академии, но преобразованиями Двоекурова процветает медоварение и пивоварение. Глупов делится на «слободы» («Пушкарская слобода, за ней слободы Болотная и Негодница»). По вине одного из правителей случалась засуха, из-за этого глуповцы даже готовы были пойти на бунт, так как сельское хозяйство процветало, и это было их занятием. Угрюм-Бурчеев воевал с рекой, из чего мы делаем вывод, что уезд находится на берегу, в холмистой местности, так как градоначальник уводит народ в поисках равнины. Главным местом в данном регионе является колокольня: с нее сбрасывают неугодных граждан.

  • Слайд 14

    Таким образом,особенность повествованию предает совмещение вымышленного и реального миров, где переплетаются фантастический гротеск и публицистический накал актуальных и реальных проблем. Так М. Е. Салтыков - Щедрин описывает необычные и невероятные происшествия, подчеркивает абсурдность изображаемой реальности. Тургенев, рецензируя произведение, восхищался «серьезным и глубоким юмором» сатирика и делал вывод, что писатель «знает свою родную страну лучше кого бы то ни было».

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке