Содержание
-
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Древнерусская литература
три основных этапа I. Литература Киевской Руси (XI–первая половина XIII веков). Ее возникновение связано с появлением первых церковно-служебных и историко-повествовательных произведений. Темы литературы этого периода — история возникновения Руси, борьба с внешними врагами чувство патриотизма, утверждала историческое и политическое единство народа и единство рода древнерусских князей, обличала княжеские распри.
-
Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII–первая половина XV веков). Основная тема литературы – национально-патриотическая. Создаваемые в это время произведения несут в себе трагический отпечаток, отличаются лирической приподнятостью. Большое значение приобретают идеи сильной княжеской власти, образования русской народности и формирования Русского централизованного государства. В XIV–XV веках в литературе начинает проявляться интерес к психологии отдельного человека, к его духовному миру
-
Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI–XVII века). Усиливается официальный характер литературы, ее отличительной чертой становится пышность и торжественность процесс преобразования средневековой литературы в литературу нового времени. Возникают новые, чисто литературные, свободные от церковного влияния жанры, идет процесс демократизации литературы, значительно расширяется ее тематика.
-
-
ИЕРАРХИЯ ЖАНРОВ
-
ЖИТИЕ СВЯТЫХ - жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых
Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости. Агиогра́фия
-
Цель – поведать миру о жизни и подвигах святого, прославить
3 части: 1. Вступление(от лица «автора») 2. Собственно житие(указание на происхождение святого, детство героя, отказ от брака, покидает родительский дом(монах ведет борьбу с искушениями), основывает монастырь, кончина, чудеса) 3. Заключительная часть – похвала святому
-
Особености:
1. Описание жизни святого( подвижничество) 2. Нравоучительный характер 3. Чудеса святого 4. Составитель житий «Чтение о житие и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского» - XII и XIII вв. Епифаний Премудрый – «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского» - в XVI веке МУЧЕНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ
-
Древнерусское красноречиеПоучения
Поучение-это произведение, в котором излагались правила жизни, которые автор хотел донести до читателя. Поучение принадлежит к дидактическому красноречию. Его цель-наставление (назидание), информация, полемика. Особенности: Невелико по объему Часто лишено риторических украшений Писалось или произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке
-
Одни поучения на тему «казней Божьих», где любое бедствие засуха или наводнение, эпидемия или вражеское нашествие расценивается как Божественное возмездие за грехи. Другие темы поучений и «бесед» адресованы монахам и содержат ряд правил, которым должен следовать инок: соблюдать пост, отличаться кротостью нрава, совершать молитвенный подвиг, чаще прибегать к покаянию и причастию. «Слово о законе и благодати»(митрополит Илларион): религиозная дидактическая литература(вступление, основная часть, повествование) «Поучение Владимира Мономаха» - памятник светской «учительной» литературы
-
Летопись
Летопись (или летописание)-это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето…»(то есть «в году…»), отсюда название-летопись. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва.
-
Формы летописного повествования: Погодные записи – указание на факты Летописные сказания: устное происхождение текстов, рассказы о ранней истории Летописный рассказ- развернутое повествование об историческом событии Летописная повесть- рассказ о смерти князя и прославление его деяний Документы из архивов Особенности летописи: Провозглашают в качестве основных идей утверждение независимости Руси Превосходства христианства над язычеством Неотделимость русской истории от всеобщей Призыв к единству действий в борьбе с врагами Духовное единение русского общества
-
Повесть временных лет( 1113…_-)состоит из: Недатированного «введения» Годовых статей разного объема, содержания и происхождения Характер статей: Краткие фактографические заметки о том или ином событии Самостоятельные новеллы Части единого повествования разнесенные по разным годам «Годовых» статей сложного состава Статьи и присоединенные к ней сообщения о событиях, имевших место в данном календарном году.
-
Хождения - путешествия, описания паломничества к "святым местам"
жанр средневековойрусской литературы, форма путевых записок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. ПАЛЕСТИНА КОНСТАНТИНОПОЛЬ ХОЖДЕНИЕ ИГУМЕНА ДАНИИЛА — самый ранний из известных образцов жанра «Хожение за три моря» Афанасия Никитина, описавшего впечатления от похода на восток с торговыми целями.
-
ВЫВОДЫ( особенности древнерусской литературы)
Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине. Главная тема древнерусской литературы — мировая история и смысл человеческой жизни. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.
-
Историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту. Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда установить, что и как следует изображать. Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. В это время литература и фольклор были тесно связаны.
-
В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII–XX веков.
-
начала XVIII до начала XIX века
просветительский характер, основываясь на культе разума КЛАССИЦИЗМ М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов, А. Д. Кантемир писатели- классицисты выступали за развитие образования и просвещения, науки и культуры
-
Творческий метод
идея изначальной разумности и доброты человека, чье развитие зависит лишь от хорошего или дурного воспитания. Художественная область - образцы античного (Древняя Греция и Древний Рим), "классического" искусства
-
Эстетическая система классицизма
"чистота жанра" и стиля (т.е. строгое разделение жанров на "высокие" — ода, поэма, трагедия, и "низкие" — сатира, басня, комедия); - соблюдение "трех единств" (места, времени и действия) в драматургии и др.; - поэзия должна отличаться строгостью и ясностью мысли, стройностью композиции, чистотой речи.
-
ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность - интенсивный процесс "обмирщения" (то есть замена литературы религиозной литературой светской - 1689-1725 года) - предпосылки возникновения классицизма. 2 период: 1730-1750 года - эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
-
3 период: 1760-1770 года - дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. 4 период: последняя четверть века - начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций
-
ОСОБЕННОСТИ
Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону, принцип «подражания природе», который подразумевает строгое соблюдение правил, почерпнутых изантичной эстетики ( Гораций, Аристотель ). Чёткое разделение героев на положительных и отрицательных, имеют говорящие имена Поддержание принципа трёх единств (единство времени, единство места, единство действия)
-
В основу эстетики положены принципы рационализма ( взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворённое, разумно организованное, логически построенное ). Образы в классицизме лишены индивидуальных черт
-
Русский классицизм
Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев На первое место выходит лирический жанр Cильная связь с современной действительностью
-
Жанрово-стилевая система русского классицизма
1. Стихосложение (Сумароков, Тредьяковскийи др.) Разработка силлабо-тонического стихосложения 2. стиль – теория трех «штилей» (Ломоносов): высокий, средний, низкий 3. Жанры - регламентация жанров- принадлежность жанра к какому-то стилю(+языковые средства) Теоретическя база трех реформ:
-
Стили классицизма
Задание
-
Высокий стиль классицизма.
Жанры: ода, трагедия, эпопея, ораторская речь. Герои: историческое лицо, мифологический герой или вымышленный высокопоставленный персонаж-как правило, властитель. События: в высоких жанрах человек представлен как существо духовное и общественное, в бытийном аспекте своего существования, наедине и наряду с вечными вопросами бытия. Стилистические нормы: торжественный величавый язык. Высокий стиль предполагает использование славяно-российских слов и допускает включение церковнославянизмов, не утративших своей семантической актуальности. Выразительные средства: аллегория, гипербола, ирония, метафора, олицетворение, восклицание, обращение, эпитет. Текст: Трагедия:Пьер Корнель «Сид»
-
Средний стиль классицизма.
Жанры: прозаические, театральные пьесы, стихотворные послания, элегии, эклог, научная и художественная проза, стихотворная сатира. Герои: известные и обычные люди. События: основные тенденции городской поэзии. Писатели стремились донести до читателя важность исполнения людьми своих обязанностей перед обществом, необходимость воспитания человека гражданина. Стилистические нормы: формируются на основе славяно-российской лексики, но допускает включение «речений славянских в высоком стиле употребительных, однако с великой осторожностью, чтобы слог не казался надутым» и «низких слов, однако остерегаться, чтобы не опуститься в подлость» Выразительные средства: антитеза, гипербола, ирония, метонимия, сарказм, риторический вопрос, обращение, описание, эпитет. Текст:
-
Низкий стиль классицизма.
Жанры: сатира, комедия, басня, песни, эпистолярная и повествовательная бытовая проза, эпиграммы. Герои: средне сословный человек. События: изображается бытовая материальная реальность, и частный человек предстает в социальных связях. Стилистические нормы: основан на исконно русской лексике, из него вообще исключаются церковнославянизмы, но допустимо употребление слов, общих для церковнославянского и русского языков; допускается и использование «простонародных низких слов». Выразительные средства: антитеза, гипербола, ирония, олицетворение, сарказм, сравнение, эпитет, просторечные элементы, диалектизмы, жаргонизмы. Текст: Пьеса: В.В. Капнист «Ябеда»
-
ЛОМОНОСОВМИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711 — 1765)
-
Труды Ломоносова в области языка и литературы
Учение о «трёх штилях» в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757): в «российском» языке есть три рода «речений» РЕФОРМА РУССКОГО ЯЗЫКА СИСТЕМА РУССКОГО СТИХОСЛОЖЕНИЯ в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.
-
Поэтическая деятельность Ломоносова
1. победы русских над врагами («Ода на взятие Хотина», посвященная взятию турецкой крепости Хотин в 1739 г.) 2. религиозные и научные темы («Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния»: В образной, поэтической форме Ломоносов даёт в «Утреннем размышлении» научное описание физического строения солнца, а в «Вечернем размышлении» — свою теорию происхождения северного сияния ОДА Гражданин-патриот Служение(польза ) обществу, народу трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
-
3. отношение Ломоносова к поэзии и понимание им задач поэта («Разговор с Анакреоном»). 4. Посвящение императрице Елизавете и ко дню празднования ее восшествия на престол (25 ноября) - Ода «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» 1747 г. !!! – единство формы и содержания
-
-
ТЕМАТИКА ОД
Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ее уточняет и дополняет тема народа русского. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.
-
Значение Ломоносова в истории литературы
1. Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. 2. Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века. 3. Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.
-
СУМАРОКОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (1717—1777)
ДРАМАТУРГ ПОЭТ его классицизм носил узкодворянский сословный характер, в отличие от общегосударственного и общенационального характера классицизма Ломоносова дворянин - о необходимости общественного служения отечеству, идеальные представления о дворянской чести и добродетели СУМАРОКОВ становится идеологом дворянского сословия, идеологом нового дворянства, рожденного петровским временем.
-
основоположник драматургии русского классицизма.
девять трагедий: Шесть — с 1747 по 1758 г.: «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748) «Синав и Трувор» (1750) «Артистона» (1750), «Семира» (1751), «Ярополк и Демиза» (1758). после десятилетнего перерыва, еще три: «Вышеслав» (1768), «Дмитрий Самозванец» (1771) «Мстислав» (1774). опыт французских драматургов XVII-XVIII вв. — Корнеля, Расина, Вольтера.
-
Особенности трагедий
исторический сюжет - отечественная тематика. легендарный или полулегендарный характер воспроизведение колорита эпохи политическая дидактика- как убежденный монархист, автор тирании противопоставляет только просвещенный абсолютизм школа гражданских добродетелей монархического государства - нравственные ценности. Рождается коллизия долга и страсти. Долг повелевает героям неукоснительно выполнять их гражданские обязанности, страсти — любовь, подозрительность, ревность, деспотические наклонности — препятствуют их осуществлению.
-
«Дмитрий Самозванец» - первая тираноборческая трагедия в России
правитель, убежденный в своем праве быть деспотом и абсолютно неспособного к раскаянию Просветительская идея о праве народа на свержение монарха-тирана – открытое выступление воинов Исторические события герой сумароковских трагедий — правитель, поддавшийся какой-либо пагубной страсти — подозрительности, честолюбию, ревности — и в силу этого причиняющий страдания своим подданным.
-
Вывод
Произведения Сумарокова значительно расширили жанровый состав русской классицистической литературы. «...Первый он из россиян, — писал Н. И. Новиков, — начал писать трагедии по всем правилам театрального искусства, но столько успел в оных, что заслужил название северного Расина».
-
Гаврила Романович Державин (1742 – 1816) – русский поэт и государственный деятель.
1.тяготение к синтетическим жанровым структурам, 2. контрастность и конкретность поэтического образного мышления, 3.сближение категорий исторического события и обстоятельств частной жизни в тесной связи между биографическими фактами жизни поэта и его текстами, которые он считает нужным комментировать сообщениями о конкретных обстоятельствах их возникновения и сведениями об упомянутых в них людях универсальные эстетические основы Русской поэзии Ода ! сатира
-
Одо-сатирическиймирообраз в торжественной оде «Фелица»
два плана: план автора и план героя, связанные между собою сюжетным мотивом поиска «розы без шипов» — добродетели, «Слабый», «развратный», «раб прихотей» мурза, от имени которого написана ода, обращается к добродетельной «богоподобной царевне» с просьбой о помощи в поисках «розы без шипов» новизна содержательного и стилевого планов 1. абсолютная новизна содержательного и стилевого планов. Державин обратился к Екатерине II не прямо, а косвенно — через ее литературную личность, воспользовавшись для оды сюжетом сказки, которую Екатерина написала для своего маленького внука Александра - возможность избежать протокольно-одического, возвышенного тона обращения к высочайшей особе этические установки старших жанров — сатиры и оды, соединившихся в единую картину мира
-
Вывод
«Фелица» Державина лирическое стихотворение, окончательно расставшееся с ораторской природой высокой торжественной оды и лишь частично пользующееся некоторыми способами сатирического миромоделирования. Становление синтетического поэтического жанра, относящегося к области чистой лирики — следует признать основным итогом творчества Державина 1779—1783 гг
-
«Вельможа» (1794), «Приглашение к обеду» (1795), «Памятник» (1796), «Храповицкому» (1797), «Русские девушки» (1799), «Снегирь» (1800), «Лебедь» (1804), Стремление соединить государственную политику и частную жизнь человека с ее повседневными интересами и заботами. Красота и искусство Национальная тематика народнопоэтические мотивы и приемы
-
ВЫВОД
русский классицистический конфликт, сохранив ситуацию выбора между разумной и неразумной страстью как внешний сюжетный рисунок, целиком осуществился как социально-политический по своей природе в русском классицизме литературная теория опередила литературную практику. Нормативные акты русского классицизма — реформа стихосложения, реформа стиля и регламентация жанровой системы — были осуществлены между серединой 1730 и концом 1740-х гг.
-
Сентиментализм как литературный метод
НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ сенсуализм Локка предлагает новую модель процесса познания: ощущение — эмоция — мысль ЕВРОПА-КОНФЛИКТ человека чувствительного и частного Высшей духовной способностью человека, органично включающей его в жизнь природы и определяющей уровень социальных связей, стала осознаваться высокая эмоциональная культура, жизнь сердца
-
Философско-эстетические принципысентименталистского художественного сознания
Руссоизм как определяющий источник сентименталистского мировосприятия. Оппозиция «природное – социальное» и ее частные производные («деревня – город», «истинное – ложное» и др.). Концепция «естественного» человека. Идея природного равенства людей. Представление о врожденной доброте человека и принцип искренности.
-
-
Русский сентиментализм
Идейно-эстетическая направленность Обращение к европейской традиции( Руссо: «Человек живет только своими чувствами» Дидактизм - воздействие на чувства читателя (воспитание) Изображение чувствований, характеров и ситуаций, раскрывающих чувства – внутренний мир человека 18 век – Европейские традиции Радищев Жуковский Карамзин Культ чувства, прославление чувств – создание идиллической картины действительности; культ природы; раскрытие богатства духовного мира простолюдина Языковые средства воздействуют на чувства и воспитывают душу
-
Главное – чистота пафос Изображается естественные чувства идеал Добродетель как природное свойство человека; Человек –добрый, отзывчивый, тонко чувствующий мир природы Творчество Карамзина Николая Михайловича (1766- 1826)
-
Проза. Разные типы сюжетной организации: фабульный – событийный (сентиментальные повести Карамзина) и бесфабульный – психологический («Дневник одной недели» А. Радищева, «Деревня» Карамзина). Особенности повествования: формы, соотношение субъективного и объективного («Дневник одной недели» Радищева, «Письма русского путешественника» Карамзина). Полифункциональностьавтора-рассказчика и разные формы проявления авторского «я» («Письма русского путешественника»). Эмоциональная оценка явлений автором и героями и способы ее выражения («Дневник одной недели» Радищева, «Бедная Лиза» Карамзина). Специфика изображения «естественного» человека и человека цивилизованного: мир чувств, поступки, судьба («Бедная Лиза»). Психологизацияпейзажа.
-
РОМАНТИЗМROMANTIGUE –НЕЧТО ТАИНСТВЕННО, СТРАННОЕ, НЕРЕАЛЬНОЕ
-
ШКОЛЫ (ТЕЧЕНИЯ)
Синтетический ( Пушкин: достижения поэзии Жуковского, Батюшкова, декабристрв) Лермонтов ( поэзия декабристов, бунтарское начало поэзии Байрона)
-
Направленность Писатели отвергают повседневность. Изображение земного несовершенства. Интерес к истории, фольклору своего народа. Принцип историзма Повышенный интерес к истории , героическому прошлому как воплощение мечты романтического героя; противопоставление старины жесткой действительности с ее меркантильностью
-
2. Противопоставление действительности и мечты. Мир – временное жилище человека, который стремиться к божественному , вечному миру и гармонии. Двоемирие- изображение двойственности бытия, т.е. переплетение реалий бытового мира и элементов фантастического мира(потустороннего , иррационального)
-
герои 3. На первый план выступает личность поэта, его переживания. Сильные характеры в исключительных обстоятельствах, одностороннее изображение человек как исключительного человека(гений, бунтарь и всегда одинокий). Он отвергает окружающий мир –пошлость. Разочарован в любви, дружбе… Он судит мир в аспекте дисгармонии между добром и злом. Изображение конфликта героя с окружающим миром в форме бунта или протеста (Лермонтов) идеал Утверждение свободы, борьбы.. Идеал за пределами реальной жизни Тональность повествования Субъективное использование человека и окружающего мира. В образе героя отображается характер автора
-
Особенности языка Экспрессивные синтаксические средства, использование устаревших слов, повышенный интерес к тропам Жанровая ориентация Элегия – лирический жанр, печальное стихотворение, выражающее мировоззрение поэта. Основной мотив – задумчивая грусть. Устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастная любовь, одиночество, бренность Земного бытия,
-
Баллада – лироэпическое произведение на исторический, мифологический или героический сюжет. Жанровые особенности: наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка) эмоции автора и чувства героев сочетание реального с фантастическим романтический (необычный) пейзаж мотив тайны сюжет может заменяться диалогом лаконичность сочетание лирического и эпического начал
-
Творческие поиски Василия Андреевича Жуковского(1783-1851)
Романтизм Жуковского - мир мечты и поэзии «Муза Жуковского дала русской поэзии душу и сердце». «… Колумб русского романтизма…» Славная трагическая судьба: 1812…; лучший поэт России, «Муза Жуковского дала русской поэзии душу и сердце». Тема творчества: трагедийности человеческого существования, одиночества человека, неизбежности для него страданий в несовершенном земном мире: «Для одиноких мир сей скучен, а в нем один скитаюсь..» Знаковое произведение «Сельское кладбище» было напечатано в «Вестнике Европы», это вольный перевод элегии английского поэта-сентименталиста Томаса Грэя (1716-1771).
-
-
«Вечер» Пейзаж настроения Вечерний пейзаж выражает настроение, атмосфера грусти, светлой печали, нежные, незаметные переливы настроения. Пейзаж здесь играет условную роль, передает чувство, отражает состояние души лирического героя. В поэзии Жуковского впервые раскрылась глубина и сложность внутренней, сокровенной жизни личности, одухотворенная красота чистого человеческого чувства. Жуковский настойчиво противопоставлял внешнему миру с его злом и несправедливостью светлый мир человеческой души как единственный источник счастья. «Счастье в нас самих» – это любимая идея Жуковского.
-
Баллада –народная песня средних веков, произведение по преимуществу романтическое. По своему происхождению баллада восходит к средневековой песне-сказке Тема баллады — тема судьбы Сюжет баллады романтический: Людмила, главная героиня, ропщет на судьбу, которая разлучила её с любимым, хочет умереть; мольба ее была услышана Небом — появляется мертвый жених и забирает невесту в могилу. Героиня «Светланы» послушна провиденью и не ропщет на свою судьбу, за что Небеса вознаградили девушку: ее жених возвращается живым и по-прежнему ее любящим. Психологизм!!!
-
Вот баллады толк моей: “Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье – лживый сон; Счастье – пробужденье.” Религиозно-дидактическая окраска: Страшный сон отнюдь не поэтическая шутка, не пародия на романтические ужасы. Поэт напоминает читателю, что его жизнь на земле кратковременна, а настоящее и вечное в загробном мире. В этих словах отражено и религиозное сознание Жуковского, и его глубокий оптимизм, в основе которого – сильное желание добра и радости для человека.
-
Творческий и жизненный путь Пушкина Александра Сергеевича (1799 – 1837) 1) 1813 г. — май 1817 г. — лицейский период; 2) июнь 1817 г. — начало мая 1820 г. — петербургский период; 3) май 1820 г. — август 1824 г. — период южной ссылки; 4) август, 1824 г. — сентябрь 1826 г. — период ссылки в Михайловское; 5) сентябрь 1826 г. — начало сентября 1830 г. — творчество второй половины 1820-х гг., до начала Болдинской осени; 6) сентябрь — ноябрь 1830 г. — Болдинская осень; 7) 1831 г. — 1836 г. — творчество 1830-х гг. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
-
МОТИВЫ ЛИРИКИ «ВОЛЬНОСТЬ», «Деревня», «Дельвигу», «Чаадаеву», «К морю», «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети», «Пророк», «Поэт», Поэт и толпа», ««Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» , «Телега жизни», «Анчар» , «Сцена из Фауста» , «О нет, мне жизнь не надоела...», «Элегия», «К Чаадаеву», «И вновь я посетил…» «Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило...», «К морю», «Зимнее утро», «Осень», «К Морфею», «Желание», «Редеет облаков летучая гряда»,«Ночь», «Я помню чудное мгновенье...» «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Я вас любил...» (1829), «На холмах Грузии...» (1829), «Что в имени тебе моем-?..» (1830), «Прощание» (1830).
-
Творчество А. С. Пушкина, многообразное по темам и жанрам, является совершенным отражением одного из величайших этапов русской истории.
-
Реализм как система
Ранний реализм (1805-1839) характерно многообразие жанров Басни И. Крылова, «Горе от ума» Грибоедова, поэмы Пушкина, проза Пушкина Натуралистическая школа (1830-н. 1850 гг) физиологические очерки и натуралистические рассказы Н.Гоголь, В. Белинский, «Севастопольские рассказы» Л, Толстого Школа русского романа(1856-1880) Романы Л.Толстого , Ф. Достоевского, И. Гончарова, И. Тургенева Школа малых форм (1881- 1904)художественная практика рассказов, новелл, повестей, очерков Художественное творчество А. Чехова, Короленко, Б. Успенского, Н. Лескова)
-
-
Идейно-стилистические основы
направленность Изображение действительности в формах, адекватных самой действительности. Изображение человека с точки зрения исторической действительности, влияние на человека общества, обстоятельств: изображение человека в причинной зависимости от окружающей действительности и от его собственного внутреннего мира. герои Изображение типического героя в типических обстоятельствах, всестороннее изображение героя, раскрытие его разнообразных связей с реальным бытием: конфликты с миром, драматические столкновения с реальной действительностью.
-
Принципы историзма Жизнь человека и общества показа в развитии, в движении ( в духе исторической эпохи) Идеал Поиски идеала в окружающей жизни: стремление отразить связь человека и среды; герой стремится найти свое место … Тональность повествования Объективное изображение человека и окружающего мира. «Отделение» личности автора от героя. Особенности языка Используются все стили языка, все многообразие образных средств, разные типы художественной речи Жанровая ориентация Общая ориентация на эпос(прозу), обращение к универсальным образам прошлого ( к мифологии, фольклору, христианским легендам)
-
Пейзажная лирика XIX века
Реалистическая пейзажная лирика представляет реальное природное окружение лирического героя. Лиризм раскрывает переживания, затрагивающие обычную(обыденную жизнь) Русская пейзажная лирика От изображения фона до изображения национального русского пейзажа Основоположники: А. Пушкин , М. Лермонтов
-
-
Сезонная дифференциация русской пейзажной лирик
зима лето Зимний пейзаж концентрирует в себе характерные особенности русского понимания природы . В зимних пейзажах подчеркивается сказочность русской зимы, ее волшебные чары, волшебное преображение природы. Зимний пейзаж имеет романтический характер, связан с ожиданием Рождества, Нового года, Святок Летний пейзаж богат описанием утренних и вечерних зорь, лунных ночей. Преобладают мотивы творения природного мира_ мотивы жатвы, пахоты ит.д. Новаторство Лермонтова: природный фон. На котором разворачиваются лирические переживания, через которые выражается ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ,
-
Весна Осень Воспринимается как пора обновления, новых надежд, поэтому пейзажи переполнены весенней жизненней силой, верой в будущее. Лирический герой предстает лишь маленькой частичкой огромного природного Космоса(ТЮТЧЕВ). Весна персонифицируется в женском образе. Переменчивая осень – самые различные настроения лирических героев. Образ умирающей красоты и умиротворяющей прелести. Философичность осененного пейзажа. ЗАДАНИЕ
-
Эстетические разновидности русского пейзажа
ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ Пейзаж идеальной природы, который выражает переживание счастья и гармонии мира лирического героя. М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» Бурный пейзаж Праздничный пейзаж, в котором элементы «сдвинуты» из своего обычного состояния. А. Пушкин «Бесы», «Зимний вечер» УНЫЛЫЙ ПЕЙЗАЖ Образ унылой, грустной земли. Пейзаж может быть окрашен в мутные , сумрачные, темные тона. Ему свойствена удаленность от солнца(дождь, грязь…). Тексты поэтов социально-демократического направления.
-
Алгоритм анализа
Какие впечатления производит стихотворение Какое настроение оно передает Выделите ключевые слова стихотворения В каких фразах передано настроение Какими способами создаются образы(тропы, литературные фигуры, ритмическо-мелодическая организация стихов)
-
Стихотворения в прозе и.тургенева(1818–1883)
(1878–1882) личный дневник писателя
-
Цикл состоит из лирических миниатюр, тематика которых воспроизводит главные темы тургеневских произведений прошлых лет, представляют собой ответвление крупных произведений писателя Мотивы и образы “Записок охотника” узнаются в стихотворениях “Деревня”, “Два богача”, “Щи”, “Христос”, “Сфинкс”, рассказывающих о духовном богатстве, непостижимой душевной глубине и загадочности русского крестьянского характера. Знакомая по “любовным” повестям и романам тема разрушительной чувственной и просветляющей жертвенной любви присутствует в стихотворениях “Роза”, “Как хороши, как свежи были розы…”, “Стой!”, “Воробей”, “Памяти Ю. П. Вревской”. Историческая линия романов прослеживается в стихотворениях, посвященных сложным взаимоотношениям народа и интеллигенции, судьбе и дальнейшим путям развития России: “Чернорабочий и белоручка”, “Порог”, “Русский язык”. Мотивы “таинственных” повестей (ирреальные образы “иного мира”, поэтика сновидения и т. д.) “Разговор”, “Старуха”, “Собака”, “Конец света”, “Черепа”, “Насекомое” и д ПОЭТИКА РОМАНТИЗМА ПРЕДВЕСТНИК СТИЛЯ МОДЕРН
-
ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ Н. В. Гоголя (1809–1852)
-
«Вечера на хуторе близ Диканьки»(1831–1832). Структура и композиция цикла. Образы рассказчиков
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА романтический историзм интерес к народной поэзии и народной культуре, национальному характеру, языку ( литературная ситуация эпохи) ТопосДиканьки- пасечник Рудый Панько Романтическая традиция- особый способ циклизации рассказов: истории, рассказываемые вечерами разными рассказчиками, объединялись общей повествовательной рамкой, устанавливавшей определенное единство между явлениями по виду разнородными Гоголь уже внутри каждого текста постоянно балансирует на понятиях страшного и смешного
-
четыре композиционных пары:
1) два рассказа дьячка (“Пропавшая грамота” и “Заколдованное место”), имеющие форму народного, “комически-смешного, а не страшного анекдота”, где “демоническое приняло вид мелкой чертовщины”; 2) две любовные новеллы (“Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством”), где более серьезно рассказывается “о состязании светлых сил с демоническими”; 3) две сказки-трагедии, близкие романтике Л. Тика, в которых гибнут все, кто попытался спорить с демонами (“Вечер накануне Ивана Купала” и “Страшная месть”); 4) две повести, находящиеся вне демонологии (“Иван Федорович Шпонька и его тетушка”) или почти вне ее (“Сорочинская ярмарка”).
-
от романтизма к реалистическим принципам натуральной школы( «Записки охотника» И. Тургенева
Идея правового равенства всех людей независимо от их происхождения и степени богатства. Духовная культура крестьян По жанру- серия физиологических очерков
-
«Записки охотника» — книга о народе и его огромных возможностях — является повествованием о несбывшихся надеждах, загубленных силах два мира — мир крестьянский и «общество» помещиков Главный пафос этого цикла — изображение задавленных крепостничеством народных сил, безграничной талантливости, нравственной и духовной красоты народа. Хорь и Калиныч Ермолай и мельничиха Малиновая вода Бежинлуг Касьян с Красивой мечи Бурмистр Бирюк Певцы Свидание Гамлет Щигровскогоуезда 25 Социальные типажи русского народа
-
И. А. Гончаров (1812–1891) – представитель русской прозы 1840-х годов
МАГИСТРАЛЬНАЯ линия художественных экспериментов в русской прозе 1840-х годов: проблема типического в литературе соотношение в литературном характере «общего и особенного», исторически закономерного и случайного упорядочение и художественная классификации «типов» и создание на этой основе объективной картины действительности, равной по достоверности «научной»
-
Основной приметой литературы становится исследование не столько индивидуально-конкретных, неповторимо-личностных качеств человека, сколько “типовых”, стандартных свойств характера, отвечающих усредненным, обусловленным приличиями сословного и должностного круга общения поведенческим стереотипам. перерождения живой человеческой индивидуальности в безликий “социальный тип” антитеза героя – “идеалиста” и героя – “практика” Организованная система образов всех романов
-
Трилогия («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») «Сквозная тема»– Россия на переломе двух эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной. Во всех трех романах Гончаров изображает смену исторических эпох как процесс принципиально неоднозначный, в котором духовные обретения неизбежно влекут за собой и духовные потери, и наоборот. В каждом укладе Гончаров видит свои плюсы и минусы, всецело не связывая ни с одной из сторон исторического противоборства авторский идеал “нового человека”.
-
идеалисты
-
СОН ОБЛОМОВА(патриархальная идиллия)
-
Герой не выдерживает испытания временем. Он никак не может “повзрослеть”, так как “задержался” в развитии. Черпая все нормы из памяти о своем культурном детстве из мира Обломовки, привыкнув ко всему готовому, герой не в состоянии жить собственным умом, следить за изменяющейся жизнью, и, соответственно, не корректируются его идеалы. Обломов представляет позднюю вариацию типа “лишнего человека” в русской литературе, а мотив преждевременного угасания, “старческого детства”, частый в монологах героя, его склонность к мучительной рефлексии, парализующей волю память Испытание любовью к Ольге Ильинской
-
ОБЛОМОВ (семантика архаического корня)
-
КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Л. Н. Толстой (1828–1910)
ОБЩЕСТВЕЕНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ ПУБЛИЦИСТ
-
«Детство», «Отрочество», «Юность»(1852-1856): ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ
ТЕМА - ВОСПИТАНИЕ ДВОРЯНИНА ЭПОХИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА: внутренняя жизнь героя, возрастные особенности психологического состояния молодого человека НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ – автобиографический персонаж опыт самонаблюдения и самоанализа "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?" поток жизни:особенностидетского восприяти
-
Бесплодная пустыня - отрочество Мучительный разлад с окружающими и дисгармонию внутреннего мира «Тысячи новых, неясных мыслей» привели к перевороту в сознании Николеньки, почувствовавшего сложность окружающей жизни и свое одиночество в ней. Восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться". ЮНОСТЬ Тип ищущего героя, стремящегося к самосовершенствованию:найтисвой путь, обрести истину. Все пережитое в юности воспринимается героем как важнейший для него нравственный урок. дружба, общение с людьми иного социального круга
-
Психологизм Л.ТОЛСТОГО
Психологический анализ психический процесс( его формы, его законы) «Диалектика души»- художественное изображение движущихся, развивающихся событий и «текучих», сложных, противоречивых, живых человеческих характеров. Автор «наводит микроскоп» на тайны человеческой души и схватывает изображением сам процесс зарождения и оформления чувства еще до того, как оно созрело и обрело завершенность.
-
«Война и мир»(1869 г.) - семейная хроника – роман -эпопея
Расцвет творческих и физических сил Принципы художественного изображения истории: судьба народа через судьбы конкретных людей Историко-философскую концепция
-
Философский и нравственный смысл индивидуальные и родовые черты Семья в понимании писателя – маленькое подобие того "Mipa", частью которого является человек. Нравственные испытания
-
Толстой – духовный лидер и выразителем многих ведущих тенденций своей эпохи
Реализм «Диалектика души» Психологизм Идея самоусовершенствования Чистота нравственного чувства Патриархальное крестьянство, община, Идейный перелом, поиски новой религии, аскетизм
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.