Презентация на тему "История создания романа «Тихий Дон»"

Включить эффекты
1 из 15
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
7 оценок

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "История создания романа "Тихий Дон" рассказывает о первой мысли создания романа Михаила Александровича Шолохова, начале создания романа, возникших трудностях, идеи революции донского казачества, собирании романа и передаче правды через роман.

Краткое содержание

  1. Первые мысли о создании романа
  2. Начало создания романа
  3. Трудности
  4. Идея революции донского казачества
  5. Название романа
  6. Собирание материала
  7. План романа
  8. Передача правды

Содержание

  • История создания романа «Тихий Дон»
    Слайд 1

    История создания романа «Тихий Дон»

  • Слайд 2

    Большой роман о народе и революции Шолохов задумал в середине 20-х гг. Желание создать роман о Доне, показать казачество в период драматических событий, предшествовавших революции 1917 г. возникло у писателя во время работы над донскими рассказами и с тех пор не покидало его. С этим желанием Шолохов вернулся на Дон, чтобы быть среди своих героев. В октябре 1925 г. он начал работу над романом, который получил название «Донщина». Работа давалась нелегко.

  • Слайд 3

    В беседе с корреспондентом газеты «Известия» Шолохов вспоминал о том, как начиналась работа над романом: «Начал я писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал я с участия казачества в походе Корнилова на Петроград... Донские казаки были в этом походе в составе третьего конного корпуса. Написал листов 5–6 печатных. Когда написал, почувствовал: что-то не то... Для читателя остается непонятным – почему казачество приняло участие в подавлении революции? Что это за казаки? Что за Область Войска Донского? Поэтому я бросил начатую работу. Стал думать о более широком романе».

  • Слайд 4

    В начале работы над романом Шолохов столкнулся с большими трудностями. Он сомневался, что справится с поставленной задачей, а также в том, что избрал верную дорогу. Приступив к работе над романом, писатель не подозревал, что его замысел выльется в эпическое повествование о народных судьбах в революции. Написав несколько глав, Шолохов на некоторое время отложил рукопись «Донщины». После того, как была закончена первая книга «Тихого Дона» и время действия романа коснулось событий в Петрограде, корниловщины, писатель вернулся к «Донщине» и включил во вторую книгу «Тихого Дона» куски первого варианта романа. Шолохов не мог ограничиться тем, с чего начал, – изображением похода Корнилова на Петроград, разгромом мятежа. Уже тогда свою задачу он видел в том, чтобы «показать казачество в революции».

  • Слайд 5

    Отложив работу над «Донщиной», Шолохов стал думать о более широком романе. Так, в процессе работы, писатель пришел к мысли проследить идейную революцию донского казачества, раскрыть причины осложнения его путей в трудное для России время. Он понимал, что без раскрытия исторически сложившихся условий жизни и быта народа, без объяснения причин, побудивших его значительную часть встать на сторону белогвардейцев, роман, начатый мятежом Корнилова, походом казачьих войск на Петроград, не разрешит проблему путей народа в революции. Для этого прежде всего нужно было раскрыть мир его жизни со всеми сложностями и противоречиями. Отодвигая повествование по времени, предшествующему империалистической войне, писатель стремился показать рост революционных настроений в среде его героев, размах народной борьбы за новую жизнь. Переход от одного замысла к другому привел к перемене названия романа – «Тихий Дон». Смысл, вложенный в это название, Шолохов стремился раскрыть всем образным строем повествования, как эпического полотна о судьбах русского народа в его борьбе за свободу. Писатель поставил цель создать сам образ «тихого Дона», показать жизнь народа и важные перемены в ней, вызванные революцией.

  • Слайд 6

    «Славный тихий Дон», «Ты наш батюшка, тихий Дон» – издавна называл эту реку русский народ, связавший с ней свою жизнь и воплотивший в песнях великую и нежную любовь к ней. В названии романа скрыт основной замысел писателя, сконцентрированный также в эпиграфах, заимствованных, как и название романа, из народного творчества. Жизнь и быт героев произведения воспринимаются писателем как конкретное выражение жизни и быта различных социальных слоев русского народа в период войны и революции. Наряду с этим, писатель поставил перед собой еще одну немаловажную задачу: проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914–1921 гг. Трагическая судьба главного героя – Григория Мелехова – неразрывно связана с эпической темой народных судеб в революции.

  • Слайд 7

    Замысел нового романа, по словам самого автора, полностью созрел в конце 1926 года. После этого Шолохов приступил к активному собиранию материала. Именно в это время писатель переехал в станицу Вешенскую и навсегда связал с ней свою творческую судьбу. Работа над романом требовала упорного и напряженного труда. Быт казачьего хутора был знаком писателю с детства. Знание и понимание этой жизни, быта, психологии народа, его обычаев и нравов, природы и труда – все это с детских лет было для Шолохова близким и родным. Вернувшись на свою родину, писатель навсегда поселился среди героев своих книг. Но, несмотря на то, что они были рядом, Шолохов совершил множество поездок по окрестным хуторам и станицам, записывая воспоминания участников и свидетелей Первой мировой войны и революции; рассказы стариков о жизни и быте казачества тех лет. Собирая и изучая казачий фольклор, писатель выезжал в архивы Москвы и Ростова, чтобы изучить газеты и журналы, познакомиться со старыми книгами по истории донского казачества, специальной военной литературой, воспоминаниями современников об империалистической и гражданской войнах.

  • Слайд 8

    После того как работа на «Донщиной» была отложена, Шолохов тщательно продумал план своего романа, и в дальнейшем менял только детали, хотя многое, по его словам, приходилось передумывать и переделывать много раз. Завершив первые три части произведения, писатель предложил их журналу «Октябрь» и приступил к созданию второй книги романа. В довольно короткий срок была завершена работа над пятой частью второй книги «Тихого Дона», охватившей драматические события революции и гражданской войны на Дону с конца 1917 г. до мая 1918 г.

  • Слайд 9

    В конце первой книги, изображая положение русских войск на фронтах империалистической войны, Шолохов стал вводить в повествование историко-хроникальные описания и публицистические характеристики, связанные с анализом и оценкой военных операций. Особенно часто писатель прибегал к ним во второй книге «Тихого Дона», наиболее насыщенной фактическим материалом. Именно в ней изображены февральский переворот, корниловский мятеж, развал фронтов империалистической войны, Октябрьская революция в Петрограде и на Дону и драматические события гражданской войны на юге России.

  • Слайд 10

    Отбирая и систематизируя материал для романа, Шолохов проделал огромную и сложную работу историка. Он прибегал к обильному использованию документов, подтверждая изображенные события и факты цитированием обращений, листо- вок, телеграмм, воззваний, писем, деклараций, постановлений и распоряжений. Некоторые главы романа целиком построены на этих документах. В процессе работы над структурой книги, автору приходилось перемежать множество событий, фактов, людей и вместе с тем не потерять в них основных героев. Только в первых двух частях романа писатель ввел более восьмидесяти персонажей, а к концу первой книги к ним прибавилось еще около семидесяти новых. Но лишь немногие из героев «Тихого Дона» введены в повествование родословными характеристиками. Одни из них раскрываются в определенных ситуациях, в динамике движения времени, другие появляются в отдельных эпизодах и сценах, третьи только названы, а многие остались безымянными.

  • Слайд 11

    С самого начала работы над «Тихим Доном» Шолохов опасался, что изображение быта донского казачества может заслонить мир жизни его героев. Но этого не случилось. Шолохов передал не только глубоко укоренившийся жизненный уклад, взаимоотношения многих людей изображаемой среды, переплетение жизненных судеб, становление характеров. С большим мастерством он также показал, что сами же люди вступают в конфликт с устоявшимися традициями. «Нерушимый порядок» жизни дает основательные трещины под на- пором больших человеческих чувств, стремления человека к счастью и свободе. Большие социальные события проходят через душу и сердце героев романа, вызывают у них раздумья о несправедливом устройстве жизни, вносят перемены в народное сознание.

  • Слайд 12

    Работая над финальными страницами «Тихого Дона», Шолохов стремился передать читателю всю правду. Писатель был не только свидетелем, но и реальным участником событий, нашедших отражение в финале романа. Он работал в продотряде и принимал активное участие в борьбе с бандами. Многим сценам, включенным в последнюю книгу, автор обязан личным впечатлениям. Однако этого ему было недостаточно. Шолохов считал своим долгом проверить свои юношеские впечатления, собрать жизненные факты на местах описываемых событий. Он неутомимо собирал заметки из газет тех лет, расспрашивал очевидцев событий, ездил по хуторам и станицам, где происходили эти события. И из всех накопленных фактов писатель выбирал те, которые позволяли ему в полной мере раскрыть сложную обстановку того времени.

  • Слайд 13

    Работа над первыми двумя томами «Тихого Дона» заняла у Шолохова около трех лет. Вышедшие в свет первые книги романа вызвали огромный интерес, как в нашей стране, так и за рубежом. «Тихий Дон» расценивался как новое яркое явление в литературе, а сам Шолохов – как большой художник. За короткое время роман обрел громадную читательскую аудиторию. Отзывы о первых книгах «Тихого Дона» не сходили со страниц газет и журналов. Над четвертой книгой Шолохов работал медленнее, откладывая сроки публикации, добиваясь художественной гармонии. Читатели переживали горе героев как свое собственное, присылали автору тысячи писем. Но печатание шестой части романа в журнале «Октябрь» задерживалось. Некоторые критики обвиняли Шолохова в искажении событий, называли отщепенцем.

  • Слайд 14

    Бросаясь из крайности в крайность, «Тихий Дон» называли то «величайшей эпопеей», казачьей «Войной и миром», то «эпопеей под вопросом». Вскоре в литературной среде родился и начал распространяться по редакциям и издательствам слух о том, что автором «Тихого Дона» является не Шолохов, а некий убитый в годы гражданской войны белый офицер, из полевой сумки которого Шолохов будто бы извлек рукопись и выдал ее за свою. Шолохову пришлось отложить рукопись, выехать в Ростов и вызвать комиссию для расследования клеветнических фактов.

  • Слайд 15

    Но, несмотря ни на что, «Тихий Дон» выдержал главное испытание – время. Его читали, читают и будут читать, восхищаясь сильными характерами героев, горячей и беззаветной любовью. Герои романа, как и сам автор, любят землю, земную жизнь, видят в ней единственный источник красоты, способны через любую, даже самую крайнюю жестокость, заметить луч света.

Посмотреть все слайды

Конспект

Урок литературного чтения.

Тема: "Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»".

(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение» )

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление;

- совершенствовать лексической стороны речи;

- вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная - эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,

- прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание

к художественному слову;

- воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите слушать сказки, поэтому приготовила вам

подарок. Сегодня у нас в гостях ученица 6 «А» класса Петрухо Полина. Она –

начинающий писатель. Её сказки и стихи опубликованы в детском журнале

«Колокольчик»

Полина читает свою сказку. ( Автор читает сказку «Осенняя сказка»)

- Где мы оказались, слушая сказку?

- Какая осень в этой сказке?

- Какое настроение было у сказки?

- Спросим у автора о том, почему она решила написать такую сказку?

-Мы благодарим Полину за подарок и ждём новых интересных сказок.

2. Подготовительная работа.

- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)

- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)

- Кто живёт в этом городе?

- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?

- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

( На слайдах появляются портреты поэтов, а дети называют их имена)

На следующем слайде остаются портреты А. Плещеева и К. Бальмонта

- Ребята, почему я оставила портреты этих поэтов? (Их стихи об осени похожи по настроению)

- Докажем это.

- Послушаем ещё раз эти замечательные стихи. ( Дети читают стихи А. Плещеева «Осень наступила» и К. Бальмонта «Поспевает брусника»)

Дети читают стихи наизусть.

Анализ чтения.

- Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)

- Кому из вас знакомо это имя? (Выслушиваются ответы детей)

- Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

- Но сначала – отдохнём.

Физпауза.

Рассказ учителя.

А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт,а, скорее, музыкант», - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

6. Краткая последующая беседа.

- О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

Чем дополните картину?

Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

- Что представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит «пропали»?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

- Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово «вон»?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

План:

Темп (медленный, средний, быстрый).

Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

Сила голоса.

Логическое ударение (выделение главного слова).

Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

- Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Что услышали?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? ( Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? ( Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Как они летят?

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

(Многоточие)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

- Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

- В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется « Осень в стихах». Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.

- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.

- Сейчас будут показаны картины, а вы должны подобрать строчки из стихотворения

« Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.

8. Итог урока.

- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

- К какой осени ближе стихотворение А. Фета: к осени в сказке Полины или к осени в стихах А. Плещеева и К. Бальмонта. Докажите.

- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.

2. Проиллюстрировать стихотворение

3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета

Урок литературного чтения.

Тема: "Люблю природу русскую. Осень.

А.Фет «Ласточки пропали»".

(2 класс. Учебник Л.Ф. Клемановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературоное чтение» )

Цели:

образовательная – познакомить детей со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали…»;

развивающая – развивать образное мышление;

- совершенствовать лексической стороны речи;

- вырабатывать навык сознательного, выразительного чтения;

воспитательная - эстетически воздействовать на чувственную сферу через слово,

- прививать интерес к наблюдениям за природой, внимание

к художественному слову;

- воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите слушать сказки, поэтому приготовила вам

подарок. Сегодня у нас в гостях ученица 6 «А» класса Петрухо Полина. Она –

начинающий писатель. Её сказки и стихи опубликованы в детском журнале

«Колокольчик»

Полина читает свою сказку. ( Автор читает сказку «Осенняя сказка»)

- Где мы оказались, слушая сказку?

- Какая осень в этой сказке?

- Какое настроение было у сказки?

- Спросим у автора о том, почему она решила написать такую сказку?

-Мы благодарим Полину за подарок и ждём новых интересных сказок.

2. Подготовительная работа.

- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)

- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)

- Кто живёт в этом городе?

- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?

- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

( На слайдах появляются портреты поэтов, а дети называют их имена)

На следующем слайде остаются портреты А. Плещеева и К. Бальмонта

- Ребята, почему я оставила портреты этих поэтов? (Их стихи об осени похожи по настроению)

- Докажем это.

- Послушаем ещё раз эти замечательные стихи. ( Дети читают стихи А. Плещеева «Осень наступила» и К. Бальмонта «Поспевает брусника»)

Дети читают стихи наизусть.

Анализ чтения.

- Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)

- Кому из вас знакомо это имя? (Выслушиваются ответы детей)

- Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

- Но сначала – отдохнём.

Физпауза.

Рассказ учителя.

А.А. Фет родился и жил в 19 веке. Первая его книга вышла в 1840 году, когда Фету было 20 лет. Он сразу же стал знаменитым поэтом. Чем же нравились стихи Фета? Своей красотой. Они были похожи на прекрасные звуки волшебной музыки. «Это не просто поэт,а, скорее, музыкант», - писал об Афанасии Фете великий русский композитор П. И. Чайковский.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какой она была в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

6. Краткая последующая беседа.

- О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

Чем дополните картину?

Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

- Что представили?

- Что сказано о ласточках?

- Что значит «пропали»?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- Что такое заря?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

- Почему следующая строчка начинается со слова «всё» (Значит, только грачи летали.)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Что значит «мелькала»?( Работа со словарём) ( Показ действия на слайде)

- Где мелькала стая?

- Для чего автор использует слово «вон»?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

План:

Темп (медленный, средний, быстрый).

Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

Сила голоса.

Логическое ударение (выделение главного слова).

Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

- Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Что услышали?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? ( Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? ( Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Почему?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Как они летят?

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

(Многоточие)

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

- Какой была осень в стихотворении « Ласточки пропали…»

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

-Предлагаю провести литературные чтения стихотворения А. Фета «Ласточки пропали»

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

- В городе Поэзии сегодня открывается выставка, которая называется « Осень в стихах». Художники – иллюстраторы подбирают картины, которыми можно проиллюстрировать стихи поэтов об осени.

- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.

- Сейчас будут показаны картины, а вы должны подобрать строчки из стихотворения

« Ласточки пропали…», которыми можно подписать эти картины.

8. Итог урока.

- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

- К какой осени ближе стихотворение А. Фета: к осени в сказке Полины или к осени в стихах А. Плещеева и К. Бальмонта. Докажите.

- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть.

2. Проиллюстрировать стихотворение

3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета


Предложить улучшение Сообщить об ошибке