Презентация на тему "«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления"

Презентация: «Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "«Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления" по литературе. Презентация состоит из 19 слайдов. Для учеников 10-11 класса. Материал добавлен в 2016 году. Средняя оценка: 4.3 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.61 Мб.

Содержание

  • Презентация: «Мёртвые души» Н.В. Гоголь - лирические отступления
    Слайд 1

    Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

  • Слайд 2

    Гоголь – поэт, поэт жизни действительной. В. Г. Белинский Н.В.Гоголь начал работать над созданием «Мёртвых душ» в 1835 году. Но вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью, Гоголь уехал в Германию. Потом он путешествует по Швейцарии и Франции, продолжая работу над «Мертвыми душами».

  • Слайд 3

    Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души» до 1841 г. «Мёртвые души» Во время приезда в Россию в 1839 – 40-х годах он читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

  • Слайд 4

    В декабре 1838 года в Рим приехал В.А.Жуковский, сопровождавший наследника Александра II. Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды, читал ему главы «Мёртвых душ». Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волконской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. 22 января 1839 г. Встреча с В.А.Жуковским в Риме

  • Слайд 5

    При издании "Мертвых душ" Гоголь пожелал сам оформить титульный лист На первом титульном листе была изображена коляска Чичикова, символизирующая путь России, а вокруг – множество человеческих черепов.

  • Слайд 6

    Тема жизни и смерти, тема пути к возрождению красной нитью проходит через всё творчество Гоголя А. А. Иванов «Явление Христа народу» Очень важно для Гоголя было и то, чтобы его книга вышла в свет одновременно с картиной А.А. Иванова "Явление Христа народу".

  • Слайд 7

    «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то …какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (из письма к В. А. Жуковскому от 12 ноября 1836 г.) Композиция «Мёртвых душ» подчинена законам логики. Каждая глава как кольцо в цепи. «Если кольцо будет вырвано, то цепь разрывается…» Однако в противовес авторскому тяготению к логике в поэме обращает на себя внимание алогизм. Словарь: Алогизм – 1) нелогичность, несовместимость с требованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложения; может использоваться как стилистический приём.

  • Слайд 8

    Словарь Жанр и композиция: Поэма – лиро-эпический жанр большого объёма с развёрнутым сюжетом и широким развитием образа лирического героя. 2. Композиция – построение сюжета в динамической последовательности: Экспозиция Завязка Развитие действия Кульминация Развязка Эпилог Виды композиции: прямая, обратная.

  • Слайд 9

    «Мёртвые души» Особенности композиции 1 глава Экспозиция («вступление») в поэму 2 – 6 главы Изображение жизни российских помещиков 7- 10 главы Изображение мира чиновников губернского города 11 глава Повествование о жизненной судьбе Чичикова

  • Слайд 10

    Сюжет – основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией произведения. Виды сюжета: хроникальный – определяет связь между эпизодами в определённой последовательности; концентрический – подразумевается наличие причинно-следственных связей, т. е. одно событие влечёт за собой другое; вставной сюжет – сюжет в сюжете. Внесюжетные элементы: вводные эпизоды – сюжеты, не связанные с основным действием; лирические отступления – форма раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображаемых событий; художественные предварения – изображение сцен, предваряющих основное действие; художественное обрамление – сцены, которые начинают и заканчивают действие.

  • Слайд 11

    Автор часто использует отступления, напрямую не связанные с сюжетом, в которых, оттолкнувшись от мелкой детали, уходит далеко за пределы сюжета. Все лирические отступления так или иначе развивают тему России. Гоголевские лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостного образа Руси: от бытовых деталей, обобщений («Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, какие бывают гостиницы в губернских городах...») до масштабных, наполненных философским содержанием образов (птица-тройка). Лирические отступления в поэме «Мёртвые души»

  • Слайд 12

    Основные темы «Мёртвых душ»

    Тема России Тема дороги «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься? ...Русь! Куда ж несется ты? Дай ответ. Не дает ответа».

  • Слайд 13

    Тема России в «Мёртвых душах»

    Любовь к русскому народу, к родине, патриотические и возвышенные чувства писателя выразились в образе тройки, несущейся вперед, олицетворяющей собой могучие и неисчерпаемые силы России. Здесь автор задумывается о будущем страны, он смотрит в будущее и не видит его, но как истинный патриот верит в то, что в будущем не будет Маниловых, Собакевичей, Ноздревых, Плюшкиных, что Россия поднимется к величию и славе.

  • Слайд 14

    Дорога — образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. «Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту. Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; но моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно,.. и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя совесть!» Тема дороги в «Мёртвых душах»

  • Слайд 15

    Гоголь о роли писателя в России

    В лирических отступлениях Гоголь раскрывается как глубоко чувствующий, эмоциональный человек, которого волнуют вопросы о роли писателя в России. Интересно рассуждение автора о разных типах писателей: «Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, …не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от нее и возвеличенные образы ... Но не таков удел и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами, но чего не зрят равнодушные очи... Сурово его поприще, и горько почувствует он свое одиночество».

  • Слайд 16

    Символичность образа дороги

    Это дорога из прошлого в будущее, дорога, по которой идет развитие каждого человека и России в целом. Произведение завершается гимном русскому народу: «Эх! тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать у бойкого народа ты могла родиться...» Здесь лирические отступления выполняют обобщающую функцию: служат для расширения художественного пространства и для создания целостного образа Руси. Они раскрывают положительный идеал автора – России народной, которая противопоставлена Руси помещичье-чиновной.

  • Слайд 17

    О чём ещё размышлял Гоголь?

    о молодости и старости, о призвании и назначении истинного писателя, о его судьбе, о сохранении живой души, о свежести и полноте чувств, о скоротечности жизни, об изменении идеалов.

  • Слайд 18

    Наставление Гоголя:

    «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!..» Все самое хорошее в жизни связано именно с юностью и не нужно забывать об этом, как это сделали описанные в романе герои. Они потеряли человеческое и не смогли его найти потом.

  • Слайд 19

    Памятник Гоголю в Риме работы Церетели. На белом постаменте надпись: "...О России я могу писать только в Риме, только так она предстоит мне вся, во всей своей громаде". «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» В. Набоков

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке