Содержание
-
-
Основоположником этого направления в русской словесности был Николай МихайловичКарамзин. Его произведения, открывая современ-никам мир человеческих чувств, пользовались огромным успехом. Творчество Н.М.Карамзина сыграло большую роль в развитии русского литературного языка. Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом.
-
Война 1812 года
-
Восстание декабристов 1825 года
-
Главными событиями русской истории начала XIX века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России. Порожденный этими событиями подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал Василий Андреевич Жуковский. В своих произведениях В.А. Жуковский частообращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки.
-
«Романтизм – это душа» В.А. Жуковский Романтизм– особый вид мировоззрения, одновременно – художественное направление, сложившееся в начале XIX в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России. Черты русского романтизма особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, мучительный поиск идеала; взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»; тяготение к фантастике; мучительное переживание разлада с действительностью; отказ от обыденного; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
-
Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к действительности, создать свой образ мира, часто по принципу контраста с реальной жизнью, чтобы через этот вымысел и контраст донести до читателя и свой идеал и своё неприятие отрицательного мира.
-
Листок От дружной ветки отлучённый, Скажи, листок уединённый, Куда летишь: «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор по долу, по горам, По воле случая носимый, Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете всё стремится, Куда и лист лавровый мчится, И лёгкий розовый листок. Василий Андреевич Жуковский
-
Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего Припомнить не имел он силы! Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Демон»
-
В поэме Лермонтова «Демон» главная задача – воссоздать «дух беспокойный», дух демона, передать в космических образах трагедию современного человека, и, наконец, отношение самого поэта к действительности: …Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить… Протест против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты ярко выражен в авторской позиции. Ярко, глубоко, напротив, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает поэт, мыслящему, страдающему существу нет места. Герой сам обрекает себя на вечное изгнание.
-
Романтизм связан с обновлением жанров ( в отличие от эпохи классицизма и сентиментализма). Происходит формирование: Исторического романа Лиро-эпической поэмы Фантастической повести Бурное развитие лирики
-
Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. А.С. Пушкин. «Элегия»
-
Именно у Пушкина лирический герой всегда полон жизненного оптимизма – он верит, что его на склоне лет ещё посетит любовь и творческое вдохновенье. Предельная откровенность, «исповедь сердца», страдание, мечтательность, мысли о неизбежности ухода в другой мир, одиночество, трагизм существования – всё это характеризует лирику поэтов-романтиков первой половины XIX века
-
Мой гений О память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенной Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой – любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон. Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в «Воспоминаниях» (1815 году). В это время произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич Батюшков искал убежища в религиозном чувстве.
-
Русский романтизм, это, в первую очередь, лирика: любовная, гражданская, вольнолюбивая. Лирический жанр как никакой другой позволял выразить то настроение, которое было порождено противоречием между мечтой и реальностью, полётом, устремлённостью к светлому идеалу и повседневностью, скукой. Русский романтизм – это ранняя лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, стихотворения К. Батюшкова и Д. Давыдова, баллады В.А. Жуковского,. Русский романтизм действительно получает широкое распространение и оказывает заметное влияние не только на русскую культуру. Он входит в историю мировой культуры как «золотой век» русской поэзии. Истоком послужила Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, 1825 года Поэт-романтик отста-ивает свой идеал и своё неприятие отрицаемого мира Изображение исключи-тельного героя в исключи-тельных обстоятельствах Лирика романтизма это - ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты. Ярко, глубоко, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник, мыслящему, страдающему существу нет места.
-
Архитектура и скульптура
В архитектуре и скульптуре сохранял свои позиции классицизм. В архитектуре его вершиной стал стиль ампир, который выражался в массивных формах с наличием скульптур, дополнявших архитектурное оформление зданий Наиболее крупные достижения архитектуры связаны с творчеством О. Монферрана, А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, К. Росси
-
А.Д. Захаров. Адмиралтейство
Здание Адмиралтейства было построено в Санкт-Петербурге в 1806-1823 годах русским архитектором А.Д. Захаровым. Основой для здания послужило строение, заложенное в 1704 году царем Петром I и затем много раз перестраивавшееся, но сохранившее черты первона-чального замысла. Стены здания Адмиралтейства, сооруженного Захаровым, украсили скульптуры русских мастеров.
-
Воронихин Андрей Никифорович. Казанский собор
Выдающимся творением Воронихина-архитектора является собор Казанской Божьей Матери в Петербурге, сооружение которого было закончено в 1811 году. В числе других построек Воронихина колоннады и каскад в Петергофе, дворцы в Стрельне, Гатчине, Павловске.
-
Александровская колонна
-
Бове Осип (Иосиф) Иванович, архитектор, представитель стиля ампир.(1784-1834)
О.И. Бове родился в Петербурге в семье художника, итальянца по происхождению. В 1802-1807 годах Бове учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения. С 1807 года Бове работал помощником у М.Ф. Казакова и К.И. Росси в Москве и Твери. После 1812 года Бове был главным архитектором "фасадической части" Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей. При его непосредственном участии была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром (1821-1824 годы), Александровский сад. Бове был автором архитектурной отделки Манежа. По проекту Бове в Москве в 1827-1834 годах были воздвигнуты Триумфальные ворота в память войны 1812 года, а также 1-я Градская больница. Среди церковных построек Бове известны купольная ротонда церкви "Всех скорбящих радости" на Большой Ордынке в Москве (1833 год) и церковь в селе Архангельском под Москвой со своеобразным решением иконостаса в виде Триумфальной арки.
-
Триумфальная арка
-
Кипренский Орест Адамович, живописец, график, представитель романтизма.(1782-1836)
Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном крепостной. В 1788 году он получил вольную и был отправлен в Воспитательное училище при петербургской Академии Художеств. В 1805 году Кипренскому присудили золотую медаль за картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". Но свое призвание художник нашел в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека, как на внутренне независимую личность. С 1816 по 1822 годы Кипренский жил в Италии. В эти годы он предпринял ряд попыток создания исторических полотен. По возвращении в Россию в 1827 году художник написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.
-
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке. 1819 г Совсем не зная истории России, только по этим портретам можно сказать, что в стране наступила новая эра. В лицах есть несомненное чувство независи-мости, даже личной свободы Портрет А.А. Челищева. 1808- 1809 гг Когда смотришь на портреты Ореста Адамовича Кипренского, то кажется, что видишь свободных людей: так ясен их взгляд, так непринужденны их позы. Никому из его современников не удалось так выразить это ощущение нового человека.
-
Портрет Пушкина Сам поэт высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.
-
Домашнее задание: Прочитать по учебнику (с. 62 – 71) Выполнить задания 1 – 3 на с. 71.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.