Содержание
-
Литературный процесс 50 - 60-х (обзорная лекция)
Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга
-
Поэт в России – больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет. Е.Евтушенко
-
«Оттепель»
«То было странное и обманчивое советское время, когда после нескольких десятилетий сплошного обморожения вдруг что-то начало таять, капать и осыпаться с монументов государственной доблести. (А.Гольдштейн Прощание с Нарциссом).
-
«ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ» – название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.
-
Ф. Абрамов Ф. И. Панфёров В. Панова В журнале « Новый мир» появились статьи В. Овечкина, Ф. Абрамова, И. Эринбурга, В.Пановой, которые впервые поставили вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.
-
«Бронзовый век» русской литературы.
На больших сквозняках хлопоча, Наши тени бросают на стену, Наши души сжигает свеча. Поколенье выходит на сцену!
-
подъем литературы ,популярность, публикация некоторых ранее запрещенных авторов; - возникают новые литературные объединения, поэтические школы; - расширение границ дозволенного, относительная свобода творчества; - романтика «социализма с человеческим лицом», обращение к ленинским традициям; - гуманизация литературы (интерес к личности, внутреннему миру человека, вечным вопросам); - возникает новое поколение, называющее себя «шестидесятниками», многие встанут на путь диссидентства (противоборства с государственной системой).
-
«эстрадная» поэзия Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.,
-
«тихая» лирика начала 60-х гг. (нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни) Н.Рубцов, Н.Яшин, Ю.Кузнецов.
-
«деревенская» проза: А.Солженицын, Ф.Абрамов, В.Распутин, В.Белов, В.Шукшин и др. *проблема жизни на селе, *сельский житель – новый идеал, поэтизация деревни как первоисточника всего, традиционности, *человек и природа, *недовольство преобразованиями в деревне, «раскрестьяниванием», *интерес к духовной культуре крестьянства, русскому национальному характеру, *идеализация патриархальности, неприятие современного города, «цивилизации», *экологическая проблематика.
-
«городская» проза: - В.Астафьев, Ю.Трифонов и др. * проблемы жизни городской интеллигенции, герой – человек рефлектирующий; * анализ внутреннего мира человека, его проблем; *проблемы одиночества и неустроенности жизни; *тема разочарования в прежних идеалах; *герои раскрываются через бытовые ситуации, когда идут на компромисс с совестью; *проблема нравственности человека и обстоятельств.
-
популяризация авторской песни (поэты-исполнители, барды создавали песни-рассказы, исповеди, моноспектакли, а сам автор был и поэтом, и исполнителем, и режиссером; их интересовали не общественные проблемы, а частная жизнь человека, его внутренний мир; в песнях так же критиковалась советская действительность, многие авторы были запрещены) – Высоцкий, Ким, Визбор, Окуджава,А.Галич, позже И.Тальков, В.Цой, А.Башлачев и др.
-
драматургия (Виктор Розов «Вечно живые»; «В поисках радости»; Александр Вампилов «Старший сын», «Утиная охота» и др.). Обращение к вечным темам и проблемам общественной жизни, борьба с мещанством и пошлостью (романтик Олег в пьесе «В поисках радости»), В.Розов обратился к теме любви на войне и показал историю Вероники и Бориса в «Вечно живых» (тема памяти); Вампилов обратился к чеховским традициям гуманистического театра, его герои часто порочны эгоистичны, поступают непорядочно, оправдываясь несовершенством самой жизни, но они страдают и некоторым удается стать лучше (Владимир Бусыгин в «Старший сын»). Вампилов верил, что человек способен изменяться к лучшему и что «все люди – братья».
-
Возвращение«неофициальной литературы»
-
Лейтенантская проза
Лучшими представителями «лейтенантской прозы» были Г.Бакланов («Мертвые сраму не имут»1961, «Июль 41 года» 1964), В.Быков («Третья ракета»1961, «Мертвым не больно» 1966, «Атака с ходу» 1968, «Круглянский мост» 1969). Ю.Бондарев («Батальоны просят огня»1957, «Горячий снег» 1969, «Тишина» 1962). К.Воробьев («Крик» 1962; «Убиты под Москвой» 1963) Б.Васильев «А зори здесь тихие...» (1969) . В литературе заявили о себе писатели фронтового поколения (те, кто были на войне солдатами и офицерами переднего края) или, как писали тогда, «лейтенантской литературы», ставшей заметным явлением духовной жизни 1960-х годов, встреченной в штыки официальной критикой за «окопную правду», «дегероизацию», «абстрактный гуманизм». Б.Окуджава Баллада о Лёньке /
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.