Содержание
-
Марина Цветаева.Жизнь и творчество поэтаАвтор:Ученица 11 класса МОУ «Высотинская сош» Сухобузимского района Красноярского края Баль НатальяУчитель:Головко Ольга Петровна2007 год
-
«Если душа родилась крылатой…»
-
Начало жизненного пути Марины
Родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Она жила в тихой подмосковной Тарусе. Так же была за границей. Училась довольно бессистемно: в музыкальной школе, в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах(7 классов). Прослушала в Сорбонне во Франции курс истории старофранцузской литературы. С 6 лет – начала писать, с 16 – печататься, в 18 – выпустила большой сборник – «Вечерний альбом». Её семья – трудовая научно-художественная интеллигенция.
-
Отец поэта Иван Владимирович Цветаев
Отец её – сын бедного сельского попа. Только своими трудом и талантом добился он того, что стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств. Умер, когда Марине был 21 год.
-
Мать М. Цветаевой Мария Александровна Мейн
Мать Марины была из польско-немецкой семьи. Натура художественно одаренная, музыкантша. Скончалась рано, но сильно повлияла на свою дочь: «Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех.»
-
Бракосочетание с Сергеем Эфроном
С. Эфрон был другом детства Марины. Честный и справедливый человек. Был белым офицером, пережил разгром Деникина и Врангеля. Стал пражским студентом.
-
Дом в Борисоглебском переулке, 6, в котором жила М.Цветаева с 1914 по 1922 год
-
Дача в Тарусе
Слева направо: И.В.Цветаев, Лера. Андрей, Анастасия, Марина, Мария Александровна Мейн и гувернантка Мария Генриховна. 1902 год.
-
-
Литературные интересы Марины в юности
Цветаевой овладевает наивно-романтический культ Наполеона и его сына – «Орленка», герцога Рейхштадского. Марина зачитывается исторической и мемуарной литературой о своих героях. Также она была погружена в Пушкина, в Гёте и немецких романтиков. В начале Первой Мировой войны Марина пишет стихи, прославляя ими свою Германию – страну Канта, Гёте и златокудрой Лорелеи: Ты миру отдана на травлю, И счета нет твоим врагам! Ну как же я тебя оставлю, Ну как же я тебя предам?..
-
Основные черты характера Марины
Всегда оставалась сама по себе и была против всех. Характер ее был трудный, неуступчивый, неровный: восторженная «барышня», своевольная «бунтарка». Любила жизнь. Хорошо знала себе цену. Была горда собой. По литературному поводу говорила: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность – Жизнь».
-
Впечатления от первых стихов Цветаевой
Её стихи, основанные на реальных фактах, от действительно пережитого, подкупали талантливостью, своеобразием и непосредственностью. Похвала Брюсова: «Талантливая М. Цветаева может дать нам настоящую поэзию интимной жизни…» Отзыв Гумилева: «…нова смелая интимность.., ново непосредственное, бездумное любование пустяками жизни…» Восторженное послание М. Волошина: К Вам душа так радостно влекома… О, какая веет благодать От страниц «Вечернего альбома»!..
-
Поэзия Цветаевой
Поэзия была монументальной, трагической, мужественной. Писала только о самом дорогом и многозначительном – о любви и искусстве, о жизни и смерти, о Пушкине и Гёте… Устраивала самые смелые эксперименты со стихом. Поэзия- это ее напасть, ее богатство, ее святое ремесло. Марина выделяла в своем зрелом творчестве ненависть к «бархатной сырости» и полости. Удивительная энергия поэтического выражения тем.
-
Отношение Цветаевой к Октябрьской революции
Вообще, по своей натуре Цветаева была патриотка, но революцию она не поняла и не приняла. Она ее никак не ощутила, представила ее лишь как восстание «сатанинских сил». На «вечере поэтесс» Цветаева шокировала своим видом: была в напоминающем подрясник платье, в валенках, с солдатским ремнем, с полевой офицерской сумкой на боку… Но с настоящим голосом поэта, читавшего страшно фрондерские стихи.
-
Белая эмиграция
В мае 1922г. Советская власть разрешила ей с дочерью уехать за границу – к мужу. Берлин, 3 года в Праге, 1925г.- Париж. Жизнь была трудная, зарабатывала Цветаева на своем творчестве. Поначалу белая эмиграция приняла Марину, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре всё изменилось. Цветаева не стала печатать «русскую Вандею», убедившись в том, что в этой книге нет ни человеческой, ни исторической правды. «Ни к какому поэтическому или политическому направлению не принадлежала и не принадлежу».
-
Дочери Ариадна и Ирина
-
«Мой читатель, несомненно, в России...»
В 1922-1923 гг. издала за рубежом книги: «Царь-Девица», «Стихи к Блоку», «Разлука», «Психея», «Ремесло». В 1924 г.- «Молодец». Потом перерыв до 1928 г. Цветаева много пишет, но написанное не попадает в печать. «В 1922 г. Уезжаю за границу, а мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят…» С влиятельными литературными кругами была в натянутых отношениях: «Они не Русь любят, а помещичьего «гуся»- и девок». Одиночество. «Надо мной здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты - нет). «…Но…до последней строки буду писать, что слабых стихов не дам». Она сохранила, несмотря на сложности, свою личность: «Быть человеком важнее, потому что нужнее…»
-
Новый взгляд поэта на Октябрьскую революцию. Тяга к родине
Эта революция внесла в мир что-то новое. Цветаева хорошо видела в нарядной Европе мир нищеты и бесправия. В этой настоящей жизни людей труда есть и поэзия. Чаще стала писать сатирические произведения(«Хвала богатым»). «Родина…непреложность памяти и крови…» Ей было интересно, что там творится. Она думает о новой родине, о Советском Союзе, его жизни, культуре, поэзии, о «новоселах моей страны»
-
Отношение Цветаевой к Маяковскому
Накануне отъезда Цветаевой из России Маяковский сказал, «что правда - здесь». И Цветаева за границей утверждала, что после чтения о России Маяковского, складывается мнение, «что сила – там». После этих слов Марину изъяли из «Последних новостей»: «..она приветствует новую Россию»... Цветаева считала Маяковского как «первого нового человека нового мира», «первого в мире поэта масс», «первого бойца» за новый мир. Он заставлял нас думать на век вперед. После смерти поэта Цветаева посвятила ему цикл своих стихов.
-
Последние дни в эмиграции
Русь для нее – достояние предков, Россия – горестное воспоминание «отцов», потерявших свою родину, а СССР – это новая родина для «детей». Цикл гневных антифашистских стихов о растоптанной Чехословакии – это последнее, что написала Цветаева в эмиграции. Важное значение для понимания её поэзии заключается в цикле «Стихов к сыну».
-
За границей. Ариадна и Георгий
-
Поэтическое развитие Цветаевой
Марина росла очень быстро, постепенно овладевая своим искусством и развивая его. Сначала научилась рисовать пейзаж и обстановку, которые создают культурно-исторический колорит. А также – человеческий характер: Здесь у каждого мысль двоякая, Здесь, ездок, торопи коня. Мы пройдем, кошельком не звякая И браслетами не звеня...
-
Мастер русского стиха
Уже в 1916-1920 гг. Цветаева находит свою манеру письма и становится мастером русского стиха. Отличительная черта – сильный и звонкий голос настоящего поэта. Увлекается французской литературой XVIII века.. В этом стиле написаны стихи: «Плащ», «Дон Жуан», «Комедьянт» и др. Использует романтическую игру слов, острый диалог: - Посторонитесь! Обожжете кудри! - Не беспокойтесь! Я сама – огонь. В стихах есть драма и осознание себя великим поэтом: Есть на свете поважней дела Страстных бурь и подвигов любовных.
-
Главные образы
С 1916 г. у Цветаевой в стихах господствуют образы: российской природы, её истории, национального характера. Ощущается полная свобода, высокая темпераментность, бурная эмоциональность. Россия – дух бунтарства, своеволия. Образ лирической героини – женщина с «гордым видом» и «бродящим нравом» («кабацкая царица»: Целовалась с нищим, с вором, с горбачом, Со всей каторгой гуляла – нипочем!) Но в дальнейшем женское лицо – лирический образ автора.
-
Черты стихотворного стиля Цветаевой
Резкая экспрессия стихотворной речи Молниеносные темпы. Легкая игра со словом. Затаенная страсть и энергия. Скупость стихотворной речи, её афористичность. В стихотворении только всё самое необходимое. Возникновение неукротимого женского характера.
-
Перелом в творчестве
В 1921 г. меняет свой основной тон поэзии на «большой стиль». Лирические формы переходят в Лирико- поэмы стихотворные эпические трагедии Конструкции Главная форма речи – монолог двух персонажей. Стих отвердевает. Обиходное слово обретает высокое звучание. Цветаева прибегает к Библии и к античности.
-
Последние дни жизни поэта
В 1939 г. Цветаева восстановила советское гражданство и вернулась на родину. «Зола эмиграции… я вся под нею – как Геркуланум, - так и жизнь прошла». В России уже не была желанным гостем. Муж и дочь подверглись необоснованным репрессиям. В Москве занялась переводами. Война. Эвакуация забросила в Чистополь, далее в Елабугу. Наступил «одиночества верховный час». Потерявшая волю, Марина 31августа 1941г. покончила с собой.
-
Здесь жила и ушла из жизни М.И.Цветаева
-
Памятник Марине Цветаевой в Елабуге
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.