Презентация на тему "Поэма "Мертвые души""

Презентация: Поэма "Мертвые души"
Включить эффекты
1 из 34
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Поэма "Мертвые души"" для 9-10 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 34 слайда. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Поэма "Мертвые души"
    Слайд 1

    НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ(1809-1852 г.г.)ПОЭМА«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

  • Слайд 2

    Индуктор

    Запишите самостоятельно или после обсуждения с друзьями проблемные вопросы, на которые вы должны найти ответы, изучая творчество Н.В. Гоголя и его главный труд – «Мертвые души»? … … … ПРИМЕР:Каких персонажей поэмы можно отнести к «мертвым душам» и почему?

  • Слайд 3

    Прочитайте текст. Кратко сформулируйте его главную мысль.

       Человек — единственное существо во всех мирах, разрывающееся между адом и раем… Диапазон человеческих мыслей, человеческих чувств, человеческих настроений шире ангельского, и дьявольского. Шире диавольского, ибо человек может пасть ниже диавола; шире ангельского, ибо человек может достигнуть Бога. А это значит, что человеческое добро и зло беспредельны, вечны, ведь добро ведёт его в вечное царство добра — рай, а зло — в вечное царство зла, в ад.    Человек — вечное существо, хочет он этого или нет. Через всё, что ему свойственно, струится некая загадочная вечность. Если человек делает делает добро, хоть какое-нибудь, человек вечен, потому что любое добро своим самым внутренним нервом связано с вечным Божественным Добром. И если делает зло, хоть какое-нибудь, человек и тогда вечен, ибо всякое зло своей таинственной сущностью навечно связано с дьявольским злом.    Человек никогда не может сделать себя существом конечным, преходящим, смертным. Даже если бы он захотел, не может совершить полного самоубийства, ведь самоубийство само по себе есть зло, предоставляющее душу самоубийцы в вечное царство зла. По самой природе своей человеческое самоощущение и самосознание бессмертно, непреходяще, вечно. Самим своим существом человек осужден на бессмертие и вечность. Только это бессмертие, эта вечность может быть двояка: добрая или злая, Божия или дьявольская. Человеку оставлена свобода выбирать между этими двумя бессмертиями или двумя вечностями. Он может избрать одно или другое, но не может отречься от бессмертия и вечности...    Человеку дана бессмертная творческая сила, сила сотворить для себя такую вечность, какую он желает. Иустин Попович

  • Слайд 4

    Зафиксируйте свои размышления по поводу этого текста.

    Сформулируйте вопросы, которые, может быть, возникли у вас в связи с этим текстом. Иустин Попович говорит о двух вечностях, между которыми выбирает человек. Как вы думаете, понятие «мертвая душа» принадлежит к какой вечности? Как вы думаете, какой был писательский замысел Гоголя, вынесшего такое название на обложку своей книги?* * можно использовать в сочинении

  • Слайд 5

    В таблице в левом столбце собраны мнения людей, которые по-разному понимали идеи Гоголя. Прочитайте эти мнения внимательно и в правом столбце отметьте, с какими вы согласны. Обоснуйте ответ.

  • Слайд 6
  • Слайд 7
  • Слайд 8

    Кратко запишите сюжетно-композиционное устройство поэмы «Мертвые души»

  • Слайд 9

    2 урок Образ Руси в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

    Имя государства Россия возникло на рубеже XV-XVI веков, Русь - древнее название Русского государства. Почему Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» называет Россию Русью? Вспомните, какие великие, значимые для России и всего мира события произошли за время зарождения Руси как государства до гоголевского времени. Запишите эти события и выстройте их в хронологической последовательности. Назовите имена русских людей, с которыми связаны названные вами исторические события (например, Куликовская битва - Сергий Радонежский, князь Дмитрий Донской).

  • Слайд 10

    Поработайте с текстом поэмы, заполните таблицу.

  • Слайд 11
  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Вы заполнили таблицу, начиная с самых вдохновенных образов Руси, отрывков поэмы, находящихся в конце произведения в 11-й главе. В начале поэмы «Мертвые души», во 2-й главе, русская картина предстает печальной, унылой, а в конце 11-й главы – какой восторг от неукротимого бега тройки передает автор!

  • Слайд 14

    Обратите внимание , как развивается образ Руси от 2-й главы к 11-й. Самостоятельно сделайте вывод, опираясь на содержание таблицы: «На какое стороны русской национальной жизни обращает внимание И.Н. Гоголь?» Будет хорошо, если вы схематически обозначите, как развивается чувство автора к Руси от одного отрывка к другому. См. следующий слайд.

  • Слайд 15

    Решите сами, как вы можете это сделать: вычерчивая линию, или определяя словом главенствующее чувство отрывка, или обозначая главенствующее чувство цветом.

    Что, по-вашему, символизирует образ птицы-тройки, появляющийся в конце поэмы? *письменно

  • Слайд 16

    3-4 уроки Путешествие Чичикова по одной российской губернии

    Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» наполнена большим количеством действующих лиц, и нам надо разобраться, какие мысли владели Гоголем, когда он создавал образы своих героев. Что такое художественный образ?_______________________________________ Вспомните, как создается литературный образ, какими средствами пользуется писатель, создавая образы людей.

  • Слайд 17

    Работа в группах(см. раздаточный материал)

    Разделитесь на несколько групп, для того чтобы подготовить характеристики образов всех помещиков. Пусть каждая группа выберет одного из них. Главы о помещиках (2-6) построены по сходному плану:описание окрестности имения, деревни помещика, дома, хозяйского кабинета, обеда, сделки с мертвыми душами. Заполнив перед презентацией схему (см. раздаточный материал), вы сможете составить развернутую характеристику каждого из персонажей-помещиков. Подумайте, почему Гоголь так подробно описывает быт.

  • Слайд 18

    Какому сословию принадлежат Манилов, коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин? Каковы были их права и каковы были обязанности? Каким должен быть человек, взявший на себя обязанность вести хозяйство на земле, владеть людьми? Перечитайте эпизоды, посвященные помещикам. Найдите детали, которые Гоголь отбирает для того, чтобы описать как эти действующие лица поэмы исполняют свои обязанности. Заполните таблицу (см. раздаточный материал)

  • Слайд 19

    бережливость деликатность накопительство лживость прижимистость Можем ли мы найти в помещиках какие-то черты, характерные и для Чичикова?

  • Слайд 20

    Запишем вывод

    Пользуясь материалом таблицы, которую вы заполнили, сделайте вывод о том, образы каких людей создал Н.В. Гоголь. Какие общечеловеческие свойства подметил Н.В. Гоголь? Что является главным содержанием их жизни? Кого мы называем в обыденной жизни Чичиковыми, Маниловыми, Ноздрёвыми и т.д.? Свойства и качества людей, запечатленные в художественных образах Гоголем, мы назвали общечеловеческими. Это означает, что «чичиковщина», «ноздрёвщина», «маниловщина» имеет отношение к нам всем? В определенные моменты жизни мы можем узнать в себе Плюшкина, Собакевича, Коробочку?

  • Слайд 21

    Как отнеслись к предложению Чичикова продать мертвые души?

  • Слайд 22

    Составьте прейскурант, который отразит затраты Чичикова по покупке мертвых душ и ваше отношение к этой купле-продаже.

    Прокомментируйте свои записи

  • Слайд 23

    Какие смертные грехи можно соотнести с образом каждого помещика? Дополните свои таблицы.

    Теперь вспомним события, описанные в Ветхом завете («Бытие»), когда в шестой день творения Бог создаёт человека из праха земного. И был перед ним красивый Адам, вернее, его статуя. Тогда вдунул Господь «в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Вот за эту Божью душу и назначают какую-то цену или отдают, как Манилов, бесплатно, просто так.

  • Слайд 24

    Подумаем, откуда у Гоголя появилось само понятие «мертвая душа».

    Нам придется снова задуматься над теми смыслами, которое включает в себя название поэмы выберите тезисы, которые соотносятся со смыслом названия (прокомментируйте их): афера Чичикова; кощунственное сочетание , так как, по христианским представлениям, душа бессмертна; словосочетание оксюморонного типа; мертвенность, как опустошенность, неспособность к добру; помещики, слуги, дамы, сам Чичиков; люди, не способные к покаянию, воскресению; люди, абсолютно бездуховные, пошлые; люди, не творящие добра, греховные; люди, нарушившие заповеди; умершие при наличии телесной жизни; утратившие высшие ценности; не исполнившие Божьего задания; живущие неправедной жизнью; люди, приближающие последние времена; живущие вне христианских таинств; забывшие о Страшном суде и втором пришествии; поправшие в себе образ Божий; духовно умершие; забывшие о цели человеческой жизни; превратившие свободу во Христе в свободу своего «я», волюнтаризм.

  • Слайд 25

    Проследите развитие образа дороги в поэме. Чем этот образ привлек Гоголя?

  • Слайд 26

    Д/З «Повесть о капитане Копейкине» (исследовательская работа)

    Перечитайте «Повесть о капитане Копейкине». Найдите в «Повести …» переклички с историей Чичикова. Ответы занесите в таблицу. Как смысл «Повести о капитане Копейкине налагается на смысл истории Чичикова?

  • Слайд 27

    Как связана «Повесть о капитане Копейкине» с общим сюжетом поэмы «Мертвые души»? Найдите в «Повести о капитане Копейкине» слова, которые вам кажутся главными в этом вставном эпизоде, слова, которые объясняют, почему Н.В. Гоголю было так важно сохранить историю Копейкина в поэме «Мертвые души». Обоснуйте свое мнение о том, какие слова вы расцениваете как главные в «Повести о капитане Копейкине».

  • Слайд 28

    Мы знаем, что, уступая требованиям цензуры, Гоголь переработал сюжет «Повести о капитане Копейкине». В частности, он убрал следующий фрагмент рассказа почтмейстера: « По дорогам никакого проезда нет, и всё это, понимаете, собственно, так сказать, устремлено на одно только казенное. Если проезжающий по какой-нибудь, то есть по своей надобности – ну, спросит только, зачем – да и ступай своей дорогой. А как только какой-нибудь фураж казённый1, провиянт или деньги, словом, всё, что носит, так сказать, имя казенное, спуску никакого. Ну, можете себе представить, казне изъян ужасный». Обрате внимание на то, что именно изъял Гоголь из повести. Объясните, почему именно оставленные сцены оказались для Гоголя важны, как они объясняют замысел автора.

  • Слайд 29

    Ряд исследователей понимают образ капитана Копейкина как образ, который помог Гоголю изобразить притеснения «маленького человека» в царской России, выступить с обличением этой стороны российской действительности. Вы знакомы с петровской Табелью о рангах. Вспомните, к какому классу принадлежит капитан. Можно ли капитана Копейкина назвать «маленьким человеком», если он принадлежит к восьмому классу, дававшему право на наследственное дворянство и, как следствие, на душевладение? Перечитайте фрагменты, в которых почтмейстер рассказывает о том, как проводит время в Петербурге капитан Копейкин. Можно ли сказать, что Копейкин заботился только о том, чтобы раздобыть средства для приличного существования? Можно ли сказать о том, что Копейкин старался удовлетворить и собственные прихоти? Каким предстает в «Повести о капитане Копейкине» Санкт-Петербург? Сравните изображение Петербурга в повестях «Ночь перед Рождеством» и «Невский проспект». Что общего в изображении русской столицы в этих произведениях? Какие новые ноты возникают в изображении Гоголем Петербурга в «Мертвых душах»?

  • Слайд 30

    В «Ночи перед Рождеством» и в «Повести о …» изображен вельможа. В чем разница в изображении вельможных лиц в двух произведениях? Как относятся к ним присутствующие во дворце? Чем можно объяснить эту разницу? Как можно объяснить замысел Гоголя в изображении вельможи в «Повести о…» В «Повести о…» есть такое замечание: «А государя, нужно вам сказать, в то время не было еще в столице; войска, можете себе представить, еще не возвращались из Парижа, всё было за границей». Почему Гоголь, изображая Русь в целом, ее исторический путь и ее государственное устройство, не изобразил в «Мертвых душах» русского царя, как изобразил русскую императрицу в «Ночи перед Рождеством»?

  • Слайд 31

    Найдите в «Повести…» момент, который напоминает сцену Страшного суда. Почему Гоголю понадобилась эта сцена? Носит ли она обличительный характер? Если так, то что именно она обличает: государственный порядок в России или раболепие людей перед высшими должностями? Если в нет нет обличительного характера, то можно ли по этой сцене судить о том, какую роль отводит Гоголь высшей административной власти в государстве? Каков ее долг, по мнению Гоголя? С какой целью Гоголь пишет сцену появления вельможи в приёмной таким образом, что она вызывает в сознании читателя образ Страшного суда?

  • Слайд 32

    Мы уже говорили о том, что создавая «Мертвые души», Н.В. Гоголь следовал замыслу Данте в «Божественной комедии». Известны слова Данте о четырёх уровнях смысла в его произведении: буквальный, аллегорический, моральный (нравоучительный) и сверхсмысл, связанный с мыслями о божественном мироустройстве. Возможно ли в «Повести о капитане Копейкине» увидеть эти четыре уровня смысла?

  • Слайд 33

    5 урокНовый герой русской действительности – Павел Иванович Чичиковff

  • Слайд 34
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке