Содержание
-
-
НОВОКРЕСТЬЯНСКИЕ ПОЭТЫ
-
ЦЕЛЬ УРОКА:
Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии XX века; Проследить поэтическую эволюцию поэтов; Акцентировать внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к ним советской власти; Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений
-
Николай Клюев (1884 - 1937гг) Сергей Есенин (1885 - 1925гг) Сергей Клычков (1889 - 1937гг) Александр Ширяевец (1887 - 1924гг) Петр Орешин (1887 - 1938гг)
-
СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ:
Глубокие фольклорные традиции; В центре творчества – рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье; Лейтмотив творчества – гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство; Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы
-
Николай Клюев
Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху С молчаливо-ласковым лицом
-
Но не стоном отцов Моя песнь прозвучит, А раскатом громов Над землей пролетит Н.Клюев
-
-
Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии Гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом Возводил свои истоки к «неистовому протопопу» Аввакуму Творил художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного Мифологизация создавала приподнятый, героический настрой
-
-
Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку»,- Гремел мой прадед Аввакум!
-
-
Н.С.Гумилев:
«На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны»
-
-
Песенная, фольклорная стихия творчества
Изба – святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем… В твоих глазах дымок от хат, Глубинный сон речного ила, Рязанский маковый закат – Твои певучие чернила… (Посвящено С.Есенину)
-
Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения; Был широко образованным человеком: знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки
-
Хронология жизни
1905 год – принимал участие в революционных явлениях 1906 год - заключен в вытегорскую, а позже – в петрозаводскую тюрьму 1917 год – с восторгом встретил революцию 1918 год – вступил в большевистскую партию 1920 год – исключен за религиозные убеждения 1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске 1937 год - расстрел
-
Из писем Н.Клюева:
«Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…
-
Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»?
Стихотворение «Клеветникам искусства» Цикл стихов «Разруха» Поэма «Погорельщина» Клюев – основатель и идеолог «новокрестьянской» поэзии
-
Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…
-
Сергей Клычков (Лешенков)
За туманной пеленою На реке у края, Он пасет себе ночное, На рожке играя…
-
Своеобразие лирики:
Интерес к древнеславянской мифологии Фольклорные мотивы Простота поэтической формы, сюжета Прозрачность содержания Высший идеал – природа Тяготение к календарной обрядовой лирике Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников Лирический герой – одинокий мечтатель
-
-
Борода у него - мелкий дождичек, в бороде у него - дуга-радуга, а в руках подожок- подорожничек, - собрапся старина, видно, надолго...
-
-
Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед - собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предкови Лада – образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта
Повязалась Лада Шелковым платком, Ходит Лада в поле С липовым лотком. Ходит Лада – сеет, Вкруг её синеет.
-
-
Стихотворение «Предчувствие» (1917год)
Та же Русь без конца и без края, И над нею дымок голубой – Что же я не пою, не рыдаю Над людьми, над собой, над судьбой? И мне мнится: в предутрии пламя Пред бедою затеплила даль И сгустила туман над полями Небывалая в мире печаль.
-
Петр Васильевич Орешин(1887-1938гг)
Соломенная Русь, куда ты? Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в неизвестный путь
-
Родом из Саратова, отец – из крестьян Окончил 3 класса городского училища Подолгу жил в деревне Скитался по Поволжью в поисках заработка Впервые напечатался в 1911 году Первый сборник – «Зарево» в 1918 году
-
СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ:
Образы и мотивы природы Фольклорно-сказочные мотивы Внимание к деревенскому укладу Внимание к социальным темам, темам бедности и богатства Отражение бунтарских настроений предоктябрьской деревни
-
В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции, приветствуя изменения в стране
« Комсомольцы» «В покосе соревнуются бригады» «На тракторе сидел я, управляя…» «Золотая соха» Тяжко в пору нам покосную, Весь до косточки сломаешься. Ах, зачем ты, жизнь несносная, К нам, как мачеха, ласкаешься!
-
ИТОГ УРОКА:
Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной земле, беспокойство за её будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека
-
Источники:
И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 11 класс - Москва: «Вако», 2009
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.