Содержание
-
Ономапоэтика комедии «Ревизор и поэмы «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852)
-
Ономапоэтика изучает роль имён собственных в художественном тексте, к их числу относятся и «говорящие» имена, фамилии персонажей.
«Говорящие» имена, фамилии – это средство , позволяющее расширить рамки текста ,т. к.они несут в себе ключ к прочтению характера персонажа, основополагающие качества его характера.
-
Комедия «Ревизор»
Её героев объединяет общая забота о сокрытии истинного положения дел в ведомствах, страх, связавший чиновников воедино перед идеей «ревизии», уродливая поззия благоговения перед чином
-
Поэма «Мёртвые души»
Отражает проблемы, которые были актуальны во второй половине 19 века: крепостное право, положение помещиков и крестьян, власть чиновников, бюрократические отношения, стремление к обогащению, .денежные махинации
-
Ономапоэтика комедии «Ревизор»
Ряд фамилий персонажей «говорит» о злоупотреблении служебным положением : это смотритель училищ Хлопов; полицейский, чья фамилия даже стала нарицательной - Держиморда. Фамилия судьи –Ляпкин-Тяпкин – напротив – «говорит» о пренебрежительном отношении к своим служебным обязанностям.
-
Некоторые фамилии обнажают личностную сущность их носителя: Земляника – фамилия внешне обходительного до слащавости, но внутренне (по контрасту) – глубоко непорядочного(небогоугодного) чиновника. Добчинский и Бобчинский – созвучные фамилии городских помещиков, намекающие на двух одинаково пустых до комичности человечков. Хлестаков – бездумно «хлещет» языком, человек «без царя в голове»,постоянно сочиняет о себе небылицы , чтобы хоть немного быть лучше , чем он есть на самом - в этом сущность хлеставковщины .
-
«Говорящие фамилии» в поэме «Мёртвые души»
Мёртвые души – это не только умершие крепостные , но и их хозяева-помещики. Помещик Манилов – за «манящей» внешностью – внутренняя пустота, это пустопорожний мечтатель. Коробочка – мелочная накопительница . Собакевич Михайло Семёнович – проекция на зоологическую сущность помещика-кулака.
-
Таким образом, многие фамилии и имена героев «Ревизора» и « Мёртвых душ» «говорят» об общем , основополагающем в их характерах , - они все «мёртвые» духовно. В высшей мере чуткий к юмору имён, кличек,фамилий, Гоголь мастерски использует возможности ономапоэтики для сатирического отображения уродств жизни , мешающих прогрессу России.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.