Содержание
-
Органическая философия Сергея Есенина
-
Цели работы:
1. Попытка осмыслить творчество Есенина через ключевую проблему «Органическая связь человека и природы» 2. Обосновать концепцию человека в поэзии Есенина 3. Уяснить значение личности Сергея Есенина как русского национального поэта
-
Задачи:
1. Выяснить философские аспекты творчества Есенина с опорой на его философский манифест «Ключи Марии» 2. На основе конкретных произведений проанализировать ключевые образы Есенина
-
Философские аспекты творчества Есенина
«В стихах моих читатель должен…обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим поэтам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность», - писал в 1924 году поэт.
-
Задача поэта-
«преображение мира посредством образов», являющих собой «двойное зренье», т.е бытовое и духовное одновременно. «Искусство, рожденное бытом, должно было возвратиться в быт, обновляя его, и две природы войти друг в друга».
-
Поэтика Есенина(Ключевые понятия)
Особенность Есенина не только в том, что его поэзия метафорична. Своеобычность Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, - строго и отчетливо, при внешней причудливости, упорядочена.
-
Символика цвета
Зеленый – цвет лугов и рощ; Синий – цвет Оки, неба, родины, а также возрождение чувств в душе поэта («заметался пожар голубой»); Розовый, малиновый, алый – с этими цветами связано в душе поэта ощущение светлой радости первого чувства, юности и вместе с тем – грусти от сознания кратковременности человеческого счастья; Желтый, красный – цвета осени, говорящие о неизбежности смены старого новым, о краткосрочности и величии жизни; Черный цвет связан с мыслью о неизбежности смерти.
-
Художественная концепция человека в лирике Есенина
Основной художественный прием - персонификация - как совокупность олицетворений различных типов: оживление всего неживого, овеществление абстрактного и обратный олицетворению прием - наделение образа человека природными характеристиками. Примеры: Олицетворения: «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «березы в белом плачут по лесам», «осень - рыжая кобыла - чешет гриву». Сравнения: "на ветке облака, как слива, златится спелая звезда", "золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде", «словно белою косынкой подвязалася сосна», "заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот».
-
Художественно- философское открытие Есенина состояло в том, что он отразил не только близость своего лирического героя к природе, а полную сращенность с ней. Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет.
-
Образ «мирового древа» в поэзии Есенина
«Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь…» Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. Дерево, растущее от земли до неба, является и центром мира, и раем, и семьей, и человеком, и «вечным, непоколеблемым древом, на ветвях которого растут плоды дум и образов» (« Ключи Марии»).
-
-
Я хотел бы стоять, как дерево, При дороге на одной ноге. Я хотел бы под конские храпы Обниматься с соседним кустом… («Ветры, ветры, о снежные ветры…») Ах, увял головы моей куст… («Хулиган») Облетает моя голова, Куст волос золотистых вянет… («По-осеннему кычет сова…») Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. ("Я покинул родимый дом…") Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. («Клен ты мой опавший, клен заледенелый»)
-
Зеленая прическа…
Зеленая прическа, Девическая грудь, О, тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы- ветви Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил - печальный Твой предосенний шум.
-
И мне в ответ березка: « О, любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя, За голые колени Он обнимал меня. И так, вздохнувши глубко, Сказал под звон ветвей: «Прощай, моя голубка, До новых журавлей».
-
«Небесное» и «земное» в лирике Есенина. Образ избы
-
Красный угол в избе
-
Символические образы месяца и луны
Наиболее важную роль в художественном мире Есенина играют образы луны (месяца) и солнца как символы ночи и дня, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека. Считая, «что в нас пока колесо нашего мозга движет луна, что мы мыслим в ее пространстве и что в пространство солнца мы начинаем только просовываться», Есенин значительно больше внимания уделяет образу луны, чем солнца. Он создает в своей лирике более 160 «лунных» образов.
-
Месяц в ранних есенинских произведениях получил множество «лакомых» и ласкательных прозвищ и эпитетов: месяц – колобок, что замесила Божья Матерь Сыну; месяц - сырный кусок; месяц- жеребенок; месяц- ягненок; месяц - «рыжий гусь»; месяц- коромысло и т.д. Луна – это не только небесное тело, но еще и лунный свет, который вызывает у лирического героя различные настроения.
-
Образ луны
-
Синий туман. Снеговое раздолье, Тонкий лимонный лунный свет. ( "Синий туман…" 1925 г) Неуютная, жидкая лунность И тоска бесконечных равнин… ( "Неуютная, жидкая лунность…"1925 г) Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля. ( "Спит ковыль…" 1925 г)
-
Космические мотивы тесно соседствуют с религиозными.
С голубизны незримой кущи Струятся звездные псалмы. ( "Не ветры осыпают пущи…"1914 г) Тихо – тихо в божничном углу Месяц месит кутью на полу. ( "Нощь, и поле, и крик петухов."1917 г)
-
Также в произведениях наряду с небесными явлениями упоминаются и "райские жители": О, матерь божья, Спади звездой На бездорожье, В овраг глухой. ( "О, матерь божья…"1917г) Или « О, дево Мария !» - Поют небеса. ( "Октоих" 1917 г)
-
-
«Братья наши меньшие…»
Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове. ( "Мы теперь уходим понемногу" 1924 г)
-
Рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), Есенин не ставит цели воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека
-
Было подсчитано,что конь упоминается в лирике Есенина 13 раз, корова - 8 , ворон, пес, соловей - 6, телята, кошка, голубь, журавль - 5, овца, кобыла, собака - 4, жеребенок, лебедь, петух, сова - 3, воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица - 2, аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок -1.
-
«Живое» и «железное»
Мир таинственный, мир мой древний, Ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе. Поэзия Есенина последних, самых трагических лет отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. И трагедия заключалась в том, что гармонии этой поэт не находил. «Узловая завязь природы» с сущностью человека была нарушена в крестьянской Руси. «Трогает меня…грусть за уходящее милое звериное и незыблемая сила мертвого, «механического»,- писал поэт.
-
Жеребенок- это символ чего-то нежного, ласкового, теплого, живого. Именно этот образ напоминает людям о живом, о природе, о чистоте человеческих отношений. Но жизнь распорядилась по- иному. Нужнее всего не живое, чистое, светлое, а все практичное, железное, стальное, чугунное, холодное. Для Есенина слова «бездушный, неживой, бесчеловечный, бездуховный, хищный, жестокий» являются синонимами слова железный.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.