Презентация на тему "Основные мотивы лирики Пушкина" 9 класс

Презентация: Основные мотивы лирики Пушкина
Включить эффекты
1 из 22
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Основные мотивы лирики Пушкина"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 22 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе для 9 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    22
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Основные мотивы лирики Пушкина
    Слайд 1

    Основные мотивы лирики А.С.Пушкина

  • Слайд 2

    Александр Иванов."Явление Христа народу".(1837-1857). Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Карл Брюллов «Последний день Помпеи» (1830—1833). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  • Слайд 3

    Дома: 1) наизусть «Телега жизни» 2) учебник, с 137- 140 3) прочитать «Маленькие трагедии»

  • Слайд 4

    1. Опрос домашнего задания. Рт – таблица «А.С.Пушкин. Жизнь и творчество» дата ---- событие ---- произведения

  • Слайд 5

    2. Сказки А.С.Пушкина:«Сказка о золотом петушке» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

  • Слайд 6

    Читая лирику А.С.Пушкина, великий русский писатель Н.В.Гоголь задался вопросом: “Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?” И сам отвечал: “Все стало предметом”. Всю лирику А.С.Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарование в идеале.

  • Слайд 7

    «Поэзия А.С. Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикасается к нему. Помимо радости общения с человеком глубокого ума и пылкого, благородного сердца, она дарит нам «неизъяснимые наслаждения», воспитывает в нас «чувства добрые»... Стихи Пушкина – это живопись и музыка. Они сопровождают нас с самого раннего детства через всю жизнь; и каждый раз, возвращаясь к ним, мы находим нечто новое. Пушкин дает нам возможность понимать, что такое истинная Поэзия. Входя в мир пушкинских идей и образов, проникая в великолепное мастерство пушкинского поэтического слова, мы учимся многому, что нам пригодится в жизни. Читайте Пушкина!» (Вс. Рождественский «Читая Пушкина»)

  • Слайд 8

    А.С.Пушкин – поэт, прозаик, драматург, но именно лирика даёт полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. Изучая пушкинскую лирику, следует помнить, что каждое стихотворение уникально, неповторимо. Шедевры его лирики — сложнейший сплав, в котором всё значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Нот почему тщательный анализ текста произведений — основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Важно освоить и образный «словарь» пушкинской лирики.

  • Слайд 9

    В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определённый биографический, литературный или психологический контекст. «Свобода» и «воля», «самовластье», «судьба», «дружба» и «любовь», «жизнь» и «смерть», «море» и «берег», «покой» и «буря», «зима», «весна» и «осень», «поэт» и «толпа» — в каждом из этих слов Пушкин находил множество красок и оттенков.

  • Слайд 10

    Основные темы лирики А.С.Пушкина пейзажная свобода дружба любовь поэт и поэзия философская

  • Слайд 11

    Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают её широту.Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

  • Слайд 12

    Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки «присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования. Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

  • Слайд 13

    Любовь для Пушкина лирика — предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, — подчеркивал Пушкин, — унижают поэзию». Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. Здесь не только запечатлена психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, но воспел Женщину.

  • Слайд 14

    Наталья Николаевна Пушкина (1812—1863)«Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив»На холмах Грузии лежит ночная мгла:Шумит Арагва предо мною.Мне грустно и легко; печаль моя светла;Печаль моя полна тобою,Тобой, одной тобой... Унынья моегоНичто не мучит, не тревожит,И сердце вновь горит и любит — оттого,Что не любить оно не может. 15 мая 1829

  • Слайд 15

    Мадонна СонетНе множеством картин старинных мастеровУкрасить я всегда желал свою обитель,Чтоб суеверно им дивился посетитель,Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель —Она с величием, он с разумом в очах —Взирали кроткие, во славе и лучах,Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. 8 июля 1830

  • Слайд 16

    Пушкин — создатель лирической концепции творчества. В ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», — поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831). В мудрой «Элегии» («Безумных лет угасшее веселье...») именно с творчеством поэт связывает грядущие «наслажденья», которые помогут ему преодолеть усталость от жизни, настроения тоски и отчаяния:И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь...

  • Слайд 17

    Твердость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям — вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов. Именно верность этим принципам ведёт поэта к бессмертию. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в этих стихотворениях. Оглядываясь на свой творческий путь в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836), Пушкин был особенно горд тем, что соответствовал высокому идеалу поэта, провозглашенному в поэтических манифестах. «Слово» и «дело» поэта совпали. Чеканная последняя строфа стихотворения подводит итог пушкинским размышлениям о свободе и звучит как завещание русской поэзии:Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

  • Слайд 18

    Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821) «Бывало в сладком ослепленье...» (1823) «Дар напрасный, дар случайный...» (1828) «Анчар» (1828) «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829) «Бесы» (1830) «Элегия» (1830) «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830) «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833) «...Вновь я посетил...» (1835)

  • Слайд 19

    Это стихотворение (1830) осталось незаконченным:Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.Животворящая святыня!Земля была б без них мертва,Как . . . . пустыняИ как алтарь без божества.

  • Слайд 20
  • Слайд 21

    Анализ стихотворения.1. Дата написания. Биографический комментарий.2. Жанровое своеобразие.3. Идейное содержание: а) тема б) основная мысль в) проблема г) эмоциональная окраска чувства4. Структура стихотворения: а) основные образы б) тропы в) стилистические фигуры5. Стихотворный размер. Рифма.6. Актуальность стихотворения.

  • Слайд 22

    Брожу ли я вдоль улиц шумных,Вхожу ль во многолюдный храм,Сижу ль меж юношей безумных,Я предаюсь моим мечтам.Я говорю: промчатся годы,И сколько здесь ни видно нас,Мы все сойдём под вечны своды -И чей-нибудь уж близок час.Гляжу ль на дуб уединённый,Я мыслю: патриарх лесовПереживёт мой век забвенный,Как пережил он век отцов.Младенца ль милого ласкаю,Уже я думаю: прости!Тебе я место уступаю;Мне время тлеть, тебе цвести.День каждый, каждую годинуПривык я думой провождать,Грядущей смерти годовщинуМеж их стараясь угадать. 1829

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке