Содержание
-
Жажда борьбы и свободы М.Ю. Лермонтов стихотворение «Парус» Учитель ГСК ОУ № 480 Кировского района Санкт-Петербурга Корейс Е.Г.
-
Цели урока:
Продолжить знакомство с личностью М.Ю. Лермонтова; Определить основной мотив стихотворения; Показать мастерство поэта в изображении противоборства природных сил; Сформировать навыки сопоставительного анализа текста с другими видами искусства; Продолжить работу по формированию навыка выразительного чтения стихотворения.
-
Михаил Юрьевич Лермонтов
Сведения о жизни поэта М.Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. П. Заболотский. 1837
-
География Лермонтова Имение Тарханы Московский благородный пансион Петербург Школа Гвардейских Прапорщиков Дуэль в Пятигорске Ссылка на Кавказ
-
Родители поэта
Мать, Мария Михайловна Лермонтова (урожденная Арсеньева, 1795–1817), её памятник, установленный в часовне под склепом, венчает сломанный якорь — символ несчастной семейной жизни. Не дожила до 22-х лет. Отец поэта, Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) «был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен; в общем, его можно назвать в полном смысле слова изящным мужчиной; он был добр, но ужасно вспыльчив
-
протекало в поместье бабушки, Тарханах, Пензенской губернии; его окружали любовью и заботами — но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было. Зловещие тайны семьи. Семейные распри. Эта вражда предопределила мотивы творчества. Детство Лермонтова М.Ю. Лермонтов ребенком. Неизвестный художник. 1817–1818
-
Елизавета Алексеевна, бабушка поэта,
происходила из знаменитого рода Столыпиных, страстно любила внука. Она употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых.
-
1826-1828 г.г. обучение в Благородном пансионе при Московском университете. Интерес к литературе Московский периодШкола гвардейских прапорщиков в Петербурге. Переживает драму в личной жизни, связанную с отношениями бабушки и отца. Автопортрет Обучение в пансионе
-
В Пятигорске произошла ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов посмеивался за его воинственный вид. Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту. Трагическая гибель. 1841 М.Ю. Лермонтов Дуэль. Перо, чернила. 1832—34 г.
-
Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы. В 1889 году, поэту воздвигнут памятник в Пятигорске. Памятник на месте дуэли М. Ю. Лермонтова
-
Наблюдения над портретами М.Ю. Лермонтова
. В. Фаворского. 1931г. М.Ю.Лермонтов. Гравюра на дереве К.А. Горбунов 1841г. Портрет Лермонтова Автопортрет
-
Сегодня познакомимся с одним из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова « Парус». - Символом чего может быть для вас слово « парус»? - Как вы думаете, чем поражает человека море? - Какое море в тихую погоду? - А в бурю? Сообщение темы урока
-
Наблюдения по репродукциям А.И. Куинджи «Море» С.Ф. Щедрин Большая гавань на острове Капри
-
Выразительное чтение учителем наизусть стихотворения « Парус» Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! 1832
-
Анализ стихотворения Выделите основные ключевые слова стихотворения Какое чувство вызывает парус у самого поэта? (сочувствие) Что вызывает сочувствие поэта? («одинокий, увы…») Согласны ли вы с утверждением, что парус- это сам поэт?
-
- Что такое буря? - Всегда ли она несёт разрушение? Айвазовский «Бурное море ночью» - Что символизирует море? (перемены, трагедия) (жизнь, судьбу)
-
Почему Лермонтов заменил одно слово другим, что этим достигается? а потом говорится « он», т.е. это как бы взгляд со стороны, то есть рассказ не только о себе. Прочитайте слова, которые можно назвать словами поэта, автора, начиная с первой строфы. Работа с черновиками стихотворения
-
Если бы вас попросили нарисовать парус после прочтения первого четверостишия, то что бы вы изобразили? Каким было бы изображение? I строфа (точечным) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
-
Чтение второй строфы. - Как меняется изображение паруса? Что помогает нам увидеть парус совсем рядом? Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! ( Приближение через звук). - Каким предстает море? ( И радостное, и грустное: « Играют волны, но ветер свищет»)
-
Обобщение учителя: - Парус – это состояние человека, который находится в состоянии отдаленности от мира, но в буре сливается с ним, а в спокойном состоянии отдаляется. - Какое главное слово автора в первой строке? - А в последней? - Почему автор сначала называет парус «одинокий», а потом – « мятежный»? ( Когда парус одинокий, автор сочувствует ему, а мятежный вызывает удивление) - Что же нужно парусу? (буря и покой). - Что же это за слова в русском языке? (антонимы). - А здесь? (синонимы). Счастье и покой чужды парусу. - Какова главная мысль автора? Решает ли для себя поэт вопрос о смысле жизни или уже решил?
-
-
Домашнее задание: 1) выучить стихотворение наизусть; 2) прочитать историю создания стихотворения « Тучи»; 3) принести стихотворение А.С. Пушкина « Туча».
-
Ссылки: Музей в Тарханах Романс Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.