Содержание
-
«Простая клеенка», или «Алые паруса» Пиросмани»
-
Константин Паустовский«Простая клеенка»
Обучение композиционному анализу прозаического произведения (литература, 9 класс)
-
Цели и задачи:
-приобщение учащихся к творчеству Константина Паустовского; -пробуждение творческого воображения учащихся; -развитие у учащихся умения понимать смысл художественного текста; -развитие навыков лингвистического анализа текста; -углубление знаний о композиции художественного произведения и ее роли в идейном замысле
-
«Счастье, может быть, нельзя объяснить, но его нельзя не почувствовать и не увидеть, даже если малейшая его крупинка попалась нам на пути. Поэтому о счастье можно рассказать. Не беда, если этот рассказ будет несколько бессвязным…» К Паустовский
-
Константин Паустовский «Книга о жизни»
Любое литературное произведение-это художественное целое, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру.
-
«Повесть о жизни» (в шести книгах) «Бросок на юг» (книга пятая) «Клеенки Пиросмани» (глава книги)
-
Какой из жанров вы выберете для произведения Паустовского?
Автобиографический рассказ- рассказ , в котором присутствует описание автором собственной жизни Лирическая проза– повествование с ярко выраженным лирическим началом, чувствами и мыслями автора Новелла - небольшой по объему жанр повествовательной литературы (приближается к рассказу) Феерия- волшебное, сказочное зрелище
-
Закончи предложения:
Сложно определить жанр этого произведения… Это, конечно, …, но это и…. Это произведение можно даже назвать… В этом произведении можно найти как элементы…, так и… Это произведение уж точно не относится к….
-
О чем произведение Паустовского? Как бы вы обозначили тему? «Заразительность искусства Паустовского в том именно, что оно обещает праздник. Обещает и …не обманывает» Т.Ф Курдюмова
-
Почему автор изменил название?
« Клеенки Пиросмани» «Простая клеенка» Какое название отражает тему, а какое – идею произведения?
-
Основные элементы композиции художественного произведения
Пролог (экспозиция) Кульминация Завязка Эпилог Развязка Развитие действия Спад действия Наличие всех элементов композиции необязательно!
-
Основные сюжетные элементы рассказа Паустовского
1. В знаменитых садах Тифлиса. 2. «Звали ее Маргарита…» 3. Влюбленный художник 4. История Нико Пиросмани 5. Клеенки Пиросмани 6. Кирилл Зданевич 7. Жираф! 8. Кавказ 9.День рождения Пиросмани 10. Бегство Маргариты (пролог) (завязка) (развитие действия) (пролог) (завязка) (развитие действия) (кульминация) (спад действия, развязка) (кульминация) (эпилог) Рассказ в рассказе
-
Некоторые композиционные приемы:
-обрамление (события начала и финала происходят в одном и том же месте), - ретроспекция(возвращение действия в прошлое); -рассказ в рассказе (как вариант ретроспекции); -симметрия слов, образов, эпизодов (как вариант зеркальной композиции); -разрыв событий (прекращение одного незаконченного повествования на самом интересном месте и начало другого)
-
В садах Тифлиса… Чем «знамениты» были сады Тифлиса?
-
широкая в плечах ленивая равнодушная ни огня, ни улыбки в ней не было «Звали ее Маргарита…» с сильной шеей таинственная с тонкой талией оригинальная пение ее завораживало «Двойной» голос Маргариты, как картины Пиросмани…
-
Простая клеенка.. Двойное дно… Картина Пиросмани
-
Время в рассказе Паустовского
1915 г. 1915 г. 1862 – 1918 г.г. 1922 г. 1915 год- Пиросмани пишет портрет Маргариты 1862-1918 –годы жизни Пиросмани 1922 год –Паустовский на Кавказе
-
Подумай!
Как меняется звучание , ритм, атмосфера повествования каждой части? Найди слова -«скрепы», соединяющие части рассказа Зачем автору «рассказ в рассказе»?
-
Картины «молча окружали меня, и , казалось, не спускали с меня глаз..»
-
Подумай!
Как сумел Паустовский «освободить» пространство? Для чего он это сделал?
-
«Это был жираф…»
-
Дополните словесный тематический ряд эпизода:
Человек: Жираф: Пространство: -вскочил -отвернулся -отвел глаза - застонал… -страдает -смотрит -сошел со стены -знает… -мертвенно тихо -нечеловеческий крик -резкое и сухое солнце… Пейзаж выполняет сверхзадачу Жираф ничего не требует, ждет только понимания Человек боится этой встречи
-
Подумай!
Найди сходство в истории с жирафом и в истории Маргариты и Пиросмани Сравни пейзаж в садах Тифлиса и пейзаж перед встречей в жирафом. Почему картины Пиросмани помогают понять МОЗАИКУ Кавказа?
-
«Мозаика» Кавказа
-
Озаглавь «кадры кинофильма» День рождения Пиросмани Утро На улицах Тифлиса Цветы Поцелуй Люди вокруг Бегство Маргариты
-
Определи сюжетные элементы композиции
1.Пролог 2.Завязка 3.Развитие действия 4.Кульминация 5.Спад действия, развязка 6.Эпилог Утро Арбы под легким грузом Цветы на улице Поцелуй Маргариты Люди на улице Бегство Маргариты Зачем автору еще один «рассказ в рассказе»?
-
Цветы:
-цветы -охапки цветов -озера цветов -цветочные груды -тысячи других цветов -горы цветов -сугробы цветов -граница (?) цветов В чем музыкальность градации?
-
Подумай!
-Почему Маргарита надела свое лучшее платье? -Почему она плачет в миг такой радости? Почему у цветов все-таки была граница? -Почему Пиросмани подарил цветы в день своего рождения? -Почему Маргарита поцеловала Нико?
-
«Алые паруса» Пиросмани
В чем же «самая горькая правда»? От чего сбежала Маргарита? Объясните смысл названия урока
-
Любовь Бездонная, безграничная Восхищает, Чудесная Всегда счастье? ослепляет, пугает феерия в обычной жизни
-
Ресурсы интернет
Слайд4, 6 - http://skolakras.narod.ru/portret/images/KGPaustovskij1_jpg.jpg Слайд5,11 - http://www.bookin.org.ru/book/505606.jpg Слайд7,8,10,13,20 - http://burusi.files.wordpress.com/2009/03/arsenal-mountain-at-night1.jpg Слайд9,15 – http://turometr.ru/uploads/images/8f/4d/f1/1183/6f86168b4d.jpg http://posterluxru.511.com1.ru:8059/WWW/gallery_images_site/105486%20Pirosmani.jpg Слайд14 –http://img-fotki.yandex.ru/get/7/chumbura.0/0_4896_ab5913d9_XL Слайд 16 – http://www.ikz.ru/culture/raishev-gallery/bitmaps/sy/15-big.jpg Слайд18 – http://s60.radikal.ru/i169/1003/25/12dd94cdafb9.jpg Слайд 19, 2- http://art.rin.ru/images/gal743_11.jpgh ttp://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0291090165.jpg http://www.ljplus.ru/img/m/a/martoff/roe.jpg http://www.linguarus.com/files/image/program/barashek.jpg http://www.artchive.com/web_gallery/reproductions/204001-204500/204094/size1.jpg http://www.charla.ru/uploads/images/b/d/7/d/7184/d1bcb5cf9b.jpg Слайд-21 http://28.media.tumblr.com/ZS10409bwlq5p7o3XBdl64sYo1_500.jpg Слайд 23-, 24 http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/3106/paskila.c/0_1dff7_5af37a22_XL- http://s49.radikal.ru/i123/0808/0c/6bbdb184ad10.jpg Слайд 25- http://infa.ws/jivopis/painter/253/06.jpg http://ruslandscape.narod.ru/gal12/58-2.jpg http://www.fin2rus.ru/userfiles/blog/09092309248609_1.jpg Слайд25,27 - http://bms.24open.ru/images/18641b70719cd4f6d10b544c91c5497f Слайд28 - http://blogs.pravda.com.ua/images/doc/a6cef-kb012.jpg
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.