Содержание
-
Акмеизм. Н.Гумилёв.
-
Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечёткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов, должно было приобрести свой изначальный смысл. Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трёхмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
-
Акмеисты, или — как их ещё называли — «гиперборейцы» (по названию печатного рупора акмеизма, журнала и издательства «Гиперборей»), сразу выступили единой группой. Своему союзу они дали знаменательное наименование «Цех поэтов». А начало новому течению (что в дальнейшем стало едва ли не «обязательным условием» возникновения в России новых поэтических групп) положил скандал. Осенью 1911 года в поэтическом салоне Вячеслава Иванова, знаменитой «Башне», где собиралось поэтическое общество и проходило чтение и обсуждение стихов, вспыхнул «бунт». Несколько талантливых молодых поэтов демонстративно ушли с очередного заседания «Академии стиха», возмущённые уничижительной критикой в свой адрес «мэтров» символизма.
-
Осенью 1912 года шестеро основных членов «Цеха» решили не только формально, но и идейно отделиться от символистов, назвав себя «акмеистами», то есть вершиной. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в журнале «Аполлон» (1913, № 1). В первой из них говорилось: «На смену символизму идёт новое направление, как бы оно ни называлось, акмеизм ли (от слова akme — высшая степень чего-либо, цветущая пора) или адамизм (мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь), во всяком случае, требующее большего равновесия сил и более точного знания отношений между субъектом и объектом, чем то было в символизме. Однако, чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом».
-
Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго — около двух лет. В феврале 1914 года произошёл его раскол. «Цех поэтов» был закрыт. Акмеисты успели издать десять номеров своего журнала «Гиперборей» и несколько альманахов.Основные принципы акмеизма:— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определённое, точное значение;— предметность и чёткость образов, отточенность деталей;— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
-
- в поэзии должно быть воедино собрано 4 начала:1) традиции У.Шекспира в изображении внутреннего мира человека;2) традиции Ф.Рабле в воспевании тела;3) традиции Ф.Вийона в воспевании радостей жизни;4) традиции Т.Готье в воспевании силы искусства.
-
-
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921, 35 лет) родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провёл в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок». Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилёв заканчивает там гимназию, директором которой был Иннокентий Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф.Ницше и стихами символистов. В 1903 познакомился с гимназисткой Анной Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, где уже найдена собственная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя. В 1906, после окончания гимназии, Гумилёв уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде.
-
В Париже вышел второй сборник стихов Гумилёва — «Романтические стихи» (1908), посвящённый А.А.Горенко.С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилёва. В.Брюсов, похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме». Весной 1908 года Гумилёв возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь».Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В конце 1909 года Гумилёв на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издаёт новую книгу — «Жемчуга».
-
25 апреля 1910 Николай Гумилёв венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошёл в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов». Первым акмеистическим произведением считали в «Цехе поэтов» поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов. В начале Первой мировой войны Н. Гумилёв, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста». В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» и «Гондла». Патриотический порыв и упоённость опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки».
-
3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорён к расстрелу.
-
ЖирафСегодня, я вижу, особенно грустен твой взглядИ руки особенно тонки, колени обняв.Послушай: далёко, далёко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.Ему грациозная стройность и нега дана,И шкуру его украшает волшебный узор,С которым равняться осмелится только луна,Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.Вдали он подобен цветным парусам корабля,И бег его плавен, как радостный птичий полёт.Я знаю, что много чудесного видит земля,Когда на закате он прячется в мраморный грот.Я знаю весёлые сказки таинственных странПро чёрную деву, про страсть молодого вождя,Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.И как я тебе расскажу про тропический сад,Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав..Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере ЧадИзысканный бродит жираф.
-
Это стихотворение написано в 1907 году, вошло в сборник «Озеро Чад». С первых строчек стихотворения перед нами открывается довольно безрадостная картина. Мы видим грустную девушку, она сидит, наверное, у окна, подтянув к груди коленки, и сквозь пелену слёз смотрит на улицу. Рядом лирический герой, который, стараясь её утешить и развлечь, ведёт рассказ о далёкой Африке, об озере Чад. Так взрослые, стараясь утешить ребёнка, поведывают о чудесных краях. Перед нами – чудесная страна, где «бродит» жираф. Он описан как существо небывало красивое, главный эпитет, характеризующий его – «изысканный». Это не просто животное, это - символ изящества, экзотики. Автор сравнивает узор животного с луной, отражающейся в воде, а бег животного - с парусами корабля. Жираф выступает как воплощение надежды, ведь, если вдали видны паруса, скоро покажется и корабль. Подобное сравнение ещё раз настраивает читателя на романтический лад, ведь море – это всегда путешествия, экзотика, таинственность. Тема стихотворения – взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной, парой. Основная мысль состоит в том, что у влюблённых разные ценности, которые, как бы ни были они прекрасны, могут быть ненужны или непонятны другому.
-
ВосьмистишиеНи шороха полночных далей,Ни песен, что певала мать,Мы никогда не понималиТого, что стоило понять.И, символ горнего величья,Как некий благостный завет, —Высокое косноязычьеТебе даруется, поэт.Косный - тяготеющий к чему-нибудь привычному, невосприимчивый к новому, отсталый.
-
В моих садах — цветы, в твоих — печаль.Приди ко мне, прекрасною печальюЗаворожи, как дымчатой вуалью,Моих садов мучительную даль.Ты — лепесток иранских белых роз.Войди сюда, в сады моих томлений,Чтоб не было порывистых движений,Чтоб музыка была пластичных поз,Чтоб пронеслось с уступа на уступЗадумчивое имя БеатричеИ чтоб не хор менад, а хор девичийПел красоту твоих печальных губ.Беатриче - «муза» и тайная возлюбленная итальянского поэта Данте Алигьери (13 век).
-
-
Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, жизнь и смерть, присутствуют военные и «географические» стихи. В его творчестве отсутствует политическая тематика; размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко, самый знаменитый— «Мои читатели». …Много их, сильных, злых и весёлых, Убивавших слонов и людей, Умиравших от жажды в пустыне, Замерзавших на кромке вечного льда, Верных нашей планете, Сильной, весёлой и злой, Возят мои книги в седельной сумке, Читают их в пальмовой роще, Забывают на тонущем корабле. (Отрывок из стихотворения)Верлибр - свободный стих.
-
-
-
Д.Мережковский и З.ГиппиусВидео «Тёмное стекло»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.