Содержание
-
-
Гармония? Продолжи….
Гармо́ния в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей... ГАРМОНИЯ в литературе (греч. armonia — связанность и соразмерность частей) — установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. Гармоничным может быть сочетание цветов, оформление ландшафта, звучание различных музыкальных инструментов.
-
-
-
Стефан Цвейг – австрийский писатель
В русской литературе видит пророчество «О новом человеке и его рождении из лона русской души»
-
Секрет успеха русской классики заключался в том, что она преодолела ограниченные горизонты западноевропейского гуманизма, в котором человек осознавал себя венцом природы и целью творения, присвоив себе Божественные функции. Гуманистическое сознание способствовало раскрепощению творческих сил человеческой личности, но постепенно это привело к торжеству индивидуализма. Русская литература 19 века приобрела мировую известность и признание
-
А.Ф. Лосев – русский учёный
«Люди совершали самые дикие преступления и ни в коей мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствующая себя личность» («Эстетика Возрождения»)
-
Русская литература утверждала в европейском сознании идею нового человека и новой человечности А.Н. Островский
-
Прокомментируйте данное положение примерами из произведений 19 века? Жизнь личная, обособленная от жизни народной, ограниченна и скудна
-
Кому из героев принадлежит фраза и по какому поводу он говорит?
«Солдатом быть, просто солдатом…» Пьер ощущал в своей душе «скрытую теплоту патриотизма», которая объединяла русских людей в Бородинском сражении. Объединились все в минуту трагического испытания Л.Н. Толстой «Война и мир»
-
Всякое стремление освободиться от народной жизни, всякие попытки индивидуалистического самоограничения воспринимаются русскими писателями как драматическое, угрожающие человеческой личности внутренним распадом.
Ф.М. Достоевский показывает, какой катастрофой оборачивается для Раскольникова фанатическая сосредоточенность на идее, далёкой от народных и нравственных идеалов, враждебной им. «Преступление и наказание» Приведите пример, подтверждающий данное высказывание?
-
Оцените теорию Раскольникова, к чему она его привела?
-
Почему в романе возникает параллель со смертью и воскрешением евангельского Лазаря из Вифании?
Христианская любовь Сонечки Мармеладовой спасает Раскольникова от одиночества, воскрешает его умирающее Я к новой жизни, к новому рождению.
-
Понимание личности в русской литературе 19 века выходило за рамки буржуазных представлений о ценности индивида.
Ф.М. Достоевский опроверг однолинейность альтернативы немецкого философа Макса Штирнера: «победить или покориться – таковы два мыслимых исхода борьбы.
-
Искушение индивидуалистического своеволия
Герои Достоевского приходят к открытию. Какому? «Самовольное, совершенно сознательное и никем не принуждённое самопожертвование всего себя в пользу всех есть… признак высочайшего развития личности, высочайшего её могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли» Достоевский Ф.М. «Зимние заметки о летних впечатлениях»
-
Русская литература проявляла повышенный интерес к патриархальному народному миру с присущими ему формами общинной жизни, в которых человеческая личность почти полностью растворена.
Составьте список произведений, касающихся данной проблемы. И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.М. Достоевский «преступление и наказание» Финал.
-
Назовите основные проблемы патриархального миропонимания в указанных произведениях.
Эгоистическое обособление высокоразвитой личности ( Гончаров «Обломов»). Ограниченность «обломовского» и «штольцевского» существования и устремления к гармонии. Высокая правда нравственных исканий, раздумий о смысле жизни, о человеческой душе, свойственных развитому интеллекту. (Толстой «Война и мир»)
-
Предмет изображения в литературе
Судьба человеческая едина с судьбой народной. Русская литература недоверчиво относилась к человеку «касты», «сословия», той или иной социальной общности. Писатели показывали жизнь человека и в малом кругу общения, и в тёплых узах семейного родства, и дружеского братства, и сословной среды. Писатель был чуток к духовному сиротству, непримирим к толпе, охваченной разрушительными инстинктами.
-
Приведите примеры из романа –эпопее «Война и мир»? (семейственности)
Группа солдат и командиров на батарее Раевского – скрытая теплота патриотизма. Поэтизируя «мысль семейную» , Л.Н. Толстой шел дальше: «родственность», отцовство», «сыновство», народ, нация, человечество.
-
Крестьянская семья – частица всероссийского мира.
Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос» Дарья – дума о величавой славянке. Усопший Прокл –подобен русскому богатырю Микуле Селяниновичу. Событие в крестьянской семье – смерть кормильца – многовековая беда русских матерей, жён, невест. Русский писатель не решается разрывать бесчисленные нити, связывающие человека, поступок, мысль с общим ходом мироздания (всё обусловлено всем). (Французский критик Мельхиор де Вогюэ).
-
Широта связей русского героя с миром выходила за пределы понимаего времени и пространства.
устремлённое в будущее
-
Выявите героев русской литературы, воспринимающие такой образ жизни?
Тургеневская мысль о власти прошлого над настоящим в романе «Отцы и дети». Тип Обломова в романе Гончарова уходит в глубину веков. Этот дворянин, обломовская лень которого порождена услугами трёхсот Захаров, некоторыми особенностями своего характера связан с былинным богатырём Ильёй Муромцем, с мудрым сказочным простаком Емелей.
-
Поиски писателей мировой гармонии привели:
К непримиримому столкновению с несовершенством окружающей действительности; Несовершенство это осознавалось не только в социальных отношениях между людьми, но и в дисгармоничности самой человеческой природы, обрекающей каждое индивидуально неповторимое явление, каждую личность на неумолимую смерть.
-
Ф. М. Достоевский утверждал: «… человек на земле – существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное» Эти вопросы остро переживали герои Достоевского, Тургенева, Толстого. Послушаем их…
-
Жизнь может иметь смысл лишь в том случае, если этот смысл не отрицается смертью. «Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведёт от растения к человеку… отчего же я предположу, что эта лестница… прерывается мною, а не ведёт дальше и дальше до высших существ. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезнет в мире, но что я всегда буду и всегда был» Пьер Безухов
-
«Ненавидеть. Да вот, например, ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - она такая славная, белая, -вот, сказал ты, Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать…. А я и возненавидел последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… да и на что мне его спасибо? Ну будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будут; ну , а дальше?» Евгений Базаров
-
Сравните две точки зрения, а затем обоснуйте, над какой проблемой задумываются наши герои, и как к ней относятся?
Смысл человеческого существования. Речь идёт о трагической сущности прогресса, о цене, которой он окупается. Кто оправдает бесчисленные жертвы, которых требует вера во благо грядущих поколений? Да смогут ли цвести и блаженствовать будущие поколения, предав забвению то, какой ценой достигнуто их благоденствие? Базаровские сомнения содержат в себе проблемы, над которыми будут биться герои Достоеского.
-
Идеал мировой гармонии
включает не только идею социалистического братства, но и надежду на перерождение самой природы человеческой, вплоть до упований на будущую вечную жизнь и всеобщее воскресение. Ф.М. Достоевский
-
Русский герой Считает такое самодовольное счастье недостойно чуткого, совестливого человека
-
Русская литература ощутила тревогу за судьбу человечества. Почему?
1. Ущемление религиозных норм. 2. Фанатическая вера в науку. Радикально настроенные мыслители революционно-просветительского толка утверждали, что силою разума можно устранить общественное несовершенство.
-
Как русская литература удерживала этот порыв?
Платон Каратев: его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками. Правда Сонечки Мармеладовой: в нечеловеческих условиях она находит единственный выход: веру в Бога и надежда на его помощь, а также в смирении, прощении и доброте.
-
Настороженное отношение русских писателей к деятельному человеку.
1. Гончаров заклеймил Штольца и едва ли не на пьедестал возвёл 2ленивого» Обломова. Тургенев в Базарове, Достоевский в Раскольникове, Толстой в Наполеоне сосредоточили внимание на трагизме смелого новаторства, безоглядного радикала, способных подрубить живое дерево национальной культуры, порвать связь времён.
-
Писатели – пророки.
М.Е. Салтыков-Щедрин в финале «Истории одного города» предупреждал словами самодержца Угрюм-Бурчеева: «Придёт некто, кто будет страшнее меня!» А.П. Чехов не уставал предупреждать российского интеллигента: «Никто не знает настоящей правды» К предупреждениям русской литературы деятельный век воин, революций и глобальных социальных потрясений оказался не очень чутким.
-
Урок классики преданы забвению.
Духовный труд Толстого и Достоевского был презрительно заклеймен «как юродство во Христе» или как реакционная «достоевщина» В.С. Соловьёв открыл истину русской классической литературы. Она показала прежде всего, что «отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства». Она показала также, что «общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародных чувствах».
-
Русские писатели второй половины 19 века, выступая против обожествления человека никогда не впадали в крайность обожествления народных масс. Они отличали народ как целостное единство людей, одухотворённое высшим светом христианских истин, от человеческой толпы, охваченной зоологическим инстинктом группового эгоизма.
-
Уроки русской классической литературы и до сих пор ещё не усвоены и даже не понятны вполне, мы ещё только пробиваемся к их постижению, проходя горький опыт исторических потрясений 20 – начала 21 века. И в этом смысле русская классика всё ещё остаётся впереди, а не позади нас.
-
Литература.
Ю.В. Лебедев. Литература. Москва «Просвещение» 2015
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.