Содержание
-
Пугачёв в фольклоре
Выполнил ученик 8 класса Кассамединов Адильбек
-
Вступление
Крестьянское восстание под предводи-тельством Е. И. Пугачёва. Это событие, как мы уже знаем, не раз было описано в произведениях русских писателей: «Исто-рия Пугачёвского бунта» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, для написания ко-торых он провёл большую исследовательскую работу; поэма Пугачёв» С. А. Есенина, который просто не мог не писать о таком крупном событии в истории России. Но не стоит забывать и о фольклорных произведениях разных жанров (исторические песни, предания) на эту тему. Ведь фольклор – это «творение» самого народа, очевидца всех этих событий. Это выражение психологии, чувств, оценки восстания и его предводителя из уст его участников. Да, Пушкин и Есенин здесь тоже не ошиблись, но рассказ народа в таком смысле бесценен.
-
Как народ писал о Пугачёве?
И почти всю сущность фольклорных сказаний о Пугачёве можно извлечь хотя бы из того, что он был предводителем народного восстания, заступником крестьян, которому была не безразлична их судьба. Русский народ всегда складывал легенды о том, что придёт идеальный, «мужицкий» царь, которым и посчитали Пугачёва, выдавшего себя за Петра III. А люди и воспринимали его таковым, поэтому изображали его истинным законным царём (как в предании «О Пугачёве»). Это и послужило основой «Пугачёвскому сюжету» фольклора – борьба против произвола и угнетения властей и помещиков, защита низов (крестьян, рабочих), которые верны своему «царю» и готовы всегда ему помочь.
-
И, как того самого «мужицкий» государь, Емельяна Ивановича уважали за его чисто «мужицкие» черты характера: заступление за простых людей, смелость, силу, стремление к свободе. Он изображался так, что становился похож на классических персонажей русского фольклора – богатырей. Как пример вольности и непокорности можно привести песни «Пугачёв в Астрахани» и «Пугачёв и Панин».
-
Пугачев в Астрахани
Как во славном городе АстраханеПоявился добрый молодец,Добрый молодец Емельян Пугач.Обряженный он в кафтанчик сто рублей,Шеферочек на нем в пятьдесят рублей,Шапочку набекрень держит,Во правой ли руке тросточка серебряная,На тросточке ленточка букетоваяХорошо он по городу погуливает,А тросточкой упирается,Ленточкой похваляется,Со князьями, со боярами не кланяется,К астраханскому губернатору и под лад не идет.Астраханский губернатор призадумался.Он увидел его из хрустального стекла.Посылает за ним слуг верныихДопросить его словесным допросом.Нагоняли его слуги верные,Допрашивали его словесным допросом:«Какого ты рода-племени?Царь ли ты, или царский сын?»«Я не царь и не царский сынок,А родом – Емеля Пугач.Много я вешал господ и князей,По Рассеи вешал я неправедных людей».
-
Народная любовь к герою видна из песен «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Люди назвали Пугачева «народным заступником», «звёздочкой», «добрым молодцем», «красным солнышком», а себя после его казни — «сиротами». Это ещё более подчёркивает благодарность народа к сделанному Емельяном Пугачёвым, сожаление о его гибели. А частые повторы уменьшительно-ласкательных слов похожи на «травушку-муравушку»из «Ильи Муромца». Пугачёв действительно стал народным героем, как и он.
-
Пугачёв казнён
Емельян ты наш родный батюшка!На кого ты нас покинул?Красное солнышко закатилось…Как осталися мы сироты горемычны,Некому за нас заступиться,Крепку думушку за нас раздумать.
-
Но отношение у Пугачёву не всегда было таким положительным. Если в одних он восхвалялся как вольный казак и заступник народа, то в других осуждался как самозванец. Эта противоречивость вызвана различием оценок Пугачёва в разных точек зрения, ведь люди в народе разные, а он в одном смысле действительно творил зло. И одна из таких исторических песен с критикой Пугачёва – «Начало восстания на Яике».
-
Заключение
В любом случае народ любил и уважал казака-самозванца за все его качества, писал о нём как о самом близком человеке. И даже не мог смириться с исходом восстания – пошла новая легенда, что якобы на самом деле Емельян Иванович жив, где-то собирает силы, и вот-вот снова придёт на помощь крестьянам. А на казнь вместо него добровольно пошёл обычный солдат.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.