Презентация на тему "Пушкинские реминисценции"

Презентация: Пушкинские реминисценции
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Пушкинские реминисценции" для 9-11 класса в режиме онлайн. Содержит 28 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

  • Презентация: Пушкинские реминисценции
    Слайд 1

    Пушкинские реминисценции в русской литературе ХIХ века.

  • Слайд 2

    Методологический паспорт проекта

    Противоречие: Творчество каждого автора самобытно, индивидуально. Но довольно часто в произведениях художественной литературы, принадлежащих перу мастеров слова, можно наблюдать явное или скрытое, но несомненное, «присутствие» чужого текста. Проблема: Каково значение привлечения чужого текста в творчестве классиков русской литературы?

  • Слайд 3

    Актуальность исследования: Продолжение исследовательской работы 2009-2010 учебного года Интерес к роли и значению пушкинского слова в произведениях русской литературы, изучаемых в 10м классе

  • Слайд 4

    Цель исследования: выявить роль пушкинских реминисценций в русской литературе ХIХ века на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда».

  • Слайд 5

    Гипотеза: Если изучить литературу, дающую определение и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте; изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского слова в формировании творческого мироощущения писателей; исследовать тексты художественных произведений; исследовать тексты художественных произведений; выявить основные типы пушкинских реминисценций в исследуемых текстах;

  • Слайд 6

    То можно сделать вывод о роли пушкинских реминисценций в литературе XIX века; роли реминисценции как таковой в литературе XIX века.

  • Слайд 7

    Задачи: 1) Изучить литературоведческие материалы, дающие определение и систематизацию реминисценции, ее типам и функциям в художественном тексте; 2) Изучить биографические материалы, дающие представление о роли пушкинского наследия в формировании творческого мироощущения И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова;

  • Слайд 8

    3) Исследовать тексты художественных произведений (роман И.А.Гончарова «Обыкновенная история», роман Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказ А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда») на предмет использования в них реминисценций пушкинских текстов; 4) Выявить основные типы реминисценций в данных произведениях и определить их роль; 5) Сделать выводы о значении пушкинских реминисценций в литературе ХIХ века (на примере романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история», романа Ф.М.Достоевского «Идиот», рассказа А.П.Чехова «Скрипка Ротшильда»).

  • Слайд 9

    Библиография

    Справочный материал: Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. «Хрестоматия критических материалов. Русская литература XIX века» Берковский Н. Я. «Повести Белкина», «Статьи о литературе» Википедия Свободная энциклопедия (http://ru.wikipedia.org) Головачева А. Г. «Повести Ивана Петровича Белкина, «пересказанные» Антоном Павловичем Чеховым», «Чеховиана: Чехов и Пушкин» Издательство Московского университета. «Русская литература XIX – XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы в двух томах»

  • Слайд 10

    Касаткина Т.А. «Художественная реальность слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа "реализма в высшем смысле"» Лотман Ю.М. «Учебник по русской литературе для средней школы» Мельник В.И. «А.С.Пушкин в жизни И.А.Гончарова» - www.portal-slovo.ru. Супрун А. Е. «Текстовые реминисценции как языковое явление» Хализев В.Е. «Теория литературы»

  • Слайд 11

    Художественные произведения: Гончаров И.А. «Обыкновенная история» - СПБ.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2009. Достоевский Ф.М. «Идиот» - М.: «Издательство Астрель», 2010. Пушкин А.С. «Сочинения в трех томах» - М.: «Художественная литература», 1986. Чехов А. П. «Полное собрание сочинений и писем» - М.: «Наука», 1974-1982.

  • Слайд 12

    Теоретическая часть

    1.1 Определение понятия «реминисценция» в литературе и характеристика основных его видов 1.2 Пушкинское слово в русской литературе ХIХ века

  • Слайд 13

    2.1.1. Иван Александрович Гончаров и Александр Сергеевич Пушкин 2.2.1. Федор Михайлович Достоевский и Александр Сергеевич Пушкин 2.3.1. Антон Павлович Чехов и Александр Сергеевич Пушкин

  • Слайд 14

    Практическая часть

    2.1. Пушкинские реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» 2.1.2. Реминисценции в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» 2.2. Пушкинские реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 2.2.2. Реминисценции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» 2.3. Пушкинские реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» 2.3.2. Реминисценции в рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»

  • Слайд 15

    А.С. Пушкин Адриян Прохоров обыкновенно был угрюм и задумчив Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком. А.П. Чехов Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа Полицейский надзиратель был два года болен и чахнул, и Яков с нетерпением ждал, когда он умрет, но надзиратель уехал в губернский город лечиться и взял да там и умер.

  • Слайд 16

    «Я … жаркий и неизменный поклонник Александра Сергеевича. Он с детства был моим идолом, и только он один…» - И.А. Гончаров

  • Слайд 17

    Пушкинское слово в романе «Обыкновенная история»

    Борис Годунов Евгений Онегин Капитанская дочка Медный всадник Моцарт и Сальери Руслан и Людмила Скупой рыцарь Цыганы Возрождение Демон «Если жизнь тебя обманет…» К *** («Я помню чудное мговенье») «Мой первый друг, мой друг бесценный…» «Погасло дневное светило…» Полководец Цветок «Я вас любил…» «Я пережил свои желанья…»

  • Слайд 18

    Пушкинские реминисценции в романе «Обыкновенная история»

  • Слайд 19

    И.А. Гончаров «Обыкновенная история» однообразные каменные громады, которые, как колоссальные гробницы,сплошною массою тянутся одна за другою. А.С. Пушкин «Медный всадник» Громады стройные теснятся Дворцов и башен

  • Слайд 20

    Выводы

    При знакомстве с тем или иным произведением художественной литературы мы часто сталкиваемся с явлением реминисценции. Реминисценции  — это «образы литературы в литературе».

  • Слайд 21

    Реминисценции составляют одно из звеньев содержательной формы литературных произведений. Реминисценции реализуют культурно-художественную и жанрово-стилистическую проблематику творчества писателей, их потребность в художественно-образном отклике на явления предшествующего искусства, прежде всего словесного.

  • Слайд 22

    Пушкинское слово живет в произведениях русских писателей-классиков в самых разных проявлениях.

  • Слайд 23

    В романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история» пушкинские реминисценции: присутствуют во всем многообразии; составляют важный пласт «Обыкновенной истории», который связывает воедино все нити повествования, «временные» измерения романа; помогают читателю осознать причинно-следственные связи происходящего; дополняют и углубляют образы героев при соотнесении их с пушкинскими; помогают спроецировать происходящее в современном мире на ушедшую эпоху, выявить изменения, происшедшие в обществе и раскрыть их причины.

  • Слайд 24

    В романе Ф.М.Достоевского «Идиот» «ключевая» реминисценция: неразрывно связана с проблематикой романа и авторским замыслом; раскрывает многие аспекты внутреннего мира главного героя; проясняет чувства героя к Аглае и Настасье Филипповне; выводит героя на уровень предельного философского обобщения, приближая его к образу Христа; предвосхищает трагический итог жизни героя.

  • Слайд 25

    В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»пушкинская реминисценция: является основой композиции рассказа; раскрывает перед читателем глубинное сходство и внутреннюю полемику «двух крайних звеньев одной цепи – русской классической литературы». Подводит читателя к осознанию того, что бесчеловечно прожитая жизнь несостоявшегося «Ротшильда» была непрожитой жизнью музыканта.

  • Слайд 26

    Реминисценция как таковая: является интереснейшим художественным средством бесконечно расширяет смысловое пространство текста; рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя; требует высокой читательской культуры; выполняет функцию напоминания.

  • Слайд 27

    Всего и надо, что вчитаться,- боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою – Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть. Ю. Левитанский

  • Слайд 28

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке