Презентация на тему "«Российская грамматика» М.В. Ломоносова" 10 класс

Презентация: «Российская грамматика» М.В. Ломоносова
Включить эффекты
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 10 класса на тему "«Российская грамматика» М.В. Ломоносова" по литературе. Состоит из 11 слайдов. Размер файла 0.14 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: «Российская грамматика» М.В. Ломоносова
    Слайд 1

    «Российская грамматика» М.В.Ломоносова Работа ученицы 10 Б класса МБОУ СОШ№1 с.Канглы Ажахметовой Алтынай Учитель – Джамбулатова Л.Х.

  • Слайд 2

    М.В. Ломоносов«длЯ РОССИИ БЫЛО СЧАСТЬЕМ, ЧТО СТОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, СТОЛЬ ГЕНИАЛЬНЫЙ УМ ОКАЗАЛСЯ НАПРАВЛЕН В СТОРОНУ НАУК, НАИБОЛЕЕ НУЖНЫХ В ТО ВРЕМЯ СТРАНЕ И НАРОДУ»б.В. ШЕРГИН

  • Слайд 3

    Тернистый путь ученого к науке

  • Слайд 4

    «Российская грамматика» впервые была опубликована в 1757 году.

  • Слайд 5

    Композиция «Российской грамматики»

    «Российская грамматика» состоит из шести «наставлений», в которых Ломоносов излагает свои взгляды на теорию; историю языка; описывает учение о частях речи, называя их «частями человеческого голоса»; учение о звуках русской речи; синтаксис словосочетания.

  • Слайд 6

    Основные методы изучения языкового материала

    1) сравнительно-исторический метод; 2) функционально-стилистический метод; 3) нормативно-описательный метод; 4) метод социально-речевых оценок.

  • Слайд 7

    Сравнительно – исторический метод

    В «Российской грамматике» постоянно сравниваются слова, фразеологизмы и грамматические формы русского, польского, чешского, сербского и других славянских языков. Ломоносов сопоставляет структурные особенности славянских языков с другими языками индоевропейской семьи.

  • Слайд 8

    Функционально – стилистический метод

    Ломоносов обращается уже к другой проблеме – проблеме описания структуры нового литературного языка и его функционально-речевых разновидностей. Ученый выясняет, как в результате сложных процессов взаимодействия между системами книжнославянского и русского языков, начавшихся со второй половины XVI- начала XVII века, эти близкородственные стихии перестают быть отдельными языками и создают единый литературный язык на общерусской народно-речевой основе с функциональными разновидностями, которые он называет «штилями», - высокий, средний и низкий «штили».

  • Слайд 9

    Нормативно – описательный метод

    Описание норм, по мысли Ломоносова, должно быть построено на внимательном изучении характера речевого употребления говорящих по-русски. Ломоносов вскрывает диалектическую зависимость между употреблением и нормой, отраженной в грамматике. Грамматика, считает он, должна строиться на изучении речевого опыта говорящих и пишущих по-русски.

  • Слайд 10

    Исследовательский метод

    По мысли ученого, следование социально-речевым оценкам, которые выявляются из общего опыта хорошо говорящих по-русски и корректируются грамматикой, дает возможность создавать представление о «правильном российском штиле». Ломоносов обосновывает этот выбор. Поэтому он постоянно указывает, какое употребление «приличнее» или «пристойнее», «приличнее положить» или «пристойнее места взять». В пестрой картине советов и рекомендаций, существовавших в речевой практике послепетровского времени, авторитетные грамматические предписания Ломоносова имели жизненно важное значение для нормализации нового литературного языка.

  • Слайд 11

    О вы, которых ожидает Отечество из недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне одобрены Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. В. Ломоносов

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке