Презентация на тему "Русская литература XIX века"

Презентация: Русская литература XIX века
Включить эффекты
1 из 63
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
38 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа по литературе на тему: "Русская литература и искусство XIX века". Автор рассказывает о течениях, которые буйствовали в ту эпоху в русской литературе и искусстве, знакомит с наиболее яркими ее представителями и идеями, которые они продвигали. 

Краткое содержание

  • Классика -литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой литературе.
  • Разночинцы
  • Консерваторы
  • Либералы
  • Революционеры-демократы
  • Западники
  • Славянофилы
  • «Почвенники»
  • Реализм

Содержание

  • Презентация: Русская литература XIX века
    Слайд 1
  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Словарная работа:

    • Классика -литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой литературе.
    • Разночинцы
    • Консерваторы
    • Либералы
    • Революционеры-демократы
    • Западники
    • Славянофилы
    • «Почвенники»
    • Реализм
    • «Чистое искусство»
  • Слайд 4

    Во второй половине 19 века начинается второй период русского освободительного движения. На смену узкому кругу дворянских революционеров шли новые деятели – РАЗНОЧИНЦЫ.

    РАЗНОЧИНЦЫ - Выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства.Разночинцы жадно тянулись к знаниям и, овладев ими, становились учителями, врачами, инженерами, учеными, писателями, критиками.

  • Слайд 5

    Либералы – (разные социальные группы, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) остро критиковали порядки самодержавно-полицейского государства, выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих от самой власти, а главное – без каких-либо бунтов, волнений, революций. ( А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).

  • Слайд 6

    Революционеры-демократы – это в подавляющем большинстве разночинцы. Они выражали стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством путем крестьянской революции (Н.Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов).

  • Слайд 7

    Эти общественные группы пытаются найти ответ на вопрос о путях развития России: Развитие России по западному образцу; 2) России имеет свою особенную судьбу. В зависимости от ответа на эти вопросы появляются группы :

    Западники «Почвенники» Славянофилы

  • Слайд 8

    Западники     -    представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство З. по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи З. выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.

  • Слайд 9

    Славянофилы- представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского.Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, А. С. Хомяков и др. Близки к С. были В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев.

  • Слайд 10

    Почвенничество— течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками.

    Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. Представители – Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.

  • Слайд 11

    Расцвет реализма в литературе.

    В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений: Критический реализм («натуральная школа») и«чистое искусство» Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В своём исторически конкретном значении термин "реализм" обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с другими направлениями в 20 в. (вплоть до современности).

  • Слайд 12

    Черты критического реализма: 1)Правдивое отражение жизненных явлений ;

    2)Субъективная оценка писателя, вынесение «приговора»жизненным явлениям действительности;

    3) Показ жизни в развитии;

    4) внимание к социально-бытовому фону, среде;

    5) В центре повествования – духовное становление личности; «диалектика души»

  • Слайд 13

    Жанровая специализация литературы 19 века:

    -Роман, роман-эпопея; РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности. ТЕМЫ:

    • «Маленького человека»;
    • «Лишнего человека»;
    • «Новых людей».

    Герой – разночинец. -публицистические жанры: очерки, статья, путевые зарисовки, заметки; -развитие лирических жанров идет на спад.

  • Слайд 14

    Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» (А.Фет, А.К.Толстой).

  • Слайд 15

    5. Основные проблемы литературы 19 века:

    • добро и зло;
    • вина и наказание;
    • мир и война;
    • энергия человека и его бездействие;
    • мудрость и легкомыслие;
    • любовь и отчуждение;
    • деспотизм и рабство;
    • труд и праздность;
    • тело и душа;
    • вера и скепсис.
  • Слайд 16

    6.Литературная критика второй половины 19 века. Знаменитые критики 19 века: В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев

  • Слайд 17

    Золотой век русской литературы Литературные направления:

    • романтизм;
    • реализм.

    I половина XIX века.

    • В. А. Жуковский.
    • А. С. Грибоедов.
    • А С. Пушкин.
    • М. Ю. Лермонтов.
    • Ф. И. Тютчев.
    • А. А. Фет.
    • Н. В. Гоголь.
    • А. Н. Островский.
    • Имена.
    • II половина XIX века.
    • Н. А. Некрасов
    • Ф. М. Достоевский.
    • Л. Н. Толстой.
    • А. П. Чехов.
  • Слайд 18

    Литература

    • Н. А. Некрасов
    • Ф. И. Тютчев
    • М. Е. Салтыков-Щедрин
    • А. Н. Островский
    • И. А. Гончаров
    • А. А. Фет
  • Слайд 19
    • А. П. Чехов
    • Ф. М. Достоевский
    • Л. Н.Толстой
    • Н. С. Лесков
    • И.С. Тургенев

    Литература

  • Слайд 20

    политическая

    В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их.

    • социальная
    • культурная

    Главные вопросы эпохи

    • Ктовиноват?
    • Что делать?

    Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.

    жизнь страны

  • Слайд 21

    «Это было удивительное время, - …когда всякий хотел думать, читать, учиться. Порыв был сильный и задачи огромные. Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, ученые…»

    • Кто виноват?
    • Что делать?
  • Слайд 22

    Главные исторические события XIX века

    • 12 июля – декабрь 1812г. – война с Наполеоном
    • 1821г – образование Северного и Южного общества декабристов
    • 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади
    • 1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России
    • 19 февраля 1861г – отмена крепостного права
    • 1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.)
    • 1877 – 1878гг – Русско-турецкая война
    • 1 марта 1881г – убийство Александра II народниками
  • Слайд 23

    Журналистика

    «Современник»

    «Русское слово»

    «Колокол»

    «Искра»

    Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г. Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом , звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты. «Библиотека для чтения» «Русский вестник» Критик А .Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов. Журнал Каткова(изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.

  • Слайд 24

    Журнал «Современник» Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г, за год до его смерти. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. Журнал стоял вне группировок. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро два гениальных представителя, Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. Успех журнала возрастал с каждой новой его книжкой. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя три недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова. В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда. Редакция журнала «Современник»

  • Слайд 25

    Журнал «Искра» Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Щедрина, Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов. П. А. Шумахер. «Кто она?» Тятька! Эвон что народу Собралось у кабака… Ждут каку-то всё свободу: Тятька, кто она така? Цыц! Никши! Пущай гуторят, Наше дело сторона… Вот возьмут тебя да вспорят, Так узнаешь, кто она! 1862г.

  • Слайд 26

    Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире». (М. М. Бахтин) М. М. Бахтин

  • Слайд 27

    Исаак Левитан

  • Слайд 28

    И. Левитан «Март»

  • Слайд 29

    И. Левитан «Золотая осень»

  • Слайд 30

    И. Левитан «Осень»

  • Слайд 31

    И. Левитан «Осень в Сокольниках»

  • Слайд 32

    И. Левитан «Владимирка»

  • Слайд 33

    И. Левитан «После дождя»

  • Слайд 34

    И. Левитан «Над вечным покоем»

  • Слайд 35

    И. Левитан «Озеро. Утро »

  • Слайд 36

    И. Левитан. «На озере»

  • Слайд 37

    А.А. Пластов «Юность. Утро.»

  • Слайд 38

    К. Флавинский «Княжна Тараканова»

  • Слайд 39

    В. Шварц. «Вешний поезд на богомолье»

  • Слайд 40

    Н. Ге «Тайная вечеря»

  • Слайд 41

    В. Перов «Тройка»

  • Слайд 42

    В. Перов «Проводы покойника»

  • Слайд 43
    • В. Перов «Проводы покойника»
    • Перов В.Г. Портрет Достоевского
    • Перов В.Г. Портрет Островского А.Н.
  • Слайд 44
    • Крамской И.Н. Портрет Толстого Л.Н.
    • Крамской И.Н. Портрет Гончарова И А
  • Слайд 45

    И.Н. Крамской «Неизвестная»

  • Слайд 46
  • Слайд 47

    В.И. Суриков «Боярыня Морозова»

  • Слайд 48

    И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»

  • Слайд 49

    А. Венецианов «На пашне»

  • Слайд 50

    В. Пукирев «Неравный брак»

  • Слайд 51

    В. Неврев «Торг»

  • Слайд 52

    И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

  • Слайд 53

    А. Саврасов «Грачи прилетели»

  • Слайд 54

    В. Е. Маковский (1846-1920) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв(1830-1904) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв(1832-1890) «Неравный брак»

  • Слайд 55

    И. И. Шишкин(1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».

  • Слайд 56

    В. Д. Поленов (1844-1927) Основные работы: «Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад» Плэнерные пейзажи, бытовые, исторические картины

  • Слайд 57

    Наука Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая. В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А, Бокова – доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), перевёдшая на русский язык книгу Брема «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие. В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.

  • Слайд 58

    Театр

    • I половина XIX века
    • Фонвизин «Недоросль»;
    • Грибоедов«Горе от ума»;
    • Гоголь«Ревизор», «Женитьба»;
    • Шекспир,
    • Мольер
    • Мелодрамы, водевили 60%

    А. Н. Островский (1823 – 1886)– родоначальник русского национального театра 25 пьес! «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»… II половина XIX века

  • Слайд 59

    Музыка М. И. Глинка (1804 – 1857)

    М. И. Глинка– родоначальникклассической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) Основные произведения: Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни. В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Основные произведения:оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. П. И. Чайковский ( 1840-1893)

    Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.

  • Слайд 60

    «Могучая кучка» М. А. Балакирев(1837-1910)организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы. М. П. Мусоргский(1839-1881) А. П. Бородин(1834-1887) Н. А. Римский-Корсаков(1844-1908) Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над своими музыкальными произведениями.Основные произведения:Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен. Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. .Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. Тесная связь с русским фольклором. Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом». Ц. А. Кюи(1835-1908) Военный инженер. Основные произведения: оперы: «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.

  • Слайд 61

    Девиз кружка: музыкальный реализм и народность сочувствовали передовым идеям века; сюжеты находили в историческом прошлом русского народа; в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»; широко общались с публикой

  • Слайд 62

    «Прекрасное есть жизнь». Чернышевский «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы

    • консерваторы
    • либералы
    • революционные
    • демократы

    II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев(Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский),романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).

  • Слайд 63
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке