Содержание
-
«Слово о полку Игореве» - призыв к единению русской земли. 9 класс Дидактические материалы к уроку.
-
Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам… А.С.Пушкин
-
Содержание Историческая основа «Слова…» Работа с текстом История открытия «Слова…» "Слово..." - призыв к единению.
-
1812 г. – сборник, включавший «Слово о полку Игореве», сгорел в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина. До нас дошла одна из копий рукописи, снятая для Екатерины II. 1788 г. – А.И.Мусин-Пушкин, собиратель русской древности, приобрёл у бывшего архимадрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля Быковского сборник древнерусских произведений. 1795 г. – текст «Слова о полку Игореве» был обнаружен А.И.Мусиным-Пушкиным в сборнике рукописей. 1800 г. – «Слово о полку Игореве» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с учёными А.Ф.Малиновским, Н.Н.Бантышем-Каменским и историком Н.М.Карамзиным. История открытия "Слова..."
-
-
Феодальные усобицы XII века Потомки Владимира Мономаха Потомки Олега Святославича («Гориславича») Половецкая «помощь» 70-е годы XII века – «рать без перерыва» 80-е годы –попытка примирения ольговичей и мономаховичей
-
Новгород-Северское княжество Княжество с центром в городе Новгород-Северский (известен с 1044 года, ныне относится к Черниговской области Украины, на р.Десна). Располагалось по рекам Десна, Сейм и верховью Оки. В XI-XII веках - удел Черниговского княжества. После монголо-татарского нашествия княжество не упоминается.
-
Рюрик уступает Киевский престол Святославу Всеволодовичу, ольговичу, в обмен на обещание порвать связи споловцами Князь Игорь Новгород-Северский ольгович 1180 г – в союзе с половцами воевал с Рюриком Ростиславовичем Киевским. Обязательства Святослава – феодального главы – распространяются и на Игоря
-
Сдѣя Господь спасенье велико нашим князем и воемъ ихъ надъ врагы нашими, побѣжени быша иноплеменьници... кумани, рекше половци. И бысть радость велика…и възвратишася домовь, славяще Бога и святую Богородицю, скорую помощницю роду хрестьяньску. Весна 1184 года Объединённое русское войско одержало победу над половцами
-
(из Ипатьевской летописи) Не желая быть заподозренным в умышленном уклонении от битвы с бывшим союзником – Кончаком, Игорь в 1185г. идёт в собственный поход. Князь Игорь Новгород-Северский
-
План событий по Ипатьевской летописи 8. Побег Игоря. Выступление в поход Игоря. 2. Солнечное затмение. 3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода. 4. Первое удачное столкновение с половцами. 5. Неудачи второго боя. 6. Ранение и пленение Игоря. 7. Набеги половцев на Русь.
-
Любовь к родине вдохновляла автора «Слова о полку Игореве». Она как бы водила его пером. Она же сделала его произведение бессмертным – равно понятным и близким всем людям, подлинно любящим свою родину и свой народ. Д.С.Лихачёв
-
Композиция «Слова…» трёхчастна Идея единения Руси в композиции "Слова.."
-
-
Боян же вещий,если хотел кому песнь воспеть,то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Не пристало ли нам, братья,начать старыми словамипечальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Да начнем же песнь этупо былинам нашего времени,а не по замышлению Бояна. Васнецов. Гусляры
-
Тогда Игорь взглянул на светлое солнце… …И сказал Игорь-князь дружине своей:«О дружина моя и братья!Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть;сядем же, братья, на борзы́х конейда посмотрим на синий Дон». Ум князя уступил желанию,и охота отведать Дон великийзаслонила ему предзнаменование. («Слово о полку…») (Из Ипатьевской летописи) Сравните описание обращения князя Игоря к своей дружине в Ипатьевской летописи и в «Слове о полку Игореве». Каким видят князя Игоря летописец и автор «Слова…»? Поход князя Игоря
-
Спозаранок в пятницупотоптали они поганые полки половецкие….. («Слово о полку Игореве…» ) Из Ипатьевской летописи Первая битва
-
Вторая битва «…половцы идут от Дона, и от моря» «Ярый тур Всеволод!» «Были века Трояна,минули годы Ярославовы;были походы Олеговы,Олега Святославича» «Игорь полки заворачивает,ибо жаль ему милого брата Всеволода» «…на третий день к полудню пали стяги Игоревы» «Никнет трава от жалости,а дерево с горем к земле приклонилось.» Спозаранок в пятницупотоптали они поганые полки половецкие….. («Слово о полку Игореве…» ) Первая битва Почему вторая битва, в отличие от первой, описана в «Слове…» так подробно?
-
Работа с переводами... Какой эпизод второй битвы изобразил художник? Что ему удалось передать в своем произведении? В. М. Назарук. Битва Борис ОЛЬШАНСКИЙ. Слово о полку Игореве. Как, на ваш взгляд, художник относится к герою своей картины? Какое чувство вызывает герой у зрителей? В.М.Васнецов. «После побоища Игоря Святославича с половцами» Какие чувства вызывает картина? С какими строками "Слова..." можно соотнести эти ощущения?
-
Что мне шумит,Что мне звенитТак задолго рано перед зарею?Игорь полки заворачивает!Жаль ему милого брата Всеволода.Билися день,Бились другой,На третий день к полднюПали знамена Игоревы!Тут разлучилися братья на бреге быстрой Каялы;Тут кровавого вина недостало;Тут пир докончили бесстрашные русские,Сватов попоили,А сами легли за Русскую землю!Поникает трава от жалости,А древо печалиюК земле преклонилось.Уже невеселое, братья, время настало;Уже пустыня силу прикрыла! В.А.Жуковский Что там шумит, Что там звенитДалеко во мгле, перед зарею?Игорь, весь израненный, спешитБеглецов вернуть обратно к бою.Не удержишь вражескую рать!Жалко брата Игорю терять.Бились день, рубились день, другой,В третий день к полудню стяги пали,И расстался с братом брат роднойНа реке кровавой на Каяле.Недостало русичам вина,Славный пир дружины завершили — Напоили сватов допьяна,Да и сами головы сложили.Степь поникла, жалости полна,И деревья ветви преклонили. Н. Заболоцкий
-
Что мне шумит,Что мне звенитДалеко-далекоРано перед зорями?С рассвета до полночи,С полночи до рассветавтыкаются стрелы в разинутые зрачки. И копья прокалываюткольчужные сеткинасквозь, до лопаток. Кобылы, храпя у реки, колотят копытом еще не остывшие ребра, и ребра потрескивают.Пробираясь по ребрам вперед,бойцы-половчане, чумея от бычьего рева, сдираютс трупья золотое добро и тряпье. На третьем рассветековуи не вынесли боя,бегут, озираясь,роняя тупые мечи,кровь затвердевает,кровь крошится под ногою, и красными щепками в спины ковуям стучит!Напрасно князь Игорьковуям грозит: «Берегитесь!» -На иноходце бичом вымещая зло, -ковуи бегут!И у князя рука перебита,рука омертвела,висит на плече, как весло. Виктор Соснора
-
-
Тогда великий Святославизронил золотое слово, со слезами смешанное: …Горе и тоска сыну Глебову!» О мои дети, Игорь и Всеволод!... Не вижу уже власти…брата моего Ярослава Но сказали вы: “Помужествуем сами:прошлую славу себе похитим,а будущую сами поделим!” А разве дивно, братья, старому помолодеть? Но вот зло — князья мне не помогают…
-
Великий князь Всеволод!Неужели и мысленно тебе не прилететь издалекаотчий золотой стол поблюсти?Ты ведь можешь Волгу веслами расплескать,а Дон шлемами вылить!Если бы ты был здесь, то была бы раба по ногáте, а раб по рéзани.Ты ведь можешь посуху живыми копьями стрелять — удалыми сыновьями Глебовыми. Ты, буйный Рюрик, и Давыд!Не ваши ли воины золочеными шлемами по крови плавали?Не ваша ли храбрая дружина рыкает, как туры, раненные саблями калеными на поле незнаемом?Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича! Галицкий Осмомысл Ярослав!Высоко сидишь ты на своем златокованом престоле,подпер горы Венгерские своими железными полками,заступив королю путь,затворив Дунаю ворота,меча тяжести через облака,суды рядя до Дуная.Грозы твои по землям текут,отворяешь Киеву ворота,стреляешь с отчего золотого престола салтанов за землями.Стреляй же, господин, в Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича! А ты, буйный Роман, и Мстислав!Храбрая мысль влечет ваш ум на подвиг.Высоко взмываешь на подвиг в отваге,точно сокол на ветрах паря,стремясь птицу храбро одолеть.Есть ведь у вас железные пóдвязи под шлемами латинскими.От них дрогнула земля, и многие страны — Хи́нова, Литва, Ятвя́ги, Деремéла,и половцы копья свои повергли, а головы свои подклонили под те мечи булатные. Ярослава все внуки и Всеслава!Склоните стяги свои,вложите в ножны свои мечи поврежденные,ибо лишились вы славы дедов.Вы ведь своими крамоламиначали наводить поганых на землю Русскую, на богатство Всеслава.Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой. Кто обращается к русским князьям: Святослав или автор? За что восхваляют и за что осуждают русских князей?
-
Обращение к силам природы Для автора «Слова…» природа – единое целое, часть Русской земли. «Это объединение всей Русской земли в единый конкретный, живой и волнующий образ, широкие картины родной русской природы — один из самых существенных элементов призыва автора к единению.» ( Д. С. Лихачёв)
-
Как в «Слове…» объясняется необходимость побега князя Игоря из плена? Игорю-князю Бог путь указывает из земли Половецкой в землю Русскую, к отчему золотому столу… …Сказали Боян и Ходына,Святославовы песнотворцы старого времени Ярослава, Олега-князя любимцы: «Тяжко голове без плеч,беда телу без головы» — так и Русской земле без Игоря.
-
Певши песнь старым князьям,потом и молодым петь:Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу! Здравы будьте, князь и дружина,борясь за христиан против нашествий поганых! Князьям слава и дружине! Аминь. За что поют славу князю Игорю?
-
По своим идеям «Слово о полку Игореве» не было одиноким памятником. В сущности, вся русская литература XII века пронизана идеей необходимости единения, — особенно единения княжеского, сплочения военного и прекращения усобиц. Литература противостоит печальной действительности. Она отталкивается от нее, призывает к ее исправлению. В этом своеобразная диалектика отношений литературы и действительности. Д. С. Лихачев
-
Спасибо за внимание!
-
1. Докажите, что «Слово…» опирается на уже существующие литературные традиции. 2. Чем отличается повествование автора от песни Бояна? Вопросы и задания
-
1. Какое описание боя вам ближе? 2. Какое полнее передаёт атмосферу «Слова…»? Вопросы и задания
-
Как вы думаете, когда был создан последний перевод? Мнение обоснуйте. Вопросы и задания
-
золотой Золотой – цвет божественного присутствия в тварном мире В русских сказках – принадлежащий к потустороннему царству. Сделанный из золота. Цвета золота. Исчисляемый на золото, по курсу золота (экон.) перен. Счастливый, блаженный, цветущий, блестящий. перен. Прекрасный, драгоценный, замечательный по достоинствам, очень ценный Дорогой, любимый, ненаглядный (разг.). В каком значении использует автор «Слова…» эпитет «золотое»?
-
Комментарии Владимир Мономах -Из рода Рюриковичей. Сын Всеволода I Ярославича Олег Святославич «Гориславич» - постоянный противник Владимира Мономаха, дед Игоря Новгород-Северского. Рюрик Ростиславович – русский князь, провёл всю жизнь в походах на половцев и феодальных распрях. Семь раз добивался киевского престола Святослав Всеволодович – киевский князь, двоюродный брат Игоря и Всеволода Святославичей …брата моего Ярослава - Ярослава Всеволодовича Черниговского, родного брата Святослава Всеволодовича Киевского …сыну Глебову – Владимир Глебович Переяславский. При осаде Переяславля войском хана Кончака был ранен тремя копьями Всеволод – князь Владимиро-Суздальский, сын Юрия Долгорукого. Один из самых сильных князей 11 – 12 веков. Давыд – князь Смоленский, брат Рюрика Ростиславовича Всеволод, князь трубчевский и курский, родной брат Игоря Святославича Игорь Святославич – Новгород-Северский князь из рода Ольговичей
-
Ятвяги – одно из литовских племён Деремела – вероятно, ятвяжская область и ятвяжское племя Ярослава все внуки и Всеслава – потомки Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого, долгое время враждовавшие друг с другом. Ингварь и Всеволод, и все три Мстиславича... — волынские князья. Комментарии Роман – князь Владимиро-Волынский и, впоследствии, Галичский. Мстислав, возможно, его двоюродный брат или приближённый Галицкий Осмомысл Ярослав – Ярослав Владимирович Галицкий, тесть Игоря Новгород-Северского
-
Словарь Поблюсти– охранять, беречь Ногата – мелкая монета, 1/20 гривны. Резана – мелкая монета, 1/50 гривны. Тур – дикий бык или зубр, тур выступает здесь как олицетворение мужества и силы. Рядить(суда) – нанимать, уговариваясь обусловиях, оплате. Поганый – нечистый с религиозной точки зрения, первоначально – нехристианский, языческий Булатный – сделанный из узорчатой стали высокой прочности Крамола – мятеж, заговор. Усобица – то же, что междоусобица. Несогласие, раздор Гривна – денежно-весовая единица Древней Руси, серебряный слиток массой около 200 граммов. Стяг - знамя Патриотизм -любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.